Роль семейного чтения в развитии ребенка
«Роль семейного чтения в развитии ребенка»
Цель: Осмысление родителями важности семейного чтения и формирования обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению ребенка.
Пусть вас не удивляет идея посвятить родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения.
Именно в детском возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто нет. Поэтому на этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Способность тщательно переваривать в мозгу информацию и анализировать ее, можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение – ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребенка к книге. Воспитывать внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать ее.
Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Дошкольный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.
Значение книг и семейного чтения:
- Книга объединяет поколения.
Книги помогают развивать особую связь между ребенком и родителями. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей.
- Развивает речь.
Благодаря чтению развивается речь ребенка и его словарный запас. Книга учить ребенка выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Умение грамотно строить предложения.
- Развивает навыки слушания.
Книги воспитывают внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, перераьотать ее, способствуют формированию у детей способности активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Следовательно, у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
- Развивают воображение.
Работа с книгой стимулирует творческое воображение и фантазию. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Учит детей мыслить образами.
- Развивает мышление.
Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Д. Родари, В. Сутеева и др.
- Расширяют кругозор.
Из книг и журналов ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории т.е. обо всем что его интересует.
- Книга будит эмоции.
Слушая, либо читая книгу, ребенок учится сопереживать, радоваться, удивляться, сострадать.
- Книги и чтение их – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвеженок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет 5-6 учили, как себя вести…» и многие другие – это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.
- Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества.
Т.о. роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, предает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
- Читайте сами. Дети должны видеть родителей читающими(подражательная способность ребенка «срабатывает» в такой ситуации на результат)
- При выборе книг обратите внимание на иллюстрации, они должны быть максимально реалистичны.
- Систематически читайте ребенку.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке.
- Во время чтения обратите внимание на следующие рекомендации:
– читайте с выражением, меняя интонации в зависимости от персонажа;
– как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повысит интерес у ребенка;
- Обсуждайте прочитанную книгу с ребенком.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Рисуйте по мотивам прочитанных книг.
Источник
Доклад на родительском собрании :
«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.
Задачи:
1. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
2.Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.
3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.
Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста.
Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.
Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:
– интеллектуальное и эмоциональное развитие;
– развитие языка
– влияют на социализацию личности.
– социальное и образовательное развитие;
Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла , чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект. Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.
Чтение помогает в учёбе.Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.В обращении с ребенком помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения. 0@8B5 A2>5@>H85 :=838 A 40@AB25==>9 =04?8ALN, 4>1@K65;0=8O4K MB> AB0=5B AG0AB;82K @>4=> B@048F8OE, 4>@>38E 8 1;87:8E ;N4OE.
И пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь, и любить читать.
Анкетирование родителей.
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Какие книги он предпочитает?
- Как Вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
- Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
- Считаете ли Вы себя активным читателем?
- Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
- У Вас есть домашняя библиотека?
- Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Источник
Родительское собрание на тему:
«Роль семейного чтения в развитии личности ребенка»
Выполнила: Мамадалиева Г.Т.
Цель:
Способствовать возрождению традиции семейного чтения.
Организация семейного общения, совместного досуга детей и родителей.
Задачи:
Изучить читательскую ситуацию в семьях.
Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания детей
Привлечь детей и родителей к чтению.
Форма проведения: литературный конкурс – викторина.
План проведения:
1.Вступительное слово воспитателя:
Семейное чтение – процесс общения и сближения взрослых и детей.
2.Конкурс-викторина «Мама, папа, я – читающая семья»
3.Подведение итогов.
4.Акция «Прочитай мою любимую книжку»
I.Предварительная работа
Блиц – опрос среди детей об их отношении к книгам.
Подготовка заданий для конкурса.
Изготовление памятки для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения»
Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая сказка»
Изготовление пазла- книжки.
II.Организационный этап
Повесить в группе портреты детских писателей, цитаты и высказывания известных людей о чтении в семье.
III.Этап проведения
I.Вступительное слово воспитателя
– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании, которое я хотела бы начать со стихотворения В.Бокова:
Книга – учитель, книга – наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Как вы все уже догадались, речь сегодня пойдет о книгах, точнее о чтении. Для начала я предлагаю просмотреть небольшой блиц – опрос, который мы провели среди наших детей (показ видеоролика).
Вывод: только несколько семей читают книги, практикуют семейное чтение.
Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов»
Какова же роль семейного чтения? Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
“Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души”, – писал Я.Корчак..
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух).
А чтение вслух само по себе — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по – новому – всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
Именно поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.
Именно дом является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители.
В.А.Сухомлинский писал:”Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой”
А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, немного поиграть и вспомнить какие сказки вы помните.
II.Проведение конкурса -викторины.
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе-викторине.
Итак, первый конкурс.
- «Литературные анаграммы»
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились имена писателей или имена книжных персонажей или литературный термин.
ТОРБА-Б(Русская детская поэтесса) Барто
ОПЕР-И(инструмент писателя) перо
КОРТ-К(нелюбимый жених Дюймовочки) крот
МАК+ШАР-М(Детский писатель) Маршак
КРЕН+СОВА-Н(Русский поэт) Некрасов
РАК+СЛОН-К(В меру упитанный персонаж) Карлсон
ЗАД+ОРЕХ(Русский писатель, переводчик) Заходер
- II.Сказочная викторина для родителей:
1.Самый лучший знаток сказок рассказчик это…бабушка
2.Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (побеждает добро)
3.У этой «народной сказки автор все таки есть – Вл.Ив. Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица (Курочка Ряба)
4.Что в сказке «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?(ведро)
5.Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И.Чуковского, которая не желала умываться?(Мойдодыр)
6.Назовите писателя, придумавшего сказочных героев Винтика и Шпунтика
7.Назовите грозное оружие Соловья-разбойника (свист)
8.Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями и одним убийством. (колобок)
9.Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках(Патрикеевна)
10.В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап.(Репка)
11.Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.(Жучка)
12.Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом» (Золотой рыбке).
- III «.Из какой сказки эти предметы»
Ведущий показывает картинки предметов из сказки, команды по очереди называют сказки, которым они принадлежат и их авторов.
(1- дуб, яйцо; 2-печь, дубинка; 3-полено, Азбука; 4-чашка, кровать;5-шляпа, перо;6 — яблоня, избушка на курьих ножках;7-градусник и слушалка;8 – баночка варенья и плюшки)
- IV.Сказочный пазл
Теперь я предлагаю вам собрать сказку. У каждого из вас есть одна страничка из нашей книжки, но и она рассыпанная. Ваша задача собрать каждый свою страничку, а потом собрать всю сказку, потому что, скажу вам по секрету, мы ждем гостя, который очень обрадуется, если мы ее ему расскажем эту сказку.(Гуси-лебеди, гость- братец Иванушка)
Мы отдохнули все на славу,
И победили все на славу.
Итог собрания.
Однажды Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: Читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.
Я надеюсь, что вы, уважаемые родители, поняли всю важность семейного чтения с ребенком и сможете передать нашим детям мир, где они будут читать, воображать и понимать.
А еще предлагаю организовать в нашей группе уголок «Прочитай мою любимую книжку». Каждый из вас может принести свою любимую книжку, оставить ее в группе, чтобы желающие могли ее прочитать и вернуть опять, чтобы кто – то еще мог ее прочитать. Таким образом, вы сможете обмениваться любимыми книгами.
И закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением, которое написал Ю. Энтин:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Источник