Роль семейного чтения в развитии ребенка

«Роль семейного чтения в развитии ребенка»

Цель: Осмысление родителями важности семейного чтения и формирования обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению ребенка.

Пусть вас не удивляет идея посвятить родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения.

Именно в детском возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто нет. Поэтому на этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

Способность тщательно переваривать  в мозгу информацию и анализировать ее, можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение – ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребенка к книге. Воспитывать внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать ее.

Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Дошкольный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Значение книг и семейного чтения:

  1. Книга объединяет поколения.

Книги помогают развивать особую связь между ребенком и родителями. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей.

  1. Развивает речь.

Благодаря чтению развивается речь  ребенка и его словарный запас. Книга учить ребенка выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Умение грамотно строить предложения.

  1. Развивает навыки слушания.

Книги воспитывают внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, перераьотать ее, способствуют формированию у детей способности активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Следовательно, у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

  1. Развивают воображение.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение и фантазию. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Учит детей мыслить образами.

  1. Развивает мышление.

Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Д. Родари, В. Сутеева и др.

  1. Расширяют кругозор.

Из книг и журналов ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории т.е. обо всем что его интересует.

  1. Книга будит эмоции.

Слушая, либо читая книгу, ребенок учится сопереживать, радоваться, удивляться, сострадать.

  1. Книги и чтение их – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвеженок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет 5-6 учили, как себя вести…» и многие другие – это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.
  2. Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества.

Т.о. роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, предает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Читайте сами. Дети должны видеть родителей читающими(подражательная способность ребенка «срабатывает» в такой ситуации на результат)
  2. При выборе книг обратите внимание на иллюстрации, они должны быть максимально реалистичны.
  3. Систематически читайте ребенку.
  4. Чтение должно проходить в спокойной обстановке.
  5. Во время чтения обратите внимание на следующие рекомендации:

– читайте с выражением, меняя интонации в зависимости от персонажа;

– как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту.  Это повысит интерес у ребенка;

  1. Обсуждайте прочитанную книгу с ребенком.
  2. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  3. Воспитывайте бережное отношение к книге.
  4. Рисуйте по мотивам прочитанных книг.

Источник

Доклад на родительском собрании :

«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

 1. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

 2.Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

      Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
        В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
       А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи?  Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

 Отношение к книге и чтению  зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
         В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
        Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?  

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу.  А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать.  Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

– интеллектуальное и эмоциональное развитие;

– развитие языка

– влияют на социализацию личности.

– социальное и образовательное развитие;

Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным  и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,  сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла , чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».  

Чтение повышает интеллект. Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.

Чтение помогает в учёбе.Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной  выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.  И, безусловно, если ребёнок  читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.В обращении с ребенком помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.  0@8B5 A2>5@>H85 :=838 A 40@AB25==>9 =04?8ALN, 4>1@K65;0=8O4K MB> AB0=5B AG0AB;82K @>4=> B@048F8OE, 4>@>38E 8 1;87:8E ;N4OE.

И пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь, и любить читать.

Анкетирование родителей.

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как Вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
  • Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли Вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
  • У   Вас есть домашняя библиотека?
  • Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Источник

Родительское собрание на тему:

«Роль семейного чтения в развитии личности ребенка»

                                Выполнила: Мамадалиева Г.Т.

Цель: 

Способствовать возрождению традиции семейного чтения.

Организация семейного общения, совместного досуга детей и родителей.

Задачи:

Изучить читательскую ситуацию в семьях.

Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания детей

Привлечь детей и родителей к чтению.

Форма проведения: литературный конкурс – викторина.

План проведения:

1.Вступительное слово воспитателя:

Семейное чтение – процесс общения и сближения взрослых и детей. 

2.Конкурс-викторина «Мама, папа, я – читающая семья»

3.Подведение итогов.

4.Акция «Прочитай мою любимую книжку»

I.Предварительная работа

Блиц – опрос среди детей об их отношении к книгам.

Подготовка заданий для конкурса.

Изготовление памятки для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения»

Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая сказка»

Изготовление пазла- книжки.

II.Организационный этап

Повесить в группе портреты детских писателей, цитаты и высказывания известных людей о чтении в семье.

III.Этап проведения

I.Вступительное слово воспитателя

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании, которое я хотела бы начать со стихотворения В.Бокова:

Книга – учитель, книга – наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.

Как вы все уже догадались, речь сегодня пойдет о книгах, точнее о чтении. Для начала я предлагаю просмотреть небольшой блиц – опрос, который мы провели среди наших детей (показ видеоролика).

Вывод: только несколько семей читают книги, практикуют семейное чтение.

Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов»

Какова же роль семейного чтения? Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

“Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души”, – писал Я.Корчак..

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух).

А чтение вслух само по себе — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по – новому – всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.

Именно поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.

Именно дом является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители.

В.А.Сухомлинский писал:”Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой” 

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, немного поиграть и вспомнить какие сказки вы помните.

II.Проведение конкурса -викторины.

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе-викторине.

Итак, первый конкурс.

  • «Литературные анаграммы»

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились имена писателей или имена книжных персонажей или литературный термин.

ТОРБА-Б(Русская детская поэтесса) Барто

ОПЕР-И(инструмент писателя) перо

КОРТ-К(нелюбимый жених Дюймовочки) крот

МАК+ШАР-М(Детский писатель) Маршак

КРЕН+СОВА-Н(Русский поэт) Некрасов

РАК+СЛОН-К(В меру упитанный персонаж) Карлсон

ЗАД+ОРЕХ(Русский писатель, переводчик) Заходер

  • II.Сказочная викторина для родителей:

1.Самый лучший знаток сказок рассказчик это…бабушка

2.Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (побеждает добро)

3.У этой «народной сказки автор все таки есть – Вл.Ив. Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица (Курочка Ряба)

4.Что в сказке «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?(ведро)

5.Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И.Чуковского, которая не желала умываться?(Мойдодыр)

6.Назовите писателя, придумавшего сказочных героев Винтика и Шпунтика

7.Назовите грозное оружие Соловья-разбойника (свист)

8.Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями и одним убийством. (колобок)

9.Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках(Патрикеевна)

10.В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап.(Репка)

11.Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.(Жучка)

12.Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом» (Золотой рыбке).

  • III «.Из какой сказки эти предметы»

Ведущий показывает картинки предметов из сказки, команды по очереди называют сказки, которым они принадлежат и их авторов.

(1- дуб, яйцо; 2-печь, дубинка; 3-полено, Азбука; 4-чашка, кровать;5-шляпа, перо;6 — яблоня, избушка на курьих ножках;7-градусник и слушалка;8 – баночка варенья и плюшки)

  • IV.Сказочный пазл

Теперь я предлагаю вам собрать сказку. У каждого из вас есть одна страничка из нашей книжки, но и она рассыпанная. Ваша задача собрать каждый свою страничку, а потом собрать всю сказку, потому что, скажу вам по секрету, мы ждем гостя, который очень обрадуется, если мы ее ему расскажем эту сказку.(Гуси-лебеди, гость- братец Иванушка)

Мы отдохнули все на славу,

И победили все на славу.

Итог собрания.

Однажды Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: Читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.

Я надеюсь, что вы, уважаемые родители, поняли всю важность семейного чтения с ребенком и сможете передать нашим детям мир, где они будут читать, воображать и понимать.

А еще предлагаю организовать в нашей группе уголок «Прочитай мою любимую книжку». Каждый из вас может принести свою любимую книжку, оставить ее в группе, чтобы желающие могли ее прочитать и вернуть опять, чтобы кто – то еще мог ее прочитать. Таким образом, вы сможете обмениваться любимыми книгами.

И закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением, которое написал Ю. Энтин:

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Источник