Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности

Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности thumbnail

В педагогической науке существуют два термина: «объект управления» и «субъект управления». В первом случае речь идет об обучающемся, а во втором – о педагоге, т.е. том, кто осуществляет обучение. В сложившихся традицией советской педагогической системы, где господствовал авторитарный стиль педагогического взаимодействия, роль субъекта неоспоримо отводилась только педагогу, а его воспитанник должен был ему подчиняться и пассивно перестраивать самого себя под предъявляемые педагогом требования. Примечательно, что подобное явление имело место не только в школе, но и на других этапах обучения и воспитания, в частности, на этапе дошкольного обучения и воспитания и в процессе профессионального образования.

Несмотря на то, что подобные явления впоследствии стали предметом объективной критики, именно они в нашей стране во многом послужили импульсом к развитию самовоспитания. И в конечном итоге получилось так, что самовоспитание в структуре процесса формирования личности прочно заняло одну из лидирующих позиций. Однако для того, чтобы говорить о роли самовоспитания в данном процессе, необходимо определиться с истинным значением термина «самовоспитание». Современная педагогическая наука дает ему следующее толкование: самовоспитание — это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Роль самовоспитания в процессе развития личности

Начиная с семейного воспитания и заканчивая преподавателями вузов, детям, подросткам и молодым людям постоянно указывалось на их недостатки. Характер развития психической деятельности человека таков, что в годы детства и юношества он весьма болезненно реагирует на критику, вплоть до четырнадцатилетнего возраста, когда начинается период нравственного самораскрытия личности. По этой причине ребенок испытывает чувство неловкости, застенчивости или даже стыда перед сверстниками и педагогами из-за допускаемых им недочетов и ошибок в учебной деятельности, из-за несоответствия предъявляемых к нему требований. Хотя отмечено, что не все дети относятся к подобным явлениям негативно, некоторые из них проявляют довольно индифферентное отношение к обучению в принципе, однако большинство осознает свои слабые стороны и старается их искоренить. На этапах дошкольного и раннего школьного возраста эффективной мерой стимуляции самовоспитания является система поощрения и наказания, а на последующих этапах, когда человек уже начинает по-настоящему критически относиться к своему поведению, осознавать свое место в обществе, поставленные перед ними задачи происходит собственно самовоспитание: говоря иными словами, молодой человек предъявляет определенные требования сам к себе с целью искоренить свои недостатки, достичь лучших показателей в учебной деятельности, исправить допущенные ошибки с тем, чтобы не повторять их в дальнейшем.

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности может принимать самые разнообразные интерпретации: например, самостоятельные спортивные тренировки, посещение дополнительных занятий, самокритика, эмоциональный перенос своего «Я» в положение другого человека в контексте совершенных поступков, само желание изменить свой характер. Примечательно, что на более старших этапах роль взрослых и педагогов в данном процессе снижается: это связано с развитием самокритического отношения человека к собственной личности.

Источник

Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.

Читайте также:  Коменский о взаимосвязи интеллектуального развития ребенка и поведения

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все со-
зданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Date: 2015-07-27; view: 442; Нарушение авторских прав

Источник

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности.pptx

Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики

Описание слайда:

Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики НСШ №2 Острянина Ирина

2 слайд

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколени

Описание слайда:

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

3 слайд

воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. их следует ра

Описание слайда:

воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам. 

4 слайд

Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы

Описание слайда:

Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся – ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего – плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.  Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества.

Читайте также:  Двуязычная семья развитие речи ребенка

5 слайд

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир челов

Описание слайда:

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития

6 слайд

В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспи

Описание слайда:

В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.  Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание. 

7 слайд

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей лично

Описание слайда:

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания

8 слайд

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: самообязательст

Описание слайда:

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.  Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.  К методам самовоспитания относятся: самопознание; самообладание; самостимулирование.

9 слайд

Самопознание включает: - самонаблюдение, - самоанализ, - самооценивание, - са

Описание слайда:

Самопознание включает: – самонаблюдение, – самоанализ, – самооценивание, – самосравнение.  Самообладание опирается на: – самоубеждение, – самоконтроль, – самоприказ, – самовнушение, – самоподкрепление, – самоисповедь, – самопринуждение. 

10 слайд

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали по

Описание слайда:

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам. 

11 слайд

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую р

Описание слайда:

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие. 

12 слайд

Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития лично

Описание слайда:

Из этого следует – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей. 

13 слайд

Существуют правила способствующие самовоспитанию:  Пять “надо”: 

Описание слайда:

Существуют правила способствующие самовоспитанию:  Пять “надо”: 

14 слайд

НАДО 1: Всегда помогать родителям

Описание слайда:

НАДО 1: Всегда помогать родителям

15 слайд

НАДО 2: Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 

Описание слайда:

НАДО 2: Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 

16 слайд

НАДО 3: Быть честным. 

Описание слайда:

НАДО 3: Быть честным. 

17 слайд

НАДО 4: Подчинять личные интересы коллективным. 

Описание слайда:

НАДО 4: Подчинять личные интересы коллективным. 

Читайте также:  В психологии развития ограничено проведение с ребенком метода наблюдения

18 слайд

НАДО 5: Всегда и всюду проявлять добросовестность.   

Описание слайда:

НАДО 5: Всегда и всюду проявлять добросовестность.   

19 слайд

Пять “можно”:  

Описание слайда:

Пять “можно”:  

20 слайд

МОЖНО 1: Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.     

Описание слайда:

МОЖНО 1: Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.     

21 слайд

МОЖНО 2: Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.       

Описание слайда:

МОЖНО 2: Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.       

22 слайд

МОЖНО 3: Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !         

Описание слайда:

МОЖНО 3: Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !         

23 слайд

МОЖНО 4: Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.         

Описание слайда:

МОЖНО 4: Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.         

24 слайд

МОЖНО 5: Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам

Описание слайда:

МОЖНО 5: Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.  Это нужно тебе самому!         

25 слайд

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого

Описание слайда:

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.  Что дает человеку знание самого себя?   1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.   2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.  3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.  4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство – показатели объективной самооценки.  5. Искать причины неприятности в себе, а не в других. 

26 слайд

Интересная традиция, которая возникла в очень давние времена у юношей и девуш

Описание слайда:

Интересная традиция, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность – это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.  Дневник – великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья. 

27 слайд

Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспит

Описание слайда:

Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. 

28 слайд

Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?  Требования, которые пр

Описание слайда:

Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?  Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию. 

Выберите книгу со скидкой:

Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности

Курс повышения квалификации

Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности

Курс повышения квалификации

Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для использования классными руководителями при проведении бесед.

Возможно использование при проведении родительского лектория.

Содержание материала взято из теоретических источников, переработано и эстетически оформлено. Оно включает объяснение понятия «самовоспитание», приёмы и методы самовоспитания, правила способствующие самовоспитанию. Что даёт человеку знание самого себя, и какие факторы побуждают учащихся к самовоспитанию. Итог – результатом самовоспитания является личность.

Общая информация

Номер материала:

38824032602

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник