Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности
В педагогической науке существуют два термина: «объект управления» и «субъект управления». В первом случае речь идет об обучающемся, а во втором – о педагоге, т.е. том, кто осуществляет обучение. В сложившихся традицией советской педагогической системы, где господствовал авторитарный стиль педагогического взаимодействия, роль субъекта неоспоримо отводилась только педагогу, а его воспитанник должен был ему подчиняться и пассивно перестраивать самого себя под предъявляемые педагогом требования. Примечательно, что подобное явление имело место не только в школе, но и на других этапах обучения и воспитания, в частности, на этапе дошкольного обучения и воспитания и в процессе профессионального образования.
Несмотря на то, что подобные явления впоследствии стали предметом объективной критики, именно они в нашей стране во многом послужили импульсом к развитию самовоспитания. И в конечном итоге получилось так, что самовоспитание в структуре процесса формирования личности прочно заняло одну из лидирующих позиций. Однако для того, чтобы говорить о роли самовоспитания в данном процессе, необходимо определиться с истинным значением термина «самовоспитание». Современная педагогическая наука дает ему следующее толкование: самовоспитание — это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Роль самовоспитания в процессе развития личности
Начиная с семейного воспитания и заканчивая преподавателями вузов, детям, подросткам и молодым людям постоянно указывалось на их недостатки. Характер развития психической деятельности человека таков, что в годы детства и юношества он весьма болезненно реагирует на критику, вплоть до четырнадцатилетнего возраста, когда начинается период нравственного самораскрытия личности. По этой причине ребенок испытывает чувство неловкости, застенчивости или даже стыда перед сверстниками и педагогами из-за допускаемых им недочетов и ошибок в учебной деятельности, из-за несоответствия предъявляемых к нему требований. Хотя отмечено, что не все дети относятся к подобным явлениям негативно, некоторые из них проявляют довольно индифферентное отношение к обучению в принципе, однако большинство осознает свои слабые стороны и старается их искоренить. На этапах дошкольного и раннего школьного возраста эффективной мерой стимуляции самовоспитания является система поощрения и наказания, а на последующих этапах, когда человек уже начинает по-настоящему критически относиться к своему поведению, осознавать свое место в обществе, поставленные перед ними задачи происходит собственно самовоспитание: говоря иными словами, молодой человек предъявляет определенные требования сам к себе с целью искоренить свои недостатки, достичь лучших показателей в учебной деятельности, исправить допущенные ошибки с тем, чтобы не повторять их в дальнейшем.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности может принимать самые разнообразные интерпретации: например, самостоятельные спортивные тренировки, посещение дополнительных занятий, самокритика, эмоциональный перенос своего «Я» в положение другого человека в контексте совершенных поступков, само желание изменить свой характер. Примечательно, что на более старших этапах роль взрослых и педагогов в данном процессе снижается: это связано с развитием самокритического отношения человека к собственной личности.
Источник
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все со-
зданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Date: 2015-07-27; view: 442; Нарушение авторских прав
Источник
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики НСШ №2 Острянина Ирина
2 слайд
Описание слайда:
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
3 слайд
Описание слайда:
воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
4 слайд
Описание слайда:
Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся – ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего – плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества.
5 слайд
Описание слайда:
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития
6 слайд
Описание слайда:
В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания. Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
7 слайд
Описание слайда:
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания
8 слайд
Описание слайда:
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. К методам самовоспитания относятся: самопознание; самообладание; самостимулирование.
9 слайд
Описание слайда:
Самопознание включает: – самонаблюдение, – самоанализ, – самооценивание, – самосравнение. Самообладание опирается на: – самоубеждение, – самоконтроль, – самоприказ, – самовнушение, – самоподкрепление, – самоисповедь, – самопринуждение.
10 слайд
Описание слайда:
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.
11 слайд
Описание слайда:
С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.
12 слайд
Описание слайда:
Из этого следует – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
13 слайд
Описание слайда:
Существуют правила способствующие самовоспитанию: Пять “надо”:
14 слайд
Описание слайда:
НАДО 1: Всегда помогать родителям
15 слайд
Описание слайда:
НАДО 2: Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
16 слайд
Описание слайда:
НАДО 3: Быть честным.
17 слайд
Описание слайда:
НАДО 4: Подчинять личные интересы коллективным.
18 слайд
Описание слайда:
НАДО 5: Всегда и всюду проявлять добросовестность.
19 слайд
Описание слайда:
Пять “можно”:
20 слайд
Описание слайда:
МОЖНО 1: Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
21 слайд
Описание слайда:
МОЖНО 2: Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
22 слайд
Описание слайда:
МОЖНО 3: Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
23 слайд
Описание слайда:
МОЖНО 4: Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
24 слайд
Описание слайда:
МОЖНО 5: Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам. Это нужно тебе самому!
25 слайд
Описание слайда:
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”. Что дает человеку знание самого себя? 1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни. 2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов. 3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию. 4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство – показатели объективной самооценки. 5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
26 слайд
Описание слайда:
Интересная традиция, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность – это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль. Дневник – великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.
27 слайд
Описание слайда:
Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
28 слайд
Описание слайда:
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию? Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация предназначена для использования классными руководителями при проведении бесед.
Возможно использование при проведении родительского лектория.
Содержание материала взято из теоретических источников, переработано и эстетически оформлено. Оно включает объяснение понятия «самовоспитание», приёмы и методы самовоспитания, правила способствующие самовоспитанию. Что даёт человеку знание самого себя, и какие факторы побуждают учащихся к самовоспитанию. Итог – результатом самовоспитания является личность.
Общая информация
Номер материала:
38824032602
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник