Роль самооценки в развитии личности ребенка
Роль самооценки в формировании личности у детей
Самооценка. Что это?
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, Качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
- Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
- Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
- Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Как определить уровень самооценки ребенка?
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек – это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова – ведь, он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
- Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
- Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
- Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
- Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
- Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить ребенка делать выводы из ошибок.
Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой.
Источник
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Разработала
социальный педагог Л.А.Писанова
Усть-Лабинск
2017г
Тема: «РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Цель:
*формирование понимания роли адекватной самооценки в деятельности ребенка
Задачи:
*ознакомить с причинами формирования неадекватной самооценки ребенка;
*обратить внимание на последствия неадекватно высокой и низкой самооценки;
*рассказать о приемах, позволяющих педагогу повысить самооценку ребенка
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Подготовительный этап
Сегодня мы поговорим о том, какова же «Роль самооценки в формировании личности ребенка». Нам предстоит:
- Обсудить реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности воспитанников, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.
- Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов.
- Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.
2.Проведение педагогического всеобуча
Нам нужно помочь воспитанникам, когда это необходимо, самоопределиться и иметь собственную самооценку.
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены в себе, у них все получается хорошо, быстро. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.
На самой нижней ступени – неудачники. Они неуверенны в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.
Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.
– Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, это снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, уверенно или неуверенно чувствует ребенок себя. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.
Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди, критикующие, осуждающие. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным. Не ставят перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.
Подросток утверждается в собственной значимости и у него появляются ложные друзья.
– На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как заниженная. Неудача – происки врагов или сложившиеся обстоятельства. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.
– Понаблюдайте за ребенком. Если поведение меняется со сложившейся ситуацией, самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.
Ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья, окружение воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.
Чем мы можем помочь?
Необходимо беседовать с ребенком, говорить с ним о ближайших планах.
Рассказывать ему о своих победах и неудачах. Поддерживать здоровое честолюбие (честолюбивый- стремящийся добиться высокого, почетного положения, желающий известности, славы) своего ребенка. Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать желание доказать себе и другим возможность достичь большего. Быть примером ребенку.
А также:
- Отвечать на все вопросы и высказывания ребенка.
- Поставить стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
- Предоставить ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.
- Показывать, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
- Никогда не говорить ребенку, что он лучше или хуже других детей.
- Внимательно относиться к его индивидуальным потребностям.
- Поощрять участие ребенка в планировании коллективных дел.
- Учить ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.
- Развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Поощрять в ребенке независимость.
3.Вывод
-Вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для близких должен быть самым лучшим. А наша задача им в этом помочь.
«Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это___________________________________________
Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________
______________________________________________________________
Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________
______________________________________________________________
Сегодня у меня пока не получается________________________________
Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________
______________________________________________________________
Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________
______________________________________________________________
Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________
Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________
«Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это___________________________________________
Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________
______________________________________________________________
Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________
______________________________________________________________
Сегодня у меня пока не получается________________________________
Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________
______________________________________________________________
Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________
______________________________________________________________
Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________
Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________
«Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это___________________________________________
Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________
______________________________________________________________
Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________
______________________________________________________________
Сегодня у меня пока не получается________________________________
Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________
______________________________________________________________
Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________
______________________________________________________________
Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________
Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________
Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка
Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.
Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я поощряю в ребенке независимость.
Источник
Родительское собрание
Тема: «Роль самооценки в формировании
личности».
Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой самооценки; рассказать о приемах, помогающих повысить самооценку ребенка.
Форма проведения: лекция.
Вопросы для обсуждения: самооценка – определяющий фактор развития личности ребенка; причины формирования той или иной самооценки; последствия низкой самооценки; определение уровня самооценки ребенка; повышение уровня самооценки ребенка.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшнего собрания. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор темы и настолько ли актуальна эта проблема в начальной школе.
Хочется надеется, что каждый из вас сможет ответить на этот вопрос, прослушав информацию по этой теме.
II. Самооценка. Что это?
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит трудностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной
самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно и
неуверенно ребенок себя чувствует.
2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить других, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
3. Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает
подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают ему спрятаться от
мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие.
Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый
вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать
пути их решения.
III. Определение уровня самооценки ребенка
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребенку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родители, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают учителя, а мама и папа не очень любят.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».
Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребенку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, в быть может в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова – ведь он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
2. Скажите своему ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
3. Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его
внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были.
Необходимо быть искренним в беседе с ребенком. Попытайтесь в беседе задать
ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не
так уж и ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все
учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может кто-то совсем не
ругает? А может кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то
достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания и пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
5. Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.
6. Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.
Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?
Очень важно не поторопиться с выводами.
Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например: что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступени? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?
Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребенок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.
Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.
Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.
Участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и победе не обойтись. И чтобы ребенок не возгордился, необходимо повторять: ты молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что ты лучше их во всем и они меньше тебя заслуживают уважения.
Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.
Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
IV. Подведение итогов
Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение неудовольствия, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому общая рекомендация такова: принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.
Источник