Роль русской народной сказки в развитии ребенка

Роль русской народной сказки в развитии ребенка thumbnail

РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Сказка – это неотъемлемая часть детства. Сказка — это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Как показывает вековой опыт бытия многих народов и цивилизаций, сказка рассказывает о чем-то чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрым и справедливым, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов, а главное – знакомит с ценностью родной или чужой культуры,

учит уважать ее.

Ю. Васнецов «Кот Котофеевич»

В сказке в символической форме проработаны многие проблемы и конфликты, через которые проходит или должен будет пройти каждый человек в своей жизни.

Представитель той или иной научной деятельности видит в сказке что-то свое. Например, психолога интересует влияние сказки на психику ребенка, лингвиста – композиция того или иного произведения, историка – события и обряды, породившие тот или иной вид сказки.

Сказки бывают авторские и народные, зарубежные и русские. 

Различают три основных вида русских народных сказок:

◼ волшебные, например, «Марья – Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и т.д.;

◼ бытовые или новеллистические сказки, например, «Как старик домовничал» «Каша из топора», «Наговорная водица» и т.д.;

◼ о животных: «Лиса и медведь», «Кот, дрозд и петух», «Храбрый баран» и т.д.;

В волшебной сказке человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, Жар – птицей.

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой, по тем или иным причинам уходит из родного дома.  Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире: в медном, подземном, подводном царстве или в далеком царстве – тридесятом государстве.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный или подводный мир! Проходя различные испытания, и совершая даже подвиги, герой приобретает мудрость, мудрость прародителей.

С такими сказками можно знакомить детей с 5-6-летнего возраста.

                   

Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам «Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная»

Бытовая сказка появилась гораздо позже волшебной, и говорится в ней о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий.

Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Здесь противопоставляется слабый и сильный, бедный и богатый.

Сказка с уважением относится к хорошим умелым работникам и высмеивает неумех, лодырей. Часто на помощь в бытовой сказке приходят разные чудесные вещи вроде топора – саморуба, скатерти-самобранки, ковра-самолета.

Если в волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия, то в бытовой сказке происходит состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее (Например, сказка «Как мужик гусей делил»).

Данный тип сказок интересен для детей не только старшего дошкольного возраста, но и для более взрослой аудитории. Есть чему поучиться!

В сказке о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь – глуповат, заяц – трусоват, волк – жаден, а Лиса Патрикеевна хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Самые популярные сказки – «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Теремок». Цель этих произведений – развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками. Они полезны еще и тем, что ребенку нужно следить за ходом событий, упражнять логическое мышление. А стихотворные и песенные вставки, встречающиеся в таких сказках, призваны облегчить запоминание, развлечь малыша. Сколько раз Колобок пел свою песенку?

Часто родители считают, что определенные народные сказки очень жестоки, и они будут учить жестокости ребенка. Например, сестрица Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», была брошена злой ведьмой в пруд с камнем на шее, или в сказке «Безручка» брат отрубил невиновной родной сестре руки…

Такие «страшилки» являются своеобразной прививкой от стресса. Слушая «страшную» сказку, ребенок испытывает очень серьезную психологическую нагрузку в малой доле, переживает стресс, который по силам ему претерпеть, тем самым, вырабатывая у себя иммунитет против жестокости.

Известный психолог М. В. Осорина считает: “Ребенку важно увидеть, что и другие боятся так же, как и он… То, что пугает и с чем трудно совладать в одиночку, может стать знакомым, неопасным и даже смешным, если устрашающий предмет обсуждается и развенчивается в группе детей».

Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Более того, ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно и эмоционально, всесторонне развитым.  Он более уверен в себе, четко различает границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Добрых Вам сказок и Вашим детям!

Автор: Москалева Ю.В.

Источник

«Роль русской народной сказки в воспитании

детей дошкольного возраста»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

Читайте также:  Физическое и умственное развитие ребенка до года

(Алексей Николаевич Толстой).

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Они создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и, отсюда, всем русским народом. В сказках самосознание людей пыталось максимально выразить себя: они вкладывали в истории наиболее характерные элементы своей культуры, традиций, нравов, чтобы передать этот опыт подрастающему поколению, нуждающемуся в жизненном ориентире. Русские народные сказки, таким образом, это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.

Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:

1.Сказки о животных («Колобок», «Коза-дереза»).

2. Волшебные сказки («Царевна-Лягушка», «Иван-дурак»).

3.Бытовые сказки («Каша из топора», «Как мужик с барином обедал»).

Теперь о каждом виде понемногу:

Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей: так, традиционные здесь герои – это лиса, которая всегда хитра и не побрезгует очередным обманом; волк, который самоуверен и глуп, в результате чего всегда заканчивает плачевно; медведь, нередко выступающий олицетворением невежественности и грубой силы. Дрозд, лягушка, заяц, мышка обычно являются представителями слабого начала, которое тем не менее в результате побеждает. Таким образом, в сказках о животных происходит развенчание человеческих пороков, таких как жадность, стремление причинить вред ближнему, зависть, корысть, алчность. Утверждаются противоположные, положительные черты, например, умение помочь другу в беде, сострадание, милосердие и пр.

Волшебные сказки. Сказка – это произведение, которое не сможет ничему научить ребёнка, если с первых слов его не заинтересует. В этом плане волшебные сказки – просто отличные помощники и для родителей, и для учителей! Главная задача данного типа сказок: вызвать у детей восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить антагониста (злодея).

Бытовые сказки. Не такая распространённая, но всё же небезынтересная разновидность – это бытовые сказки. Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум. Здесь практически нет фантастических элементов, а сюжет вращается вокруг необычного, уникального случая, произошедшего в самых обычных взаимоотношениях между людьми. Традиционные персонажи – поп, солдат, баба, мужик, помещик и др.

Так чем же сказка важна для детей? Роль сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи она является неотъемлемым элементом в воспитании.

– В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таким примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни.

– Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.

– В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной ,а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка младшего школьного возраста

Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Как извлечь пользу из сказок? В поисках смысла. Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки дети.

НАПРИМЕР, сказка «Репка» – история о взаимопомощи и не только… Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живет» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка — Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дело надо доводить до конца. Можно прочитать ребенку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлек из них, как понял. Самое главное — это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает.

О смене дня и ночи в сказке про петушка Очень интересное толкование сказки «Петушок Золотой гребешок», в которой говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет еще одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несет очень уж далеко: «за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро.

Баба-Яга как образ мудрости и смерти. А какой богатый образ Бабы-Яги! Помните, какая она? Страшная, злая, живет в лесу и все время норовит кого-нибудь изжарить и съесть. Однако почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга»? «Баба» — это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» — огонь. Был глагол «ягать». «Ягать» — означало «кричать, вкладывая в этот крик все силы». Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. И таких примеров очень много.

Таким образом, сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни.

Источник

Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника.

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены  для детского восприятия: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», и т.д. Незатейливые сюжеты, повторы действий и  слов – казалось бы никакой интриги. Однако именно эти сказки вызывают интерес даже у детей, имеющих отклонения в развитии, и у детей, не испытывающих особого желания читать «умные» дидактические книжки.

        В чем же секрет этих сказок? Разве взрослый человек стал бы так подробно излагать всю последовательность действий, необходимых, например, для вытаскивания репки из земли? Скорее всего, взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку, когда она выросла, вся семья и домашние животные помогли деду вытянуть репку из земли». Почему же малыша так увлекает последовательное перечисление всех помощников деда и их однообразных действий?

Читайте также:  Значение книги в развитии речи ребенка

        Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребенку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Маленький ребенок не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполненных действий.

        Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя – ребенка форма передачи этого непростого содержания.

        Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания «му», «мяу», «ква-ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы «бабка за детку, детка за репку», «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?».  Животные – герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имена прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка – квакушка, мышка – норушка, зайчишка – трусишка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.

        Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

        Именно сказка знакомит детей с неизменными на все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок  может связать и свои собственные поступки.

        В русской народной сказке, добро неизменно побеждает  зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит  через тяжкие испытания. Так мудрый народ – рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая  сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким  бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах  воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.

        Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

                  КАК  ИГРАТЬ  СО  СКАЗКОЙ ?

        Сказка должна быть наглядной.

Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, пособие «Театр сказок», «Теремок» можно использовать и с другой целью – учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки и обучению в школе. Рассказывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

        В качестве упражнения на интонирование  можно с ребенком поиграть так: выберите несколько персонажей, поставьте их в ряд и попросите ребенка угадать, «кто сейчас разговаривает». В качестве произносимой фразы можно использовать реплику из сказки. Малышам полезно повторить за нами интонированную  фразу, с детьми 5-6 лет уже можно играть по очереди: сначала за персонажа сказки говорит взрослый, а угадывает ребенок, затем говорит ребенок, а угадывает взрослый.

        Для того чтобы научится читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В сказочные занятия можно включить разнообразные игры для совершенствования психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и др.

        Игра «Кто лишний?»

Выложите перед ребенком вперемешку несколько персонажей из одной сказки и одного из другой. Пусть ребенок скажет, «кто пришел из другой сказки?» и назовет обе сказки, откуда «лишний» и откуда все остальные. Детям постарше можно предложить ввести в знакомую сказку дополнительного героя и придумать, как тогда может измениться сюжет сказки. Например, что будет, если в сказку «Колобок» придет Бычок смоляной бочок? Поможет ли он Колобку? Попытается ли тоже его съесть или вернет домой, Деду с Бабой?

        На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.

        Играя с пособием «Теремок», дети учатся анализировать последовательность своих действий, развивают в себе самостоятельность, сообразительность, творческое воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, развивается глазомер: дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук

        Перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным  для малыша упражнение. Показав ребенку, ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения.

И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи.

Источник