Роль родного языка в развитии психики ребенка
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Как важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также является необходимым условием воспитания и обучения. И все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление – развиваются под влиянием языка и при прямой ее участия.
Существенный вклад в изучение роли языка в формировании психической деятельности ребенка внесли исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Μ. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других.
Л. С. Выготский в своих исследованиях одним из первых показал, какое большое значение имеет язык для формирования сложных психических процессов. Он пришел к выводу и обосновал положение, которое заключается в том, что психическое развитие человека имеет в основе речевое общение ребенка со взрослым и функция разделена ранее между двумя становится затем средством организации и поведения ребенка.
Овладения ребенком словесной системой в процессе общения со взрослыми перестраивает все ее основные психические процессы. Слово становится прочным фактором, который формирует психическую деятельность, совершенствует отражения действительности и создает новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия. Ребенок с помощью речи не только получает новую информацию, а и приобретает возможность усвоить ее по-новому. У детей первых лет жизни речь влияет на развитие ощущений и восприятия, на формирование гностических процессов. Исследования А. А. Люблинской показали, что пассивное овладение речью в первые два года жизни способствует развитию у ребенка обобщенного восприятия, предоставляет всем ее сенсорным функциям активного поискового характера.
Практический опыт, разносторонняя деятельность ребенка среди окружающих людей является школой ее активной деятельности. Без слова, без речи переход к высоким функций анализа и синтеза невозможен. В этом, считает А. А. Люблинская, оказывается взаимодействие первой и второй сигнальной системы на уровне чувственного познания – ощущения.
В процессе развития ребенок не сразу овладевает словом и построением предложения. Слово, которое ребенок слышит, сначала для нее только «именем», наименованием предмета. И благодаря обогащению практического опыта, накоплению знаний, слово приобретает для ребенка значение багатообьемного сигнала. Ребенок познает существенное в предмете, обеспечено совершенным анализом и обоснованным синтезом. Когда ребенок устанавливает связь между словом и многими зоросприйнятимы предметами, причем не тождественными, она анализирует предмет, сравнивает выделенные части, абстрагирует индивидуальное и обобщает существенное. Так, мышление в единстве с языком не только “помогает” восприятию, а делает весь процесс восприятия осознанным [1] .
Связано с сознанием в целом, речь человека является составной определенных отношений всех психических процессов и, прежде всего, мышления и воображения. Речь является важным фактором усвоения понятий. В случаях его недостаточного или запоздалого нарушенного развития страдают вербальное мышление и воображение. Но речь, в свою очередь, зависит от уровня сформированности образов-представлений. Ведь известно, что слово без значения уже не словом. Л. С. Выготский отмечал, что значение слова является одновременно и речи и мышления, то есть оно является единицей речевого мышления. А детская мысль лучше всего развивается с помощью выразительного, острого на эмоциональные оттенки слова.
По заключению Л. С. Выготского, речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство не есть тождество. Мышление отражает законы природы и общества, а речь выражает мысли и делает доступными для других людей. Мышление и вещания, не отожнюючись, включаются в единство одного процесса. Вещание не служит обнаружением готовой мысли. Мысль не оказывается, а осуществляется в слове. Речи и мышления связаны между собой как форма и содержание, и отрывать их друг от друга невозможно.
Постепенно овладевая речью, ребенок одновременно учится мыслить. “Речевые структуры, которые усваиваются ребенком, становятся основными структурами ее мышления” [2] . С помощью речи у детей развиваются такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация. Благодаря речи дети усваивают операции дедукции (единичные факты подводят к общему) и индукции (общий вывод приспосабливают к редких фактов.
Дошкольное детство характеризуется бурным развитием процессов воображения. Накопленные в психологии и педагогике данные свидетельствуют о тесной взаимосвязи в развитии воображения и речи, способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ей представлять предмет, который она никогда не видела. Л. С. Выготский отмечал, что как только у ребенка появляется речи, она делает значительный шаг в развитии воображения. Дети с задержкой, или нарушением речи демонстрируют низкий уровень развития воображения. С другой стороны, с накоплением ребенком жизненного опыта, воображение ребенка сама становится средством распространения этого опыта, влияет на чувства ребенка и побуждает к выражению их в речи.
Отклонения в развитии речи сказываются на формировании всего психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко мешают правильному формированию познавательных процессов, влияющих на эмоционально-волевую сферу. Под влиянием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Итак, речь играет значительную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Постепенное овладение речью средствами познания языка на разных ее уровнях (фонетическом, словообразовательном, лексическом, грамматическом) перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно. Полученные в дошкольном возрасте “речевые навыки” и “коммуникативные умения” обеспечивают основу дальнейшего обучения, воспитания и развитую личности. Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка.
Источник
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей1.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»1.
Структурно – логическая схема 1. Роль языка в формировании личности (Стерликова В.В.).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка(в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.
В первую группувходят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:
4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
6) опосредствования высших психических функций человека;
7) развития познавательных интересов;
8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я» и
10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
1 Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. М.; Л., 1935.
РБ – расширяющий блок
Источник
Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»
Роль родного языка в развитии личности дошкольника.
Кушнерук Т. Н., воспитатель
МДОУ Детский сад №3
г. о. Власиха Московской области
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева – это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
– приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник