Роль родного языка в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»
Роль родного языка в развитии личности дошкольника.
Кушнерук Т. Н., воспитатель
МДОУ Детский сад №3
г. о. Власиха Московской области
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева – это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
– приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник
Роль Родного языка и речи в развитии ребёнка.
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Родной язык в развитии личности дошкольника.
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К.Д. Ушинского и Ф.И.Буслаева – это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С.Ф.Жуйков, Л.И.Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О.С.Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции « со стороны лица, для которого данный язык является родным и т.д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. « Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо. Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф.А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
– приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные , воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развития речи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2.Сохин.Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник