Роль родителей в социализации и развитии ребенка

Людмила Стальмакова
Роль родителей в социализации детей. Из опыта работы

Роль родителей в социализации детей[

учитель начальных классов Стальмакова Людмила Васильевна

С самого начала жизни человек окружён другими людьми и включён в процесс взаимоотношений с ними. Он приобретает социальный опыт, который усваивается и становится неотъемлемой частью его личности. Одна из сторон социализации – постоянное познание, закрепление и освоение человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первичная социализация ребёнка происходит в семье. В семье ребёнок получает представление об обществе, о его нормах и ценностях, в семье закладываются основы и сознания, и поведения. Мы помним, как в недалёком прошлом занижалась роль семьи, и ответственность за воспитание ребёнка возлагалась на общество, в частности, на школу. В настоящее время усилия семьи и школы объединяются и направлены на формирование единого воспитательного пространства. Родители несут ответственность перед обществом за организацию условий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир. В нём он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Вследствие положительного или негативного влияния родителей ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным.

Когда эстафету социализации личности принимает школа, то ребёнок уже имеет определённый набор предписаний, которые регулируют его поведение. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся более успешными, так как с одной стороны, им легче освоить школьные правила, с другой – они удобны учителю. Успешность импульсивных детей, не умеющих подчиняться общим правилам, зависит от учителя, его отношения к нестандартности. Важно, не проявлять свою раздражительность и не пресекать инициативность этих детей, чтобы не провоцировать их на деструктивные поступки.

Что касается подготовки к школе, надо сказать огромное спасибо дошкольным учреждениям. Они уделяют этому вопросу большое внимание, но нельзя забывать и о роли родителей. Многие родители до сих пор акцентируют своё внимание на интеллектуальной подготовке ребёнка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, которая включает в себя готовность к новым формам общения, новое отношение к себе и окружающему миру. Наиболее важными показателями социальнойготовности к школе являются:

умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребёнку взрослые;

умение считаться с другими, уступать им при необходимости;

навык сотрудничества;

способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя.

С первых дней поступления ребёнка в школу учителя начальных классов находятся в тесном контакте с родителями. Именно папы и мамы больше всего заинтересованы в том, чтобы дети получали полноценное образование и воспитание и находились в школе в комфортных условиях. Родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, их сильные и слабые стороны. Сотрудничество учителя с родителяминачинается с первого дня знакомства и становится систематическим в различных формах:

1. Родительские собрания (высокий процент посещаемости).

2. Анкетирование родителей и учащихся, особенно в период адаптации детей к обучению в школе.

Анкетирование родителей помогает учителю не только больше узнать о ребёнке,но и определить сложившийся в семье тип отношений: диктат, опека, невмешательство или сотрудничество, а также возможный стиль воспитания ребёнка: авторитарный, демократический или попустительский. Как правило, самый высокий уровень социализации ребёнка будет в семьях с демократическим стилем воспитания. Дети из таких семей чувствуют уверенность в себе, нужность своей семье, сверстникам, учителям.

3. Оказание помощи своему ребёнку в презентации себя (1 класс, сентябрь – введение в школьную жизнь).

4. Создание портфолио, отражающего успехи и достижения каждого ученика.

В младшем школьном возрасте интенсивно формируется потребность в признании. Ребёнок впервые получает возможность сравнить свою деятельность с другими через систему оценок, принятую в школе. Он начинает осознавать своё «невсемогущество», развиваются самосознание и самооценка, поскольку появляются критерии успеваемости и поведения. Появляется зависимость от оценок взрослых, большинство детей оценивают себя так:

«Я хороший мальчик, потому что не бегаю на перемене».

«Я хорошая, потому что хорошо читаю и пишу красиво».

«Я плохой, я не умею решать задачи».

В ситуации стойкого длительного неуспеха у ребёнка не только снижается самооценка, но и могут появиться неадекватные защитные реакции. С помощью родителей необходимо научить детей правильно воспринимать результаты учёбы. Они ни в коем случае не должны стать для ребёнка единственным критерием собственной ценности. Возникшее в результате чувство неполноценности отразится не только на отношении к учёбе, к одноклассникам, к учителям, но и на жизни ребёнка в целом.

5. Важна роль родительского комитета.

6. Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (наиболее доступным и интересным для учащихся начальных классов является экологическое направление.

7. Организация экскурсий.

8. Участие в различных акциях, в том числе благотворительных.

9. Организация праздников для детей (поздравление с днём рождения).

Для решения задач социализации в начальной школе широко используются игры. Они помогают детям. Подвижные игры – незаменимый способ энергетической разрядки и развития физических качеств детей. Сюжетно-ролевые игры помогают усваивать социальные роли, дают возможность проявить морально-нравственные качества.

10. Посещение учителем семей учащихся.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможны как созидательные, так и разрушительные последствия.

11. Беседы и консультации для родителей.

Наверно, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет. Сегодня, если родители хотят понять своих детей, разобраться в мотивах их поступков, могут найти ответы на свои вопросы в журналах, в книгах по проблемам воспитания, в Интернете. Но многие из них приходят к учителю за конкретной практической помощью. Только учитель может придать стройность и логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Источник

Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
  • работа по защите прав ребенка.
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:

  • Информационно аналитический
  • Практический
  • Контрольно-оценочный.

Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

I.     Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ,  при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится  ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.

II.  Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения  конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.

III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.

В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

Источник

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности ребёнка

Основные вопросы:

  • Функции семьи;

  • Благополучны и неблагополучные семьи

  • Принципы семейного воспитания;

  • Факторы, влияющие на семейное воспитание;

  • Авторитет родителей;

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семьей – называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ  И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:

  1. Гуманность и милосердие к ребенку;

  2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

  3. Открытость и доверительность отношений с детьми;

  4. Оптимистичность взаимоотношений в семье;

  5. Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;

  6. Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

  7. Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.

Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.

В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т. е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т. п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.

В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения.  Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т. п); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).

Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.

Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы;  3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.

Источник