Роль родителей в сенсорном развитии ребенка

1.3 Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка

В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка.. Во время игры, повседневного общения, совместно выполняемых действий, родителям следует обращать внимание на различные свойства предметов (цвет, форму, вес, вкус, запах),тем самым развивая восприятие ребёнка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно, сравнивать и группировать, т. е. правильно различать.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны все кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек. Их действия должны быть согласованны, а требования постоянными.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятаньем и поиском – в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета – геометрические игры (мозаики, конструкторы “Лего”),

5)занятия с разнообразными материалами (глина, пластилин, вата, песок)

В процессе общения с родителями происходит передача ребенку раннего возраста общественно выработанных способов употребления предметов, овладение орудийными и соотносящими действиями. Родителям неслышащих малышей, как слышащим, так и неслышащим, даже в условиях дефицита речевого общения оказывается доступна организация действий ребенка с различными предметами и дидактическими игрушками. При этом способ действия, технические приемы осуществления действий передаются ими с помощью показа, совместных действий с малышом. С помощью экспрессивно-мимических средств общения взрослый поощряет или порицает действия ребенка, привлекает внимание к производимым действиям. Следовательно, успехи познавательного развития неслышащих детей преддошкольного возраста можно отнести за счет повседневных усилий родителей. Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования. Так, подавляющее большинство родителей отметили, что их дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором и т.д.

2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нормальным слухом

2.1 Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе

Новорождённый ребёнок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий.

Особенно большое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слуха.

С конца 1-го-начала 2-го месяца активное бодрствование ребёнка поддерживается главным образом раздражениями, которые он воспринимает извне через дистатные анализаторы-органы зрения и слуха.

У новорождённого ребенка (А.М. Фонарёв) через несколько часов после рождения уже можно вызывать движения глаз в сторону движущегося в поле зрения предмета. Однако это прослеживание ещё очень не устойчиво. Только на 8-14-й день жизни ребёнок способен удерживать движущийся предмет некоторое время в поле зрения. Сосредоточение на разговаривающем взрослом и на неподвижном предмете формируется позднее-с конца 1-го-начала 2-го месяца.

В возрасте 2-3 месяцев ребёнок уже более длительно смотрит на висящие игрушки и следит за движениями окружающих.

Так же быстро развивается деятельность слухового анализатора. По данным Н.Л. Фигурина, 9-10- дневный ребёнок уже сосредотачивается на звуке звонка: при сильном звуке ребенок перестаёт кричать. К 1 месяцу звуковое сосредоточение становится более длительным, ребенок начинает прислушиваться к более тихим звукам.

Очень рано у ребёнка развивается « речевой слух». У 1,5-2-месячного ребенка слово взрослого сначала вызывает лишь ориентировочную реакцию, как всякий физический звук. Однако очень скоро в результате часто повторяющегося сочетания речи взрослого и разнообразных положительны ощущений при постоянном участии взрослого (эмоциональное общение во время бодрствования, кормления, купания и др.), ребёнок начинает выделять из общей массы воспринимаемых раздражителей слово – его звуковую, а не смысловую сторону, которое становится более сильным и специфическим раздражителем и вызывает у ребёнка положительные состояния (Н.М. Аскарина). Вначале во время разговора взрослого ребёнок сосредотачивается-затормаживает движения, а затем поворачивает голову в сторону голоса.

К концу третьего месяца он начинает беспокойно двигать головой и искать взглядом говорящего взрослого или звучащую игрушку, если они находятся вне поля зрения ребёнка.

Быстро развиваются и другие анализаторы – тактильный, вкусовой и др.

В возрасте от 2,5-3 до 5-6 месяцев ведущим является дальнейшее развитие деятельности органов зрения и слуха – развитие слуховых и зрительных дифференцировок и умения отыскивать источник звука; ярко выраженная и различная реакция на общение взрослых; формирование умения брать игрушки из рук взрослых из разных положений и своевременное развитие гуления и лепета.

Происходит так же дальнейшее сенсорное развитие ребёнка. Благодаря своевременному развитию деятельности анализаторов все больше усложняются связи ребёнка с внешним миром, развиваются общие движения и целенаправленные движения рук – ребёнок стремится захватить висящую над ним игрушку. Внимание ребёнка привлекают взрослые и игрушки, он следит за движениями окружающих, прислушивается к звукам, особенно к голосу взрослого.

Лежа на спине, ребёнок вначале только длительно сосредоточенно смотрит на висящую над ним игрушку, а затем начинает радоваться ей. Что бы взять лежащую игрушку или лучше рассмотреть окружающих, ребенок старается повернуться на бок, а затем и на живот. Ребёнок так же стремится повернуть голову, если слышит голос взрослого или звучание игрушки, и ловит взглядом источник звука. Примерно к 4-м месяцам он уже чётко определяет, откуда раздаётся голос взрослого или звучание игрушки и быстро поворачивает голову в направлении звука, а затем поворачивается на бок и на живот. Устанавливаются зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи, усложняется восприятие окружающего. Благодаря тому, что ребёнок начинает определять, откуда исходит звук, становится возможным общение с ним на расстоянии.

Важно, чтобы к 3,5-4 месяцам ребёнок научился поворачивать голову в любом направлении и находить источник звука: звучащую погремушку или взрослого, который, спрятавшись, зовет его. Примерно в том же возрасте ребёнок начинает выделять голос матери или близкого человека – ищет взглядом, прислушивается, улыбается.

Экспериментально доказано, что в возрасте около 4 месяцев дети начинают различать цвет и форму предметов.

С первых месяцев жизни (2-3 мес.) при ощупывании висящих игрушек у ребёнка развивается тактильное восприятие.

Развивается так же вкусовой анализатор. Раннее назначение соков и приучение ребёнка к употреблению пищи разного вкуса и консистенции совпадает с возрастом развития дифференцировок и способствует выработке положительного отношения к пище различного вкуса.

Во втором полугодии заметно усложняются развитие и поведении ребёнка, повышается его интерес к окружающему. Дети 7-8 мес. уже много двигаются и меняют позу для того, что бы лучше видеть, что делается в комнате. Элементарные действия с игрушками часто прерываются, так как внимание ребёнка привлекают движения и голоса взрослых, детей, появление животных, новые игрушки. Наибольший интерес у ребёнка вызывают окружающие люди их действия.

Развитию деятельности органов чувств во многом способствуют элементарные действия ребёнка с предметами. Ощупывая, постукивая, рассматривая, ребёнок знакомится со свойствами предметов. При этом развивается зрительное и слуховое восприятие, тактильная чувствительность, усложняется деятельность кинестетического анализатора. Развиваются более тонкие дифференцировки. К 5-6 мес. дети уже по-разному реагируют на близкие и чужие лица; спокойную, тихую музыку слушают спокойно, а в ответ на плясовую начинают оживлённо двигаться.

В возрасте от 9-10 мес. до 1 года наиболее существенным является дальнейшее развитие понимания речи взрослого; формирование первичного обобщения отдельных слов в речи взрослого, дальнейшее развитие подражания, образование первых простых слов, а так же развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Благодаря дальнейшему развитию подготовительных этапов речи повышается интерес ко всему окружающему и возрастает потребность в общении с людьми, развиваются действия ребёнка с игрушками. К концу года ребёнок уже начинает произносить несколько слов и обозначает ими отдельных людей и предметы. Развитие действий с предметами и самостоятельная ходьба обогащают бодрствование ребёнка.

К концу 1-го года зрительные и слуховые дифференцировки становятся более тонкими. Так, например, дети различают резко контрастные по внешнему виду игрушки, куклу от собаки, часы от кошки и др. которыми часто пользуются; по разному реагируют на различный темп музыки. У детей этого возраста все больше проявляется интерес ко всему окружающему. Особенно их интересует все движущееся и звучащее. Как и в более младшем возрасте, дети проявляют повышенный интерес к окружающим взрослым и в то же самое время усиливается избирательное отношение к ним. Они начинают выделять не только тех, кто их кормит и ухаживает за ними, но и кто проявляет к ним больше ласки, кто часто играет и занимается с ними.

В возрасте от года до 1,6 месяцев следует развивать способность различать контрастные формы предметов (шар от куба) и контрастную величину предметов, например большие кольца от значительно меньших. В процессе занятий в игровой форме ребёнку предлагается, например, разложить большие шарики в одну коробку, а маленькие в другую, куб и шар вложить в соответствующие отверстия, на ощупь вынуть из мешочка шарик (или кубик) и др.. Для развития слухового восприятия надо давать различные озвученные игрушки, побуждать детей прислушиваться к окружающим звукам, вслушиваться в слова, чему очень способствуют народные прибаутки, короткие стихи. Дети первого полугодия 2-го года жизни внимательно вслушиваются ожидая определённого слова, после которого проделывают то или иное движение или приговаривают «бух», плачет».

В возрасте от 1 года 6 мес. до 2 лет усложняются воспитательные задачи и содержание деятельности. Детям даются не только резко контрастные по форме и по величине предметы, но нужно развивать более тонкую дифференциацию: отличать уже другие геометрические формы, отличать от других и сходные по форме предметы; развивать способность более тонко различать величину предметов, например, устанавливать правильную по размерам последовательность 5-6 колец пирамиды, вложить друг в друга 3 матрешки разных размеров. Следует фиксировать внимание на цвете предметов, сначала научить различать 2 цвета, а к 2 годам 4 цвета, для чего упражнять ребёнка в выполнении постепенно усложняющихся заданий: разложить красные и синие шарики в соответственно окрашенные коробки, найти по показу красный кубик среди 2-3 цветов, подобрать к коробкам различной формы соответствующие по форме крышки и др.(1)

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

– складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

– возникают представления о свойствах предметов;

– освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

– развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 79529
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… , конечно, к тем изменениям, которые можно обнаружить в мышлении дошкольников и школьников, он включает в себя изучение развития мышления человека на протяжении всего жизненного пути. 1.3  Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом В основе психического развития детей с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако …

… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …

… и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: 1.  Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей …

… ­пенно и направляться на все стороны нервно – психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь. §2. Социально-психологическая депривация как фактор нарушения развития детей раннего возраста Проблематика психических лишений представляет важную проблему в течение целых столетий. Мы узнаем о ней уже от древних летописцев. Так, …

Источник

Роль семьи в сенсорном развитии.

Общение со взрослыми – необходимое условие познавательного развития ребёнка. Фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности на развитие, которого направлено сенсорное воспитание. И задача родителей и воспитателей – помочь ребёнку накопить представление о форме, величине, фактуре, свойствах предметов, явлений и др.

         Интерес к окружающему миру у детей раннего возраста очень велик. Ребёнка привлекают звуки и краски природы. Но без помощи взрослых ребёнок, к сожалению, не может достаточно полно и глубоко воспринимать все это.

Малыша интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и прочее. Малыш познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувствительной ориентировочной основе. В первую очередь, усваивая то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию, поэтому больше общайтесь с ребенком.

           Одеваясь на прогулку после сна – рассматривайте одежду, обувь, сравнивайте ее, обращайте внимание на детали одежды: рукава длинные, короткие? Есть ли воротничок, карманы, пуговицы – какие они? (цвет, величина, форма) и т.д.

Не забудьте вспомнить какое время года на улице – тепло-лето, не будем одевать красную кофточку с длинными рукавами… Выйдя из дома, почаще обращайте внимание на разнообразные дома, сравнивайте их (дом высокий, низкий), на окна, крышу, цвет стен. По дороге в детский сад, парк, магазин – больше разговаривайте с малышом, но при этом речь должна быть четкой, правильной. Понаблюдайте за движениями малыша – где они далеко или близко. Обратите внимание на машины, на их цвет и на то,  какими они бывают: легковые, грузовые, автобусы. Дайте детям представление о том, что узкая дорожка – тротуар для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Рассмотрите светофор – «глазки у него круглые и разного цвета» Он стоит на дороге и помогает соблюдать порядок: если горит красный «сердится» и не разрешает людям переходить через большую дорогу, а если горит зеленый, он улыбается и разрешает перейти дорогу, держа маму или папу за руку/.

            Постоянно закрепляйте знания малыша, объясняйте правильно и безопасно вести себя на дороге.

            Не забывайте и о растительном мире, сравнивайте, любуйтесь деревьями, кустами. Деревья высокие /ствол, ветки/, кустарники низкие /ствол и ветки тоненькие/.

           Осенью понаблюдайте за листопадом. Вместе с детьми постарайтесь найти самый большой листочек, а затем – самый маленький. Положите листочки друг на друга и сравните их. Обращайте внимание на цвет, на то, что бывают листочки красные, зеленые, желтые, бардовые и т.д. Но взрослому ни в коем случае нельзя называть неправильный цвет предмета, цветка, /например: морковь – красная, розовая лента – красная/, что бывает довольно часто в практике. Необходимо называть цвет правильно, но, не настаивая на его запоминании, но если ребенок сам запомнит названия цветов – это обогатит его представления.

             Почаще наблюдайте за неживой природой – солнышком (светит ярко, греет, круглое и т.д.), после дождя дорожки и камешки мокрые. Предложите взять в руку маленький камешек, а в другую большой, сравните, опустите их в воду (лужу) – они утонули, не видно их, а палочка плавает, она лёгкая, деревянная.

Учим детей бережно и с любовью относиться к природе.

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, воспитатели и родители должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

2. КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Сенсорное воспитание детей».

           Мир, развертывающийся перед глазами ребёнка, огромен и многолик. Малыша интересует все – люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т.п.        

          Малыш познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувствительной ориентировочной основе. В первую очередь, усваивая то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Малыша притягивает все яркое, так как яркие тона вызывают положительные эмоции и побуждают к действию с предметом. Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Дети раннего возраста способны воспринимать предметы окружающей действительности с их характерными признаками, то есть узнают и называют цвет, форму и величину. Они воспринимают предметы и явления окружающей действительности с помощью различных анализаторов, где задействованы глаза, кожа, пальцы рук и другие части тела – ведущие органы: слух зрение, осязание.

             В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят две задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором году жизни у ребёнка начинает накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Важно чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Знакомя детей с различными свойствами предметов мы не добиваемся запоминания и названия их. Взрослый употребляет в своей речи названия цветов и форм, но не требует этого от детей. На втором году жизни достаточно того, что ребёнок научится правильно понимать слова «цвет», «форма», «такой же». Основная задача на этом этапе привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах через действия с предметами, где необходимо сопоставлять предметы по цвету, форме, величине.

             На третьем году жизни необходимо научить ребёнка выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета, создавать условия для накопления представлений об основных разновидностях цвета и формы, об отношении между двумя предметами по величине. Добиваться, чтобы ребёнок усвоил, что цвет, форма, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

        Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длинное время, чтоб не переутомлять детей одним и тем же, надо разнообразить занятия, вводя игровые моменты. Чередование интегрированных занятий, дидактических, сюжетно-ролевых игр, выполнение посильных поручений позволяет ребёнку в непринужденной обстановке усвоить новый материал и закрепить ранее изученный. При проведении игр – занятий надо пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Не требуя от них обязательного запоминания, важно, чтобы ребёнок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов. Строя домики для зайчат дети закрепляют форму, цвет строительного материала, самостоятельно выбирают заданный цвет, группируют предметы, подбирают предметы по цвету, у них воспитывается доброе отношение к животным, желание помогать им.

           Одевая Ваню после сна, закрепляют название одежды, постельного белья. Угощая Ваню чаем, закрепляют цвет, название посуды, ее предназначение. Дети соотносят предметы по цвету, находят данный цвет в окружающем мире, составляют ряды из аналогичных по цвету предметов. Учатся нахождению лишнего по цвету предмета в рядах. В процессе занятий у детей развивается память, внимание, наблюдательность, глазомер, пространственное воображение, сообразительность, творчество. Важным условием осуществления принципа обучения является связь занятия по сенсорике с другими видами деятельности.

              Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, что эта работа не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен лишь заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

             Не бойтесь чаще улыбаться детям, говорить ласковые слова, хвалить. Маленьким детям очень важно чувствовать одобрение и поддержку взрослого, они крайне зависимы от его оценок. Поэтому, как писал Я. Корчак, на одно порицание должно приходиться пятьдесят похвал.

           Познавая вместе с вашим ребёнком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно   важного и нового.

           Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека.

          Считалось, что цвет влияет на настроение самочувствие, может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство грусти. Зеленый, синий, голубой – успокаивают, возбуждают – красный, оранжевый, желтый цвет.

         Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

                                                                                                                И Гёте  

Источник