Роль родителей в развитии здорового ребенка
Короткова Светлана
Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей
Короткова Светлана Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №22»
г. Балахна
В статье представлено состояние проблемы здоровья детей, воспитывающихся в ДОУ. Описан опыт работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста в ДОУ; предлагается комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, раскрыто их значение. Статья адресована воспитателям, организаторам оздоровительных мероприятий.
Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми [4]. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Проанализировав состояние здоровье детей, приходящих в наш детский сад, было отмечено, что большинство детей уже имеют целый букет заболеваний,таких как: бронхиальная астма, аллергический дерматит, неврологические заболевания.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни.
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»
Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовывать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.
Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалке, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.
Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспи-тать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознатель-ного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отноше-ния к своему здоровью была разработана программа «Малышок – крепышок». Эта программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, целью, которой является создание условий для укрепления здоровья детей на основе активного использования закаливания.
Особое место в программе отведено взаимодействию с родителями. Уже на первом родительском собрании провожу анкетирование «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» [2], которое помогает выяснить состояние здоровья детей, а также сделать заключение об отношении к здоровому образу жизни каждой семьи. Знакомлю с программой, ее целью и задачами, информация должна быть доведена до каждого родителя. Самое главное, родители должны иметь представление о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы[1]. В наглядной форме через оформление различного рода стендов осуществляю пропаганду здорового образа жизни. Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей», «В здоровом теле – здоровый дух». Систематически провожу родительские собрания, консуль-тации, индивидуальные и групповые педагогические беседы, на которых даю советы по профилактике простудных заболеваний, по закаливанию детского организма.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родителям предоставляется возможность посещать детский сад в любое время, они могут видеть, как живут дети в детском саду.
Родители стали активными участниками жизни группы. Они действительно становятся единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.
Для физической активности на участке с помощью родителейоборудован мини-стадион: спилы деревьев приспособили для турника; в землю вертикально и горизонтально вкопали машинные шины; сделали корзину и мишени для бросания мяча; для развития равновесия вкопали бревно. Родители принимают участие в создании благоприятного для здоровья климата в группе: это ремонт и озеленение, ведь растения не только радуют глаз, но и помогают поддерживать необходимый уровень влажности; приобретение бактерицидной лампы. Эффективным средством пропаганды здорового образа жизни является посещение родителями открытых физкультурных развлечений, а также участие в них. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей: «Ярмарка», «Путешествие в лес», к 23 февраля – «Веселые старты». Подготовка к таким развлечениям начинается заранее. В приемной вывешивается красочное объявление, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, о пользе закаливания организма. Родителям вручаются пригласительные билеты. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители получают большой эмоциональный заряд, и с большим нетерпением ждут следующих встреч.
Здоровый образ жизни в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в будущем.
Приложения:
№ 1
План работы с родителями по формированию у детей
здорового образа жизни
Дата Название мероприятия
Цель мероприятия
Сентябрь 1. Анкетирование
«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
2. Беседа «Что такое ЗОЖ?
3. Фотовыставка «С солнцем, воз-духом, водой крепко дружим всей семьей».
4. Пополнение центра природы комнатными цветами.
Ознакомление родителей с формирова-нием культуры здоровья детей.
Октябрь 1. Индивидуальные беседы с ро-дителями о необходимости про-водить вакцинацию против грип-па.
2.Индивидуальные беседы с ро-дителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой».
4. Спортивное развлечение для детей и родителей «Ярмарка».
Пропагандировать ЗОЖ, познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки, напомнить о необхо-димости приобретения спортивной обу-ви.
Ноябрь 1. Папка-передвижка
«Предупреждение простудных заболеваний».
2.Индивидуальные консульта-ции: «Одежда детей в группе».
3. Родительское собрание.Тема: «Профилактика простудных за-болеваний через проведение за-каливающих мероприятий»
Познакомить родителей с пользой вита-минов для укрепления здоровья детей.
Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на само-чувствие детей.
Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данно-го заболевания».
2. Фотовыставка «В здоровом те-ле – здоровый дух».
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укрепле-нию и сохранению здоровья детей в до-машних условиях и условиях д/с.
Январь 1. Консультация для родителей «Воспитание основ здорового об-раза жизни у детей дошкольного возраста».
2. Консультация «Как приучить ребенка чистить зубы».
3. Папка-передвижка «Полезные советы родителям»
Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.
Февраль 1. Папка-передвижка «Игры, ко-торые лечат».
2. Развлечение «Веселые старты».
3. Памятка «Занятия зимними ви-дами спорта и здоровье детей».
Вызывать интерес к зимним видам спор-та на свежем воздухе, играм и развлече-ниям, потребность в физических упраж-нениях и играх.
Март 1. Совместное изготовление до-рожек здоровья.
2. Родительское собрание: «Что-бы ребенок ос здоровым»
Объединение усилий педагогов и роди-телей по формированию ЗОЖ у детей.
Апрель 1. Оздоровительный досуг
«Путешествие в лес».
2. Оборудование мини-стадиона на участке.
3. Папка-передвижка «Берегите зрение детей».
Воспитывать интерес к русским народ-ным подвижным играм, потешкам, при-бауткам.
Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.
Май 1. Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопо-ставление с предыдущим учеб-ным годом.
2. Родительское собрание «Итоги года».
№ 2
Анкета для родителей
«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
1. Часто ли болеет ваш ребенок?
– часто;
– нет;
– иногда.
2.Причин болезни:
– недостаточное физическое воспитание в детском саду;
– недостаточное физическое воспитание в семье;
– наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правиль-ным развитием вашего ребенка?
– да;
– нет;
– частично.
4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и дет. сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?
– соблюдение режима;
– рациональное, калорийное питание;
– полноценный сон;
– достаточное пребывание на воздухе;
– здоровая гигиеническая обстановка;
– наличие спортивных и детских площадок;
– физкультурные занятия;
– закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?
– облегченная одежда в группе;
– обливание ног водой контрастной температуры;
– хождение босиком;
– прогулка в любую погоду;
– полоскание горла водой комнатной температуры;
– умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры;
– систематическое проветривание группы.
6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?
– да;
– нет;
– частично.
7. Нужна ли Вам помощь дет. сада?
– да;
– нет;
– частично.
Источник
марина королева
Роль родителей в воспитании здорового ребёнка
Роль родителей
в воспитании
здорового ребёнка. (папка – передвижка)
Физкульт –
Ура!
Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности. За время пребывания в дошкольном учреждении, дети проходят большой путь в развитии движений. Именно здесь прививается интерес и любовь к физическим упражнениям и здоровому образу жизни.
Уважаемые родители
дадим вам несколько советов:
периодически появляйтесь перед ребёнком в спортивном костюме и, не обращая на него внимания, выполняйте какие – либо движения (отбивайте мяч, прыгайте в скакалку, отжимайтесь, подтягивайтесь, бегайте и т. д.) и ребёнок невольно будет вам подражать;
каждому движению старайтесь придать образность.
Если ваш ребёнок малоподвижен – ему необходимо особое внимание, т. е. привлекать к активности в движениях, заинтересовать любым видом спорта, узнать его желания и по возможности исполнить. Если же ребёнок, наоборот, слишком подвижен, то его необходимо ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности, но стараться не навязывать, а также учитывать его желания. А иногда и спокойно объяснить, чем может закончится его излишняя подвижность.
Очень полезны соревнования. Они помогут вашим детям стать более подвижными, внимательными, активными, выносливыми, здоровыми, жизнерадостными!
Играйте с детьми
Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Игра для детей – важное средство самовыражения, «проба сил», она сопровождает его с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игр очень много, они могут быть самыми разными (дидактические,творческие: сюжетно – ролевые, строительные, игры – драматизации, музыкальные, но особое место среди них занимают подвижные. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребёнка, но и для окружающих его взрослых. У ребёнка развивается ловкость, смелость, уверенность, выносливость, воспитываются чувства дружбы и честности.
Закаливайте детей!
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (ОРЗ, ОРВИ. воспаление лёгких и т. д.) является охлаждение организма.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешены, высокой работоспособностью, отличаются бодростью и жизнерадостностью. Лучшими средствами закаливания являются солнце, воздух и вода.
Специальное закаливание для каждого ребёнка индивидуально. Поэтому врачи считают, что его нужно проводить лишь в семье, а в дошкольном учреждении выбирать только те методики, которые абсолютно безвредны для всех детей. прежде чем говорить о методах закаливания,необходимо вспомнить основные принципы:
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
– учёт состояния здоровья;
– систематичность;
– постепенное увеличение силы раздражителя;
– положительные эмоции.
Закаливание воздухом:
– оздоровительные прогулки ежедневно;
– кратковременные воздушные ванны перед сном;
– сон на воздухе;
– гимнастика в постели после сна;
– хождение босиком;
– суховоздушная баня (сауна).
Закаливание водой:
– умывание и другие гигиенические процедуры;
– полоскание горла, рта после каждого приёма пищи;
– влажное обтирание;
– хождение босиком с последующим обливанием ног;
– контрастные ножные ванны;
– гигиеническая ванна с последующим обливанием;
– душ;
– купание в водоёме.
Закаливание солнцем:
– световоздушные ванны;
– солнечные ванны;
– отдых в тени.
Итак, закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации,дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, активные занятия физкультурой на площадке.
Очень хорошо, когда закаливание проводится в игровой форме – это улучшает настроение, вызывает у ребёнка радостные эмоции. Если меры по укреплению здоровья, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребёнка развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Укрепляйте здоровье детей!
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки. Только когда он становится взрослее – замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на неё оказывают влияние и другие многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности.Возникновению дефектов осанки способствуют:
несоответствующая росту мебель;
мягкая постель с высокой подушкой;
ношение тяжестей;
плоскостопие;
недостаточная освещённость в помещении;
безразличие (лень) к своей внешности.
В большинстве случаев нарушение осанки являются приобретёнными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слаборазвитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологическое состояние окружающей среды негативно влияющее на здоровье детей.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Для этого необходим контроль не только со стороны взрослого, но и со стороны самого ребёнка.
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счёт многократного повторения правильного положения тела: лёжа, сидя, стоя.С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:
Изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого (выпрямить позвоночник, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);
Упражнения у вертикальной плоскости.
Ребёнок прикасается к плоскости (стена, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Рекомендуются при этом различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, приседание и т. д.
Ношение различных предметов на голове.
К этим упражнениям относятся: ходьба, приседания, лазание и т. д.
Координация движений, умение владеть своим телом.
Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, «ласточка», ходьба по скамейке и т. д.
Питайтесь
правильно
и регулярно
Организм человека непрерывно работает: трудятся сердце, лёгкие, мозг, мышцы. Мы выполняем различную физическую и умственную работу, занимаемся спортом. И для всей этой деятельности нужна энергия. Пища является её источником. Кроме того, необходимые для роста и развития молодого организма питательные вещества также поступают с пищей – это белки, жиры и углеводы.
Белки – основной строительный материал организма.Они содержатся во многих пищевых продуктах животного и растительного происхождения: в мясе, рыбе, яйцах, твороге, молоке, сыре, фасоле, сое и других крупах. Белки хорошо усваиваются в сочетании с овощами.
Жиры – один из основных источников энергии, а также предохраняет кожу от высыхания, а внутренние органы – от механических воздействий.Они бывают растительного и животного происхождения: масло, маргарин, рыбий жир и т. д. Жиры должны поступать пищей в организм ежедневно.
Углеводы – основной источник энергии. По своему качественному составу они различны. Так, в хлебе, картофеле, крупах они в виде крахмала, а чистые, т. е. сахар – в сладких блюдах, фруктах и ягодах. Сахар фруктов и ягод (фруктоза) полезнее, чем все другие виды сахара.
Все вещества должны поступать с пищей в определённых количествах.
Памятка
для родителей.
В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий детей, что и в дет. саду.
У ребёнка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
Когда ребёнок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребёнок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола);можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и незаметно формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
Следите за походкой ребёнка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребёнку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Всё это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.
Охрана здоровья детей – важнейшая задача родителей!
Невозможно водить ребёнка всё время за руку.Необходимо своевременно и доходчиво объяснять ему: где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. Некоторые мамы и папы психологически исключают себя и своего ребёнка из возможной трагедии. Они считают, что это может случится с кем угодно, только не с их ребёнком.
Детям свойственно играть, бегать, прыгать, прятаться и порой увлекаются, забывая об опасности и поэтому взрослый вовремя должен придти на помощь. Особенно во время прогулки нужно быть внимательными, ведь ребёнок может не только получить травму сам, но и нечаянно кого – то обидеть (на горке, в песочнице, на качели и т. д.).
Безусловно, всего предусмотреть невозможно, но многие опасные ситуации можно предотвратить. Для этого нужно хорошо знать психофизиологические особенности своего ребёнка, являющиеся предпосылкой его поведения дома, на улице и в детском саду. Формируйте у детей наблюдательность, внимание, умение, умение быть предусмотрительным. Это поможет избежать многие неприятности. Не будьте к детям равнодушными!
Быть в движении –
Значит укреплять здоровье!
Источник