Роль родителей в развитии речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Роль родителей в развитии речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте thumbnail

Консультация для родителей на тему:

«Роль родителей в развитии речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.На что же следует Обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы –  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи Взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрос­лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.        

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

 И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

 Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

 «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

 Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами

Эй, а где ж улыбка?

 Зубки и «прилипка».

 «Гармошка».  Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

 Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

 И кисть уволок.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

 И края приподними.

 Оближем верхнюю губу —

 Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

 Кто любит варенье,

Делает движение —

 Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

 За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

 Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

 И покажем трубочки.

 «Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед

Посмотрите,  это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«ЗАЙЧИК»

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях).

«строим дом»

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым). Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

 Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

 Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

 Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Источник

hello_html_3afa82b6.jpg

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не “съедать” слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.

Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку.

Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: “Что нарисовано на картинке? “, “Как можно назвать их одним словом? “, “Где растут фрукты? “, “Что можно сделать из фруктов? ” После беседы объяснить: “Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки”.

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков.

Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, “Чудесный мешочек”: в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.) . Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.

“Что из чего сделано? ” Взрослый говорит ребёнку: ” В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла

(стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

“Кто как работает? ” Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель?

(строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.

“Правильно ли я сказал? ” Взрослый говорит ребёнку: “Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц”. Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.

“Скажи наоборот” Взрослый говорит: “Я вижу высокое дерево”, а ребёнок должен сказать наоборот: “Я вижу низкое дерево”. “У меня мало игрушек”( “У меня много игрушек”) и т. д.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи разные потешки, пословицы, поговорки, загадки.

Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как “Кашу маслом не испортишь”, “Дорога ложка к обеду”, “Захочешь кушать – руку протянешь”.

Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается, следует сказать: “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”, “Что посеешь, то и пожнёшь”, “Лентяю всё некогда”, “Делу – время, потехе – час”.

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например, “Много снега – много хлеба”, “Зимой солнце светит, но не греет”, “Осенняя муха больно кусает”, “Без ветра и трава не шелестит”, “Летний день год кормит”.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз- конфету, игрушку, книжку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения( “золотые руки”, “каменное сердце”) .В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами “хорошая”, “красивая” дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: “Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют. При работе на швейной машинке нужно также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки.

Таким же образом можно познакомить ребёнка с холодильником, утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Ребёнку будет интересно.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребёнка с машинами, светофором, людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного движения.

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рас-сказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т. д. Постепенно тематика бесед расширяется: космос, профессии, армия, праздники и т. д. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6-м году её уже недостаточно и ребёнок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется монологической речью.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

Несколько советов для родителей:

1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Читайте художественную литературу ежедневно.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.

5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.

6. Предложите ребёнку соревнование “Чья сказка лучше? “, “Чей рассказ интереснее? ” с участием всех членов семьи.

7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.

8. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.

5

Источник