Роль родителей в развитии ребенка родительское собрание 1 класс
Родительское собрание на тему
«Роль семьи в воспитании ребенка»
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.
Ход собрания
-Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время прийти на наше собрание. Давайте немного с вами поиграем. Если вы согласны с высказыванием, то необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
– Я вам зачитаю стихотворение А.Барто, а вы попробуете сформулировать тему собрания.
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Ведущий задает родителям вопросы:
· Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
· Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
· Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?
· Какова тому причина?
– Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести самое главное правило:
– только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
-Итак, тема нашего род-го собрания?
-«Роль семьи в воспитании ребенка»
-А что такое семья? (ответы родителей)
Семья – это среда, в которой удовлетворяется потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.
– Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду,школе?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады, школы являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье.
Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. Отношении обучения и воспитания детей Л.М.Зальцман выделял три группы родителей:
Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.
Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.
Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.
В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей.
-Семья – это ячейка общества. В каждой семье существуют правила, порядки, нормы поведения, которые не противоречат нормам общества. А так же в каждой семье существуют семейные традиции.
– Что по – вашему входит в понятие «семейные традиции»?
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые вы отмечаете всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным. Это может быть традиция сажать дерево или под Новый год выезжать за город. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это совместное чтение книг,поздравления родственников, традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов.
-Поделитесь своими семейными традициями.
– Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» – писал К. Д. Ушинский.
– В какие игры и как часто вы играете с ребенком?
Игр и игрушек очень много. Но следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Я советую играть в различные игры : настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «шахматы». Также обязательно играть в такие игры: «Угадай с какого дерева семена?», «Кто кем будет», «Летает не летает», «Что похоже на круг» и т. д.
– Сколько раз в день вы обнимаете своего ребенка?
Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!
В наших руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей.
Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!
Источник
МОУ «СОШ п. Красный Боец
Ершовского района Саратовской области»
Тема: «Роль семьи в воспитании ребёнка».
(Родительское собрание в 1 классе).
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ п. Красный Боец»
Зуева Лариса Николаевна
2020 год.
Пояснительная записка.
Автор: Зуева Лариса Николаевна.
Место работы: МОУ «СОШ п. Красный Боец Ершовского района Саратовской области».
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: родительское собрание.
Класс: 1
Тема: «Роль семьи в воспитании ребёнка».
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.): конспект родительского собрания с презентацией, памятки-советы для родителей.
Цель, задачи авторского материала.
Цель:
Познакомить родителей с методами воспитания младших школьников.
Определить средства и приёмы построения гуманных взаимоотношений в семье.
Задачи:
Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме семейного воспитания .
Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
Создание эмоционального настроя
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, инвентарь для игр, раздаточный материал для родителей (листы с педагогической задачей, листы для тренинга, чистые листы бумаги, цветные карандаши, памятки-советы для родителей).
Краткое описание, методические рекомендации по использованию: материал можно использовать для проведения классного родительского собрания в школе. Материал содержит презентацию «Роль семьи в воспитании ребёнка».
Ход собрания.
Организационная часть.
Слайд №1
Добрый день, дорогие гости. Как правило, родителей приглашают на собрание, чтобы решить проблемы воспитания детей. Сегодня мы тоже будем решать проблему, но проблему семейного воспитания.
Основная часть.
Начать нашу беседу мне хотелось бы со слов Себастьяна Бранта:
Слайд №2
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители- пример тому.
Что может дать ребенку семья?
Слайд №3
Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно домашний очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок как он уживается со взрослыми, сверстниками, насколько уверен в себе, насколько он доброжелателен или равнодушен. Именно дом, несмотря на многие отвлекающие ребенка обстоятельства, оказывает самое сильное влияние на него.
Слайд №4
Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы. Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру ( или брата, подругу).
Мы начинаем заставлять его заниматься тем, что ребенку не свойственно, давая ему свои установки, мы ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.
Уважаемые родители, давайте проведем с вамиигру « Связанный ребенок».
Учитель вызывает одного родителя для демонстрации – « это ребенок».
Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связывают ноги).
Не трогай то , не трогай это…Мы связываем ему руки.
Не слушай , это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.
Не кричи , не разговаривай громко… Завяжем ему рот.
Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.
Давайте посмотрим на нашего ребенка, как он себя сейчас чувствует.
…Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что же следует запрещать.
Слайд №5
То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих (например, не бегай с ножом).
2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол).
3. То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма)…
И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.
Посмотрите, пожалуйста на экран.
Слайд №6
Подумайте и назовите ваши ассоциации на слова: « дети», « взрослые», …
Такое же задание выполняли ребята. При слове дети они называли( зачитать по листочкам ответы детей), т. е. здесь ваши ассоциации почти совпадают.
Слайд №7 первый щелчок
А вот при слове « взрослые», не совпадают во многом. Прочтите на экране ответы детей.
Слайд №7 второй щелчок
(Взрослые кричат, работают, ругаются, воспитывают, пьют, заботятся, не пускают на кухню, дерутся).
Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься. Вы скажите что, дети слишком эмоциональны. Тогда давайте поговорим об эмоциях человека.
Слайд №8, 9 Эмоции радости и добра.
Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутренне спокойствие и здоровье ребенка.
Слайд №10.
Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания: боль, страх, обида.
Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения сопутствуют им столь же часто, что и эмоции радости и добра.
Вы все можете вспомнить примеры из вашей жизни и из жизни семьи, связанные как с отрицательными, так и с положительными эмоциями.
Слайд №11
Может быть, кто-то сейчас сможет рассказать о таких случаях. ( Слово родителям).
Слайд №12
Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают.
Отрицательные- при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т. д.)
А сейчас я предлагаю вам решить проблемную ситуацию.
Учитель раздает каждой группе родителей листок, на котором описана возникшая конфликтная ситуация между родителем и ребенком. Родителям предлагается посовещаться и найти выход.
Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…
1.Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель».
Мама может в раздражении сказать:
– А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!
Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого».
2.Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
3.Третий неконструктивный способ
По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.
В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение.В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.
Конструктивный способ разрешения конфликтов. «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».
Сразу скажу, что этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я-сообщении».
Прояснение конфликтной ситуации.
Сбор предложений.
Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
Детализация решения.
Выполнение решения, проверка.
Вот мы и подошли к важному вопросу: как же формировать положительные эмоции у ребенка. С чего начать.
Уважаемые родители перед вами лежат чистые листы бумаги. Запишите на них выражения, которые вы считаете запрещенными при общении с детьми в семье и выражения которые считаете желательными.
—Давайте послушаем, что у нас получилось. ( Каждая группа родителей зачитывает свои ответы).
А теперь внимание на экран.
Слайд №13
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:
– Я тысячу раз говорил тебе…
– Сколько раз надо повторять…
– О чем ты только думаешь…
– Неужели трудно запомнить…
– Ты такой же, как …
– Ты становишься…
– Почему Лена (Катя, Вася т. д.) такая, а ты – нет…
Слайд №14
И употреблять чаще:
– Ты у меня самый умный ( красивый и т. д.)
– Как хорошо, что у меня есть ты…
– Ты у меня молодец…
– Спасибо тебе…
– Без тебя я бы не справился…
– Я тебя очень люблю…
Слайд №15
Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен быть уверен в своем праве на внимание, заботу и глубокий интерес к нему, именно в эту минуту.
Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей – самый важный человек в мире.
Только пристальное внимание родителей дает ребенку возможность правильно развивать свою самооценку, а значит развивать у ребенка способность взаимодействовать с другими людьми и любить их.
Но наряду с пристальным вниманием и любовью в семье как и в школе
должна соблюдаться дисциплина.
Слайд №16
Дисциплина– это наличие и соблюдение в семье определенных правил.
Наличие правил создает порядок, дает ребенку возможность почувствовать себя защищенным.
Слайд №17
Недостаток любви или чрезмерная любовь, когда ребенок слишком опекаем,
Когда родители считают его своей собственностью, порождают зависимость ребенка от родителей, препятствуют его самоуважению, снижают самооценку и уверенность в себе.
Проведём тренинг:
На столе у вас есть листочки. Обратите на них внимание. На одной стороне пустой дом . На другой стороне пусто – там вы расположите семью.
Ваша задача – в доме нарисовать только 3 предмета, на второй половине листа – семью из трёх человек. ( Рисуют)
Затем рисунки вывешиваются на доску и сравнивают. Почти все в доме изобразили стол- это сбор семьи, телевизор – занятие детей в свободное время и многое родители изобразили кровать – отдых.
Вывод: в отличие от детей, которые нарисовали в доме стол, телевизор и игры, родители уходят от воспитания детей, от занятий непосредственно с ними они променяли на телевизор и отдых.
Во второй половине родители нарисовали семью, взявшись за руки. В середине – ребёнок. Вот это правильно.
Заключительная часть.
И в заключении нашей беседы давайте честно сами себе ответим на вопросы:
Слайд №18
1. Когда вы в последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком .
2. Когда вы в последний раз гладили его по голове.
3. Когда вы с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку.
4.Когда вы в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка.
Слайд №19
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
На память о нашем родительском собрании я дарю вам памятки, в которых приведены советы по воспитанию Вашего ребёнка. Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно.
Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.
Советы родителям.
Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают. Он становится замкнутым.
Ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
Ребёнка поддерживают, он учится себя ценить.
Ребёнок растёт в упрёках. Он учится жить с чувством вины.
Ребёнок растёт в терпимости, учится понимать других.
Ребёнок растёт в честности, учится быть справедливым.
Ребёнок растёт в безопасности, учится верить людям.
Ребёнок во вражде, учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Памятка для родителей.
Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребёнка – это аукнется в будущем.
Воспитывайте ребёнка не столько словом, сколько собственным примером.
Уважайте в ребёнке человека, не позволяйте себе его унижать – иначе ребёнок, став взрослым, скопирует Ваше поведение по отношению к Вам.
Постарайтесь быть сдержанным и справедливым. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своём ребёнке вами проявляемых качеств.
Борясь с вредными привычками ребёнка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.
Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в отношениях с дочерью подчёркивайте её женственность.
Проявляйте терпение в воспитании – нельзя получить всё и сразу. Воспитание – это процесс, плоды которого мы пожинаем в старости.
Не используйте в воспитании унижение, которое остаётся в памяти ребёнка надолго и возвращается словами:
«Ты опять…?», «Ты как всегда…» и т.п.
Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребёнка. Но реально подходите к их оценке.
Искренне любите своего ребёнка. И он ответит Вам любовью.
Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребёнка завтра.
Правила семейного воспитания.
Ребёнок- это ваше будущее, ваша благополучная старость, и даже ваше бессмертие. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их.
Стержнем семьи является супружеская любовь.
Если ребёнок становится центром семьи, то он вырастает эгоистом.
Главный закон семьи: все заботятся о каждом.
Если ребёнок усвоит этот закон, вам не придётся напоминать ему о невымытой посуде и невыученных уроках.
Главным средством воспитания должен являться пример родителей.
Развитие ребёнка – это развитие его самостоятельности.
Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.
Основа поведения ребёнка – это его привычки.
Научите ребёнка различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, окружающую природу. Ваш наглядный пример бережного отношения к природе, окружающему миру – лучшее наглядное пособие. Вспомните, как вы ведёте себя на пикниках, как относитесь к порядку во дворе, в подъезде.
Для воспитания вредны противоречия в требованиях родителей.
Ни в коем случае не критикуйте учителя или школу в присутствии ребёнка.
Важно создать в семье доброжелательный климат.
Не наказывайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших.
Этот опыт поможет ему в воспитании собственных детей.
Следите за здоровьем ребёнка.
Для этого надо самим быть примером, вести активный образ жизни. Щадите также психическое здоровье сына или дочки.
Семья – это дом.
Не забывайте время от времени проверять, не нуждаются ли ваши отношения с ребёнком в переменах. Умейте признать свою неправоту и вовремя перестроиться.
Источник