Роль родителей в развитии ребенка подростка
«Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» (И. С. Кон, 1989. С. 107).
Семья – это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения.
Семья па протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношении «семья—подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Семья как институт социализации.
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он — не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).
Подросток и родители. Роль родителей в жизни подростка.
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях».Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.Во-вторых, родители — директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений.В-третьих, родители — образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми.В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных Жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются (Кон И.С., 1989).
Родители как источник эмоциональной поддержки.
В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей и подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.
Родители как «верховная власть».
Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т. п.
Родители как пример для подражания.
В подростковом и особенно юношеском возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности. Вместе с тем подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно (Райе Ф., 2000. С. 436).
Родители как источник жизненного опыта.
Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками.
(По материалам: Психология подростка. Полное руководство. Под общей редакцией А.А. Реана. – Спб., 2008 г. – С. 204-205).
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
Роль родителей в воспитании подростка.
Подготовила
Воспитатель Черкашина Н.А
Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, – это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье. Будьте не родителем, а другом.
Основные принципы воспитания подростка:
- Проявления любви.
- Справедливость.
- Оказание поддержки.
Основные средства воспитания подростка:
- Общение, разговор.
- Контроль.
- Совместные мероприятия.
- Личный пример.
Воспитание подростка – очень сложная задача. В этом возрасте дети, с одной стороны, уже перестали быть зависимыми от вас малышами, а с другой – еще не превратились во взрослых молодых людей. Эта переходная фаза приносит проблемы, как родителям, так и самим подросткам. Тем не менее с помощью терпения и небольшого количества полезных советов, изложенных ниже, вы сможете преодолеть этот период жизни ребенка и превратить вашего подростка в уверенного молодого человека.Полезные советы, в воспитании подростка:
На этом этапе очень важно, чтобы ваш ребенок осознал, что вы любите его и заботитесь о нем. Вместо того чтобы делать выговоры за ошибки, продемонстрируйте подростку, что вы понимаете ситуацию и всегда готовы его поддержать. Это один из лучших советов о воспитании подростков, который вам стоит принять.
Уважайте личное пространство подростка.
Секреты составляют большую часть жизни подростка. Как родителю вам необходимо знать все тайны жизни вашего ребенка, но иногда ему необходимо предоставлять личное пространство и избегать вмешательства в его мир. Пусть ваш ребенок приходит к вам тогда, когда он/она действительно нуждается в вас.
Подготовьте себя к особенностям подросткового периода.
Подросток это уже не ребенок, поэтому нужно в определенной степени готовить себя к его воспитанию. Читайте книги или вспоминайте свои подростковые годы и то, как вы справлялись с переменами в вашей жизни. Чем больше вы узнаете, изучите , тем лучше сможете понять вашего подростка и его проблемы.
Дисциплинируйте, а не наказывайте.
Когда вы пытаетесь установить определенные стандарты поведения подростка, не будьте навязчивым. Обсудите с ребенком дисциплинарные моменты и примите во внимание его мнение. Объясните, почему необходимо установить правила дисциплины и какую пользу они принесут ему. Очень важно дать подростку возможность выразить свою точку зрения перед установлением любых дисциплинарных правил.
Прививайте чувство ответственности.
В некоторых культурах подросток считается уже взрослым. Это подходящее время, чтобы укрепить его чувство ответственности. Попробуйте возложить на подростка больше домашних обязанностей, а также предоставьте ему возможность самому справляться с ними. Это должно вселить в подростка чувство ответственности и уверенности в себе.
Найдите время для регулярного доверительного общения с подростком.
Подростки, как известно, народ крайне необщительный, поэтому родители просто обязаны обеспечить регулярное общение с ребенком. Независимо от напряженного рабочего графика и делового образа жизни, родители должны находить время свободно общаться со своими детьми и сопереживать их жизненным перипетиям. Это может быть любое время: во время завтрака, днем или вечером за ужином.
Учитесь анализировать и прогнозировать развития событий.Ищите подходящее время, чтобы поговорить с вашим ребенком о важных для него вопросах, которые он часто не в состоянии задать или просто стесняется сделать это. Это может быть безобидный разговор о музыкальных предпочтениях или серьезное обсуждение таких тем, как период полового созревания или интимная жизнь. Старайтесь четко отвечать на вопросы подростка, не пытайтесь уклониться или давать расплывчатые ответы.Будьте сознательными и осторожными.
Необходимо предоставить подростку личное пространство, но в то же время важно взять за правило узнавать (незаметно узнавать) о тех местах, которые он посещает, и о его компании. Это не означает, что вы должны шпионить за подростком и подслушивать его разговоры. Вы должны быть открытым к общению, чтобы ребенок не боялся обращаться к вам.
Будьте сострадательными и сочувствующими.
Перед тем как сурово отчитать подростка, постарайтесь поставить себя на его место. Будьте благоразумными, придерживайтесь правил и дисциплины. Важно быть приветливым, терпеливым и понимающим. Пытаясь дисциплинировать подростка, никогда не применяйте силу и не наносите физический вред его здоровью. Исследования доказали, что злые и обиженные подростки, как правило, вырастают неполноценными и даже жестокими взрослыми.
Будьте достойны подражания.
Даже в подростковом возрасте дети подражают родителям, просто потому, что родители – это единственная константа в их изменяющемся мире. Если существует разрыв между тем, что вы говорите, и тем, что вы делаете, подросток легко определит фальшь. Поэтому всегда старайтесь быть примером для подражания – тем, кого подросток с радостью копирует.
Воспитание подростка требует больше заботы, чем любой другой период воспитания. Кто угодно может предоставить подростку пищу и кров, но только заботливый и понимающий родитель способен указать ему верный путь.
Поэтому будьте предельно осторожны и бережны при воспитании подростка, очень скоро он станет взрослым, и у вас начнутся лучшие времена!
Источник
Детско-родительские отношения. Роль семьи в формировании личности подростков
Если вы нашли то что искали, нажмите “сказать спасибо” в конце текста после списка литературы! И подписывайтесь на мою страницу!
Проблема формирования и развития личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Теоретические исследования в этой области связаны с именами таких ученых, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Лазурский А.Ф., Божович Л.И., Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.
Под личностью понимается человек, взятый в системе социально обусловленных устойчивых психологических характеристик, которые «проявляются в общественных по природе связях и отношениях и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [23, с. 336]. Личность характеризуется, во-первых, ее динамическими тенденциями: потребностями и мотивами, установками, ценностными ориентациями, направленностью. Во-вторых, ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. В-третьих, ее характером и самосознанием [2].
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Помимо внутренних детерминант, к которым относятся генетические, биологические и физиологические факторы, личностный рост обусловлен множеством внешних детерминант: принадлежностью индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу, семейной среде. Усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, личность умеет реализовывать себя в процессе общественной жизни. Роль взаимоотношений между родителем и ребенком в развитии личности подчеркивает большинство исследователей [35].
Один из важнейших этапов формирования личности приходится на подростковый возраст, являющийся переходным между детством и взрослостью.
Подростковый возраст характеризуют резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, как биологические, так и психологические.
Подростковый возраст является кризисным периодом. Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как он проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка [1, с.191]. Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков. Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей. «Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний» [17, с. 61]. То же касается и самооценки подростка, которая во многом зависит от внешних оценок, что приводит к ее неустойчивости и колебаниям.
Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является развитие самосознания, «становление которого возможно только посредством и благодаря общению» [1, с. 313]. Именно в пубертатный период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. У подростков интенсивно расширяются контакты со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными, при этом приобретают первостепенное значение. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. И хотя в подростковом возрасте эмоциональная дистанция между детьми и родителями в целом увеличивается, а отношения между ними усложняются в связи со стремлением подростков к автономности, семья сохраняет сильное влияние на подростков [15].
В отличие от другого института социализации подростков: школы – в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие стихийно, доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка обусловлена еще и отношениями привязанности, которые важны не только для будущего развития взаимоотношений, но и обеспечивают ощущение безопасности [38].
При этом, помимо стихийных естественных факторов социализации подростков в семье, которые заключаются в усвоении моделей родительского поведения и общении, позволяющем подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, родители становятся для своих детей источником приобретения жизненного опыта, в большей или меньшей степени создавая для этого определенные педагогические ситуации и обеспечивая возможность проявить в них себя. Не меньшее значение в личностном развитии имеет дисциплина и формирование поведения: поощряя или осуждая определенные типы поведения, родители влияют на поведение ребенка. И хотя в подростковом возрасте степень свободы и особенности ограничений меняются, совсем исключать свое участие в жизни подростка нельзя, так как «невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности» [39, с. 157].
Содержание, характер и результаты семейного воспитания во многом зависят от личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой, такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний [33]. Уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Семья является целостной системой: изменения, касающиеся одного из ее членов, ведут к изменению всей системы. При этом успешность формирования и развития личности подростков, благополучное продвижение их к взрослости во многом зависит от того, как именно родители взаимодействуют с ними. В этот период перед родителями стоит противоречивая задача: предоставить своим детям чувство безопасности и поощрить их на пути становления самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других [15].
О нарушениях детско-родительских отношений можно говорить тогда, когда родители не готовы принять изменения в развитии своих детей, склонны к авторитарному стилю воспитания и общения с подростком, не удовлетворяют потребностей подростка в любви и понимании. Об этом свидетельствует также противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями и нарушение контакта детей с родителями. Для психического развития подростков последствия, вызванные проблемными взаимоотношениями с родителями могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным относятся: ранняя социальная адаптация и ответственность за собственную жизнь, развитие умения договариваться при решении проблем во взаимоотношениях с родителями, развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека, коррекция характерологических особенностей, способствующая социальной адаптации. Отрицательные последствия – это эмоциональные травмы, имеющие отдаленные последствия; повышенная вероятность формирования зависимостей, перенесение проблемных отношений в родительской семье на последующие взаимоотношения в собственной семье, непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асоциальных групп [28].
Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на развитие личности подростка, так и отрицательное влияние. Неблагоприятный стиль воспитания, нарушения внутрисемейных взаимоотношений, конфликтность, враждебность в детско-родительских отношениях – все это может приводить к формированию отклоняющегося поведения подростков. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. (продолжение следует)
Обращайтесь за помощью!
Если материал вам понравился, пожалуйста, нажмите «????????Сказать спасибо»
Записаться на онлайн или очную консультацию можно по телефону:
+7 985 844 77 14
Буду рада Вам помочь!
Еще интересные статьи:
Основные причины формирования девиантного поведения (часть1)
Основные причины формирования девиантного поведения (часть 2)
Основные причины формирования девиантного поведения (часть 3)
Основные причины формирования девиантного поведения (часть 4)
Патохарактерологические особенности девиантных подростков (часть 1)
Патохарактерологические особенности девиантных подростков (часть 2)
Семейные факторы риска формирования девиантного поведения
Подростки и их родители. Проблемное поведение подростков. Психокоррекция детско-родительских отношений.
https://www.b17.ru/my.php?mod=article
Список Литературы:
Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
Земска М. Семья и личность. – М.: изд. Прогресс, 2009. – 133 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 687 с.
Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006.
Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 320 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. – 607с.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М: Издательство Академический проект, 2007. – 336 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с
Источник