Роль родителей в развитии ребенка до 1 года

Роль родителей в развитии ребенка до 1 года thumbnail

Елена Анцибор
Роль родителей в развитии детей раннего возраста

В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.

Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.

Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т. е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.

Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».

Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка – явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело – папа. Ему “на роду написано” добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга – и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы “приструнить”малыша: “Вот придет папа, он тебя накажет!”

Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину – задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.

Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.

Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.

Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно,что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.

Папа должен хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное “молодец”; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа – мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой “мужской клуб”. Именно это и развивает в мальчике мужские качества.

Отец ни в коем случае не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать,что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение

Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.

Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?

Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины – это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей – выбор “не того” мужчины, неумение жить мирно, развод.

Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также “закодированную” информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.

Читайте также:  Упражнения при задержке речевого развития ребенка

Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору,и навязывая решение: “раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!”. Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.

Хороший папа в детстве девочки – это ее счастливое замужество во взрослой жизни.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать – отрицательное.

Список литературы:

1. Кон И. С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988

№ 2.

2. Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.

3. Целуйко В. М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.

Источник

Анцибор Елена Юрьевна

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании.  Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу,  во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.

Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.

Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что  ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т.е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.

Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую  компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».

Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка – явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело – папа. Ему “на роду написано” добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга – и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы “приструнить” малыша: “Вот придет папа, он тебя накажет!”

Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину – задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.

Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.

Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.

Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно, что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.

Папа должен  хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное “молодец”; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа – мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой “мужской клуб”. Именно это и развивает в мальчике мужские качества.

Отец ни в коем случае  не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать, что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение

Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.

Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?

Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины – это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей – выбор “не того” мужчины, неумение жить мирно, развод.

Читайте также:  Грудной ребенок год развитие речи

Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также “закодированную” информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.

Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору, и навязывая решение: “раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!”. Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.

Хороший папа в детстве девочки – это ее счастливое замужество во взрослой жизни.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать – отрицательное.

        Список литературы:

  1. Кон И.С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988 № 2.
  2. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.
  3. Целуйко В.М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.

Источник

На чтение 10 мин.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Читайте также:  Родительское собрание во 2 классе роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Источник