Роль родителей в развитии мышления ребенка

Ольга СОБОЛЕВА,
психолог

Советы педагога

Как заниматься с детьми

Удовлетворяя любознательность детей,
родители тем самым помогают им приобрести навыки
учебной деятельности.

В первые шесть лет своей жизни дети
учатся больше, чем за всю остальную жизнь.

Для родителей важно знать, как и во что
играть с детьми, так как игра и домашние занятия с
ними помогают в учебе.

Все, чему родители научили своих детей
до школы, является солидным фундаментом для
обучения в ней.

Как родители могут помочь своим детям
учиться

Постарайтесь выбрать удобное для
занятий время. Старайтесь заниматься регулярно.
Если в течение недели вы заняты, используйте для
этого конец рабочей недели. При обучении
придерживайтесь следующих принципов:

  • поддерживайте интересы ребенка;

  • предлагайте ребенку новый материал
    для речевого развития;

  • поощряйте ребенка в его стремлении
    самостоятельно исправлять свои ошибки;

  • одобряйте применение знаний в
    деятельности.

Как развивать речь ребенка

Ваша речь должна быть примером для
подражания. Чем больше вы общаетесь с ребенком,
тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше
он приобретает навыков общения.

Ваша речь должна быть четкой.
Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите
его пересказывать те или иные истории. Играйте с
детьми в такие игры, которые развивают его речь,
память и внимание.

Постарайтесь изолировать ребенка от
просмотра телешоу, фильмов, песен, разговоров с
детьми, которые научат их неприемлемым нормам
языка и поведения.

Роль родителей в развитии у детей
мышления

Чтобы развивать мышление детей,
предлагайте им те предметы, которые дают
возможность делать что-либо новое,
экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда
дают простор для развития фантазии. Для развития
мышления детей можно предложить им строительный
материал, головоломки, мозаику, природный
материал. Не забывайте про наблюдения за
животными и насекомыми в зоопарке и на улице,
изготовление игрушек из различных лоскутков,
ракушек, листьев, поездки в город, деревню,
экскурсии в зоопарк, музеи и т.д.

Роль родителей в обучении детей письму

Сначала дети рисуют каракули, которые
обозначают у них буквы. Настоящие буквы они
узнают позднее. После пяти лет дети интересуются
буквами алфавита и пишут слова так, как слышат.

Выберите время, чтобы позаниматься с
ребенком в написании букв, имен. Приготовьте для
этого карандаши, ручки, бумагу. Старайтесь не
замечать ошибок, допущенных ребенком, и чаще
хвалите его за все, что он напишет. Пусть ребенок
пишет письма, поздравительные открытки друзьям и
знакомым. Записывайте названия различных
вывесок, которые находятся около вашего дома,
составляйте списки друзей ребенка, знакомых,
любимых игрушек и т.д.

Роль родителей в обучении детей чтению

Самый лучший способ заинтересовать
ребенка чтением – ежедневно читать ему и вместе
с ним. Чтение и обсуждение показывает, понимает
ли ваш ребенок смысл прочитанного. Дети любят
слушать знакомые истории снова и снова. Им очень
нравится ходить в библиотеку за новыми книжками.
Попросите библиотекаря или педагога оказать вам
помощь в подборе хороших увлекательных книжек.

Памятка родителям от ребенка

Не заставляйте меня чувствовать
себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь
на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии
сделать для себя сам. Я могу продолжать
использовать вас в качестве прислуги.
Не требуйте от меня немедленных объяснений,
зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю,
почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою
честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в
лжеца.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас
беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше.
Покажите мне, что такое мужество.
Не давайте обещаний, которых вы не можете
выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если
вы будете это делать, то я буду вынужден
защищаться, притворяясь глухим.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы
будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю,
что такое хорошо и что такое плохо.
Не защищайте меня от последствий собственных
ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким
образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста,
смиритесь с этим.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних
людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше
замечание, если вы скажете мне все спокойно с
глазу на глаз.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю
откровенные вопросы. Если вы не будете на них
отвечать, я вообще перестану задавать их вам и
буду искать информацию где-то на стороне.
Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не
прячьтесь от меня. Дайте мне возможность
пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете
мне — я буду доверять вам.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком
мало времени. Для меня важнее то, как мы его
проводим.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это
приучит меня к тому, что считаться нужно только с
силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши
инициативы.
Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает
время большей ориентации на сверстников и
старших ребят. В это время их мнение для меня
может быть важнее вашего. В этот период я
отношусь к вам более критически и сравниваю ваши
слова с вашими поступками.

Прислушаемся к советам своих
детей!

Источник

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи – повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения – следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги – обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее – антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание – это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи – это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. –  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник

Светлана Заноздрина
Конспект беседы с родителями «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»

Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.

Задачи: — познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей;

• обучить участников методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях

• реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду

развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания

• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход:

Хочу начать нашу беседу с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития(Ответы родителей). Конечно же, это игра. Известно, что игра – это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

2. Основная часть.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов!

– В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

– В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

– Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

– У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы родителей)

-Конечно это сообразительность, креативность,внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

– Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).

– Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.

Развивает внимание.

– Учит мыслить ясно и четко.

– И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.

Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.

Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.

Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.

И вам, родителям отводится важная роль научить малыша – дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. Простыми словами, дети с помощью нас взрослых, через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении.

И это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны)

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способствуют творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Приведу примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они на столько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

В развитии логического мышления огромную роль играет умение разгадывать ребусы и изографы (предлагаю родителям разгадать ребусы и изографов).

Хочу предложить вашему вниманию еще один вид игр, которые можно использовать дома, это игры способствующие развитию пространственного мышления – преобразование фигур – «Веселый конструктор», «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг» (предлагаю родителям поиграть).

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Что сначала, что потом?» – у детей развивается не только мышление, но зрительное восприятие, внимание.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.

Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Источник