Роль родителей в личностном развитии ребенка
Роль родителей в формировании личности ребёнка.
В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Актуальная задача педагогики в том, чтобы показать родителям, что семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Родителям приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и её потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно- эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности с родителями (затем с взрослыми и сверстниками) эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мир родителей (взрослых) и мир детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок». Смысловые, эмоционально теплые взаимоотношения родителя с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, родителям необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.
В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.
Для социального – эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребёнка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социального – эмоционального развития ребёнка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребёнок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческого – деятельностного.
Социально – эмоциональное развитие ребёнка осуществляется благоприятно при условии “представленности” в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребёнка в их освоении. Так, включение ценностного компонента формирует ориентацию ребёнка в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценности своей семьи. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребёнком личностно-значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.
Познавательный компонент социального опыта информирует ребёнка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.
Коммуникативный и поведенческо – деятельностный компоненты помогают ребёнку освоить многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникаций, а так же культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребёнку активно выражать свои чувства и желания.
Как утверждают отечественные учёные, социально – эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребёнка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:
- Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
- Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности.
- Потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
- Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
- Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Степень удовлетворённости этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живёт и развивается ребёнок, то есть средой. Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка – семья. Средовой подход семьи в воспитании является сегодня одним из популярных. Среда выступает в роли обобщённого, совокупного, объединённого, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения факторов и условий.
Домашнюю предметно – пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребёнка. Построенная с учётом личностно – ориентированного подхода к ребёнку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств в его личности. Среда развития ребёнка – пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.
Воспитательная среда по мнению исследователей Л.И.Новиковой, Ю.С.Мануйлова – это средство развития личности ребёнка. Среда обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность. Другой исследователь среды (Е.В.Бондаревская) подчёркивает необходимость отношения к ней как к “жизненному пространству ребёнка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается”.
Основное назначение воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша. Один из последних подходов к пониманию среды определяет её как “среда взаимодействия” (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Взаимоотношения членов семьи, личный пример отцов и матерей, семейные традиции-все это можно обозначить одним словом – общение. Общение старших и младших в семье имеет три формы: эмоциональную – ласка, забота, нежность; ситуативную – контакт взрослых с ребенком в игре, развлечениях; речевую – раскрытие норм поведения , советы, выражение сочувствия. Эти формы почти всегда выступают в единстве.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные»- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психолого-педагогической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения, большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человечка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными. Как для нас важно эмоциональное благополучие детей, их уверенность в завтрашнем дне, в будущей счастливой жизни. Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.
Обязанность же педагогов – донести до родителей мысль о том, что развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов, так как в педагогике нет главного и второстепенного. Воспитание – процесс многоплановый, целостный, осуществляемый постоянно и непрерывно и потому требующий комплексного подхода.
Используемая литература:
Данилина Т.А., Степина Н.М. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей»
.Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком_ как?»
Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком»
Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»
Спицин Н.П. «Семья: тысячи проблем воспитания»
Спок Б. «Ребенок и уход за ним»
Источник
Елена Горобец
Родительское собрание «Роль родителей в социально-личностном развитии детей»
Форма проведения:
Беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы.
Цель:
• Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
• Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
Оборудование:
• Включить тихую мелодию;
• Детские работы, фотографии;
• Варианты ситуаций;
Воспитатель.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему,которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей – что такое семья, счастье, домашний очаг.
Основные наши условия – это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.
Итак,правила игры:
Внутри группы должен высказаться каждый,но помните: «краткость – сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.
Условия игры:
Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
Воспитатель.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей – улыбка – подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. И прав был В. А. Сухомлинский, когда говорил, что воспитание детей – это труд, причём труд кропотливый. Отец и мать – самые близкие «образцы», которым он подражает, по которым он строит свое поведение.
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».
Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость, и счастье.
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, ребенок унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но навсегда останется с родителями. И в наше непростое, жестокое время правильно воспитать ребенка – это не простая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, а уже потом и на воспитателя детского сада.
Социологические исследования показывают,что на воспитание ребенка влияют:
Семья – 50%
СМИ, телевидение – 30%
Детский сад – 10%
улица -10%.
Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет.
Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.
Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи
во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
«Правила родительской гармонии».
(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).
Вопросы:
1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?
2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?
3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?
4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?
5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?
Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.Подумайте:
1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)
Ответы родителей.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка,которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни:
СИТУАЦИЯ№1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ№3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
Ответы родителей.
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
СИТУАЦИЯ №5:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Ответы родителей.
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится. (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
“Конверт откровений”
с признаниями в любви.
Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).
Благодарю всех за работу!И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
Удачи вам, дорогие родители!
Раздать памятки «Заповеди для родителей».
Источник