Роль родителей в коррекции нарушений развития ребенка
Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,
имеющими нарушения в развитии
Середина Елена Валерьевна
Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области
Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.
Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.
Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.
В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.
В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;
3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.
Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.
В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.
В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.
В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.
Таким образом, основными задачами родителей, являются:
- Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
- Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
- Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
- Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
- Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
- Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и
понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.
Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.
В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.
Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.
Список литературы:
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
- Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
- Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.
Источник
МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»
Консультация учителя – логопеда для родителей
«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»
Учитель – логопед:
Калужских Н. П.
п. Поныри
2017 – 2018 уч. г.
Консультация учителя – логопеда для родителей
«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»
Уважаемые родители!
В детском саду Вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2 раза в неделю. К сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам! Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика! Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения поставленной цели.
Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Родители должны подготовить ребёнка к предстоящей работе, объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной коррекционной работе с ребенком.
Коррекция звукопроизношения происходит постепенно и состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный. На данном этапе происходит подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Формируется заинтересованность в занятиях.
2. Постановка звуков. На этом этапе необходимо добиться правильного звучания изолированного звука.
3. Автоматизация звуков.
4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
В процессе работы может сложиться такая ситуация: Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков и от контроля произношения данных звуков в “домашней речи”. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.
Что же это – автоматизация звука в речи?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Последовательность автоматизации звуков:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий.
Проведение занятий дома.
Материал, который изучается на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Все упражнения должны быть отработаны с ребенком дома под родительским контролем.
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
• тетради забираются домой, и возвращаются в дни занятий;
• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 мин.;
• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются только карандашами;
• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого произношения ребенком речевого материала.
• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);
• артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком, сидя перед зеркалом;
• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца.
Таким образом, исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего Вам хорошего!
Источник
Родительское собрание
Тема: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
План проведения:
Введение. Статистические данные.
Кто такой дефектолог?
Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.
Ознакомление родителей с результатами обследования.
Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.
Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.
Содержание:
1. Введение. Статистические данные.
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР.
Развитие ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин:
1) социальная ситуация развития (круг общения, характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и др.)
На развитие оказывает негативное влияние:
– дефицит общения с окружающими;
– травмирующее действие социальной микросферы, отсюда следует состояние повышенной тревожности и др.;
– отсутствие адекватных педагогических условий.
2) развитие ведущих и других, типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения и др.)
3) состояние здоровья (соматического, нервно-психического).
Соматические заболевания и нарушения ЦНС препятствуют нормальному функционированию тех или иных систем головного мозга и задерживают его своевременное развитие, из чего следует недостаточное формирование способностей к усвоению знаний.
Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможности развития и обучение ребенка.
2. Кто такой дефектолог?
Дефектолог – специалист, занимающийся развитием обучением и воспитанием «особенных детей».
«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а педагогам с ними работающим, определенная специализация.
Дефектологом осуществляется комплексный подход к коррекции, воспитанию и обучению детей данной категории. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологии, медицины и педагогики.
Цель работы учителя-дефектолога – компенсация дефекта и адаптация детей в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.
3. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.
Чем же отличается работа педагогов коррекционных групп от работы массовых групп детского сада?
В коррекционных группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
– диагностико – консультативное: осуществляется оно комплексным междисциплинарным участием и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого – медико – педагогическим консилиума (ПМПк) образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе психолога, логопеда, дефектолога, старшего воспитателя, врача (Задачи: изучение состояния здоровья детей, выявление уровня развития ведущих видов деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально – волевой сфер, развития речи и др.).
– коррекционно – развивающее – это комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущих видов деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Данная работа реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей.
Каждый специалист одновременно каждый на своем занятии решают коррекционно – образовательные задачи. Такие как:
– сенсорное развитие (освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины),
– освоение предметно – практической деятельности,
– освоение продуктивных видов деятельности,
– накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте,
– уточнение, обогащение и систематизация словаря,
– формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения,
– развитие элементарных математических представлений,
– формирование соответствующих возрасту игровых навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.
Воспитание и обучение детей в коррекционных группах осуществляется в 2- х формах:
– в повседневной жизни,
– в процессе обязательных регулярных занятий.
Учителем – дефектологом в соответствии с учебным планом проводятся следующие занятия с детьми:
– развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте;
– ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
– коррекционная ритмика;
– формирование элементарных математических представления.
Помимо фронтальных занятий, проводятся подгрупповые и индивидуальные. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.
Воспитатели групп также проводят общегрупповые и подгрупповые занятия по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим, организуют наблюдения за природными и общественными объектами, которые занимаются коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимные моменты.
Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, имеют лечебные и профилактические мероприятия, т. к. функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Из чего следует, что большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра.
4. Ознакомление родителей с результатами обследования.
В начале учебного года специальное время отводилось для обследования детей. Выявлялись индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения.
Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть различными, т. е. темп «прохождения» программы может быть различным.
Обследование проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты его и анкетирования родителей занесены в карты психолого – педагогического обследования детей. Ознакомится с этими картами и результатами обследования можно в индивидуальном порядке.
5. Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении и коррекции нарушений детей?
Не надо думать, что все проблемы исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима непрерывная, систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Очень важно, чтобы мы с вами работали слаженно в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Это заключается в:
единстве требований к ребенку,
контроле за выполнением заданий,
помощи в оформлении тетрадей, альбомов, игр и др. дидактического материала,
активном участии во всех групповых и общесадовых мероприятиях.
Будьте терпимы и наблюдательны к своему ребенку.
При выполнении домашних заданий не ругайте, не срывайтесь на
ребенка, никакого давления, если что – то не получается. Это все естественно и это будет в силу характеристики развития психических процессов детей.
6. Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.
Отмечу некоторые правила работы и выполнения домашних заданий в тетрадях:
– тетради забирать на выходные, а возвращаем в понедельник;
– задания на развитие ручной моторики (штриховка, рисование и др.) выполнять карандашами или не проявляющимися с обратной стороны листа фломастерами;
– весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнением ребенком задания;
– задания должны быть прочитаны ребенку;
– все задания должны выполняться до конца.
Если ребенок устал, разделите домашнее задание на несколько частей.
– не выполняйте за ребенка.
– если ответ ребенка был не правильный, запишите, но обязательно исправьте.
По речевому материалу: повторяйте стихи, слова, слоги, звуки изолированно (отдельно), постоянно исправляйте в речи их каждый день.
Если считаете, что вашему ребенку это не надо, не делайте. Вас никто не может заставить.
Но в конце очень хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в коррекции и преодолении нарушений развития Ваших детей!
Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляться будет через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые Вы сможете посещать по договоренности с педагогом.
Источник