Роль репрезентативных систем в развитии ребенка

Репрезентативная система — это канал, через который человек получает информацию из окружающего мира. У каждого есть несколько различных способов репрезентации (представления) собственного опыта взаимодействия с миром. У нас есть рецепторы, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы сообщить собственный опыт. Вот описание основных репрезентативных систем:

  • – Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.
  • – Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации.
  • – Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание, чувства и ощущения.
  • – Дискретная или дигитальная репрезентативная система – это языковая система. Данная система является средством для описания опыта, полученного с помощью других репрезентативных систем с помощью слов.

Свой опыт человек может хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. Люди используют все доступные им репрезентативные системы для получения опыта, однако у каждого взрослого человека есть какая-то наиболее предпочтительная репрезентативная система. Эта система и является ведущей репрезентативной системой. В этой предпочтительной системе человек не только более склонен получать и передавать опыт, но и может различить в ней больше тонкостей и нюансов, чем в других.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить минимум на три категории (с учетом использования ими репрезентативных систем): Визуалы, Аудиалы и Кинестетики.

Но так было не с самого рождения.

Выбор ведущей репрезентативной системы : как ребенок познаёт мир вокруг себя?

Ребенок воспринимает мир всеми чувствами.

Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека, а формируются постепенно. Эксперименты последних десятилетий показали, что младенец в первые недели жизни обладает качеством, которое было названо «амодальное восприятие». Это означает, что, получая информацию любой модальности, младенец в состоянии перевести ее в любую другую сенсорную модальность. Возможно, младенец не воспринимает сенсорную информацию как принадлежащую какому-то определенному сенсорному каналу, возможно, она воспринимается в какой-то надмодальной форме – в форме представлений. Воспринятая информация кодируется и переводится в амодальные представления, которые и могут быть узнаны любым сенсорным каналом.

На первом году жизни формируется различная анализаторная деятельность, причем не одновременно, а последовательно, по мере выработки системы условных рефлексов. Но между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной чувствительности и кинестезии над зрением и слухом у годовалого ребенка – это возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны.

Исследователи сопоставили развитие перцептивных действий руки (осязательно-двигательных) и глаза (зрительно-двигательных) в ранней онтогенетической эволюции, придя к двум важным выводам:
1) разные способы ознакомления и выбора у детей формируются не одновременно;
2) с возрастом наблюдается сближение эффективности разных способов ознакомления и выбора.

Это означает, что по отношению к одной задаче или классу задач формируется взаимозаменяемость различных способов преобразования информации.

В ходе развития ребенка доминирование слуха и зрения начинает определять сенсорную организацию ребенка и подростка в условиях обучения, когда слово воспитателя и наглядные пособия играют ведущую роль. Такое доминирование также относится к возрастным, а не к индивидуальным особенностям чувствительности, хотя они и приобретают более выраженный характер.

Индивидуальные различия чувствительности относятся именно к взрослым людям, и лишь частично – к подросткам. Очевидно, в процессе жизни индивидуализация чувствительности прогрессирует, что связано с общим процессом развития личности.
Необходимым условием развития и формирования индивидуальных типологических различий восприятия и представления является накопление жизненного опыта, понимаемого как опыт отношений к миру.

Для родителя важно понимать: “Не надо бежать впереди паровоза” и пытаться определить ведущую репрезентативную систему там, где ее еще нет.

Поскольку выбор репрезентативной системы сродни определению вкусовых пристрастий, разумно и полезно для ребенка наполнять его опыт равномерно во всех репрезентативных системах (информацию любой сенсорной модальности). Чем более полным будет этот ранний опыт и чем большее удовольствие будет доставлять ребенку получение этого опыта, тем более обширным и наполненным будет для ребенка мир и тем шире будут его возможности.

Предпочитаемая репрезентативная система у дошкольника – это скорее миф, чем нечто существующее. Тем более не причина, чтобы использовать какую-то одну репрезентативную систему, избегая других. Наоборот, для ребенка будет гораздо полезнее развивать и получать опыт во всех репрезентативных системах. А также иметь опыт перехода их одной репрезентативной системы в другую.

В более позднем возрасте, в период школьного обучения, чтобы успешно вести обучение и воспитание, взрослый должен представлять себе предпочтения ребенка – его способы воспринимать, перерабатывать и использовать материал. Если способ подачи информации, выбранный взрослым, совпадает с ведущей системой ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.

Источник

Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности восприятия в наибольшей степени влияют на процесс обучения ребенка. Остальные сенсорные модальности – обоняние и вкус – редко применяемые способы получения информации о мире.

Что характеризует аудила

Читайте также:  Комаровский о развитии речи ребенка

Аудилы помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они быстро запоминают имена, но легко забывают лица. Любят беседовать, но не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Дети-аудилы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным восприятием (поиск отличий на картинках), а также и с моторным восприятием (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать).

В речи аудилы часто употребляют слова: послушайте, слышите, шумно, тихо. Думают такие дети с помощью внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какие у него будут голос, интонация. Они любят радио, им нравятся телевизионные передачи, где преобладают слова, а не картинки. Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудилом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

Особенности внимания: легко отвлекаются на звуки.

Особенности запоминания: легко запоминают то, что слышат.

Стратегия сопровождения: при обучении акцент делается на восприятие информации на слух (уделяя особое внимание интонации, мелодичности, тембру голоса и т. д.). Для быстрого приобретения необходимых навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Желательно, чтобы ребенок как можно дольше слушал живую речь (родителей, взрослых). Взрослые должны учить слушать, а для этого слушать совместно, предлагая ребенку рассказать то, что он слышит, чувствует, попросить объяснить услышанное, новые слова. Можно научить ребенка пользоваться наушниками, включать радио или магнитофон, когда он этого захочет. Следует создать аудиотеку детских сказок, мелодий, текстов, стихов, определить постоянное место их хранения. После прослушивания обязательно беседовать с ребенком, как это делают в детском саду.

Дети аудиального типа обычно не очень подвижные. Мелкая и крупная моторика развита плохо. Пирамидки и матрешки не вызывают интереса.

Игрушки должны быть звучащие. Для развития моторики нужна специальная работа. Сначала детей надо учить подбирать предметы по форме, потом – по величине и затем – по цвету. Новые действия с предметами должны быть связаны с практической деятельностью признаков.

Что характеризует визуала

Визуалы хорошо запоминают лица, но часто забывают имена. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами: посмотрите, вы видели, красивый, яркий, красный, зеленый… Думают они образами. Легко возникают картинки из прошлого, представления о будущем. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Малыши с визуальным восприятием не склонны к объятиям, поцелуям. Выглядят обычно старше своих лет. Держатся обособленно и немного высокомерно. Любят смотреть телевизор. Улавливают по выражению лица ваши настроения и желания. У визуалов хорошая зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминают цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он не разговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.

Особенности внимания: устойчивое, небольшой шум ему не мешает.

Особенности запоминания: помнят то, что видели, запоминают картинами.

Стратегия сопровождения: при обучении особое внимание необходимо уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. На занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Для развития визуального типа восприятия ребенка желательно рассматривать книги с яркими иллюстрациями, рисовать красками, карандашами, мелками на различных поверхностях. Вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, птиц, людей, находить по описанию объекты наблюдения, чтобы ребенок не отставал в зрительном развитии, нужно учить его закрывать глаза на некоторое время, смотреть в темноте, рисовать предметы на ощупь, наблюдать за изменениями в природе.

Дети визуального типа не требуют особого внимания, могут долго заниматься сами собой. Они предпочитают рисование, любят играть наборами разных мелких предметов, разборными игрушками типа пазлов. У них хорошо развита координация глаза и руки.

Что характеризует кинестетика

Кинестетики во время разговора совершают много движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику, а в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора и чаще всего не любят театр. Но обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Ребенок-кинестетик не будет слушать сказку перед сном, если мама при этом не гладит, не обнимает его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени. Его надо чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», погладьте его по голове или прижмите к себе.

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова: чувствую, ощущаю, холодно, жарко, жестко, мягко, больно. У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия. Раньше начинают писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Когда пробуют читать, водят пальцами по тексту. Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Познавая мир, часто разбирают игрушки. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте.

Читайте также:  Индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка

Все увлечения детей-кинестетиков связаны с телесными ощущениями: они любят купаться, плавать, работать руками, заниматься творчеством. Очень подвижны, физически развиты. Чем больше времени кинестетик проводит, активно двигаясь, тем успешней его интеллектуальная деятельность. Спорт им жизненно необходим. Подходит все: коньки, лыжи, плавание, акробатика, танцы, пантомима, физические упражнения.

В дошкольном возрасте преобладает кинестетическая модальность восприятия. Вот почему при обучении дошкольников важно использование прикладного материала, научение через делание своими руками, в движении и физической активности.

Особенности внимания: кинестетик вообще с трудом концентрирует внимание и легко отвлекается.

Особенности запоминания: помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.

Стратегия сопровождения: при работе на первом месте должна быть двигательная активность, т. е. создание условий для свободного перемещения детей по комнате. На занятиях не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно следует давать им возможность моторной разрядки (принести книгу, оборудование, дома – сходить в другую комнату и т. д.); материал они легче запоминают во время движения. Предпочтительны задания по типу «модель – конструктор», предполагающие сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство. На занятиях рекомендуется активизировать его деятельность. По возможности он должен играть активную роль.

Дети кинестетического типа любят прогулки, так как там больше возможности для двигательной активности. Очень подвижны, не боятся куда-то залезть. Постройки других детей разрушают, а когда им делают замечания, у них может начаться истерика.

Как определить тип модальной (репрезентативной системы)

Все типы проявляются уже в раннем детстве, практически с момента рождения. Если ребенок успокаивается, слушая музыку, то скорее всего это аудил, если – игрушкой, это визуал. Кинестетика успокаивает подкидывание, перевороты, перемещения в пространстве.

Однако нет детей «чистого» типа, поэтому нужно максимально стимулировать имеющиеся особенности ребенка и находить другие способы воздействия на него.

Игрушки, предметы рекомендуется подбирать те, которые одновременно воздействуют на разные органы чувств. Это развивает все репрезентативные системы ребенка и позволяет стимулировать его внимание, память, воображение, развивает речь.

Начиная с раннего детства, способ познания ребенка определяется с целью достижения наиболее сбалансированного подхода для развития навыков слушателя, зрителя или деятеля.

Источник

Репрезентативная система — это канал, через который человек получает информацию из окружающего мира. У каждого есть несколько различных способов репрезентации собственного опыта взаимодействия с миром. Есть несколько конкретных репрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться для репрезентации собственного опыта.

У нас есть рецепторы, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы сообщить собственный опыт.

Основные репрезентативные системы:
– Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.
– Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации.
– Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание, чувства и ощущения.
– Дискретная или дигитальная репрезентативная система – это языковая система. Данная система является средством для описания опыта, полученного с помощью других репрезентативных систем с помощью слов.

Люди используют все доступные им репрезентативные системы для получения опыта, однако у каждого человека есть какая-то наиболее предпочтительная репрезентативная система. Кто-то может с просто закрыть глаза и представить картину дождя, но представить звук дождя или ощущение капли падающие на ладонь ему будет сложнее. А для кого-то другого не составит труда вспомнить запах розы, но не цвет.

Каждый человек обладает способностью воспринимать и хранить опыт в каждой из репрезентативных систем, но, тем не менее люди склонны отдавать предпочтение использованию одной их них. Эта система и является ведущей репрезентативной системой. В этой, предпочтительной системе, человек не только более склонен получать и передавать опыт, но и может различить в ней больше тонкостей и нюансов, чем в других.

Выбор репрезентативной системы : как ребенок познаёт мир вокруг себя?

Конечно же, ребенок воспринимает мир всеми органами чувств. Выбор предпочтительной репрезентативной системы начинается в 3-4 года.

Поскольку выбор репрезентативной системы сродни определению вкусовых пристрастий, разумно и полезно для ребенка наполнять его опыт равномерно во всех репрезентативных системах. Чем более полным будет этот ранний опыт и чем большее удовольствие будет доставлять ребенку получение этого опыта, тем более обширным и наполненным будет для ребенка мир, и тем шире будут его возможности.

Для родителя важно понимать: “Не надо бежать впереди паровоза” и пытаться определять ведущую репрезентативную систему там, где ее еще нет.

Предпочитаемая репрезентативная система – это не есть что-то неизменное, и уж тем более нет причин, чтобы использовать только эту репрезентативную систему, избегая других. Наоборот, для ребенка будет гораздо полезнее развивать и получать опыт во всех репрезентативных системах. А также иметь опыт перехода их одной репрезентативной системы в другую.

Читайте также:  Талантливый и способный ребенок выявление развитие поддержка

В более позднем возрасте, в период школьного обучения, чтобы успешно вести обучение и воспитание, взрослый должен представлять себе предпочтения ребенка – его способы воспринимать, перерабатывать и использовать материал. Если способ подачи информации, выбранный взрослым, совпадает с ведущей системой ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.

Источник

Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. Различают визуальную (В), аудиальную (А, Д), кинестетическую (К, тактильные, мышечные ощущения, чувства), вкусовую и обонятельную модальности.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить, предикатов какой модальности используется больше.

Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:

  • Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  • Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  • Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно:

  1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
  2. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
  3. Красивый, аккуратный почерк.
  4. Мало отвлекается на шум.
  5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
  6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.).
  7. При общении взгляд направлен в основном вверх.
  8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно:

  1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
  2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
  3. Сильно отвлекается на шум.
  4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
  5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
  6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно:

  1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
  2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
  3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
  4. Возможен неряшливый почерк.
  5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
  6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
  7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
  8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).
  9. При общении взгляд направлен в основном вниз.
  10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.     

Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Также значительно отличаются особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и. т. д.

Специалисты говорят:

  • От визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
  • От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.                 

Рекомендуется:

  • При выполнении работы на уроке или дома:
    Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
    Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
    Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
  • Общаться с ребенком на «его языке»:
    С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
    С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
    С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Возможно, позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

    Да и замечания ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:
    Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
    Аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;
    Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения

Источник