Роль речи в развитии ребенка презентация
Слайд 1
«Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка». Кабанова Светлана Анатольевна Психолого-педагогический факультет Логопедия
Слайд 2
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию , которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, – можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, – это главный инструмент мышления.
Слайд 3
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.
Слайд 4
Речь ребенка начинает развиваться до его рождения на свет и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания малыша, общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.
Слайд 5
Если родители: – часто общаются с ребенком; – играют с ним; – читают ему книги ; – учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Слайд 6
Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком : – следили за своим произношением; – говорили с ним не торопясь ; – четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая , торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.
Слайд 7
Чем раньше родители научат ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе
Слайд 8
Отрицательно сказывается на речи ребенка : – частое употребление взрослым слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; произнесение недоступных для понимания слов ; – слов сложных в звуко – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Слайд 9
Родители (законные представители) должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.
Слайд 10
Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий. При заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Слайд 11
Немаловажная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлять речевым дыханием. Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом.
Слайд 12
Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.
Слайд 13
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты: Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь). Если родителей (законных представителей) что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста .
Слайд 14
Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления , речевого общения , планирование и организации деятельности его поведения , формирование социальных связей . Спасибо за внимание!
Источник
1
2
С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родителям важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.познает мир
3
* Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех месяцев появляется гуляние. После полугода малыш начинает лепетать. * Около года или чуть позже ребенок произносит первые осознанные слова. Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб. * К пяти годам у ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова. Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом.
4
Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.
5
Ребенок должен ответить на вопросы: -Кто (что) это? -Какой? -Что делает? Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов. Результаты обследования фиксируются и анализируются.
6
нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует; первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует; второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях); третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.
7
Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми. Обогащение активного словарного запаса ребенка. Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов. Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы. Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах. Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.
8
Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи. Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика. Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.
9
Упражнения на развитие речи, которые можно использовать в дет.саду и дома: Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало. Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам. Нахождение ошибок в описании, их исправление. Назвать предметы во множественном и единственном числе. Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных. Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово. Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
Источник
Слайд 1
Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка Подготовила:воспитатель Ковалева Е.Я.
Слайд 2
«Совсем немного науки » Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: -речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками; – речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Слайд 3
Основные задачи речевого развития детей: -овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; -развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться). Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Слайд 4
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка .
Слайд 5
Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
Слайд 6
-Формирование звуковой культуры речи. -Обогащение словарного запаса. -Формирование грамматического строя речи. -Обучение рассказыванию, связной речи. – Развитие выразительности речи.
Слайд 7
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности -на специальных занятиях по развитию речи; -на других занятиях ; – вне занятий – в игровой и художественной деятельности; -в повседневной жизни.
Слайд 8
Игра-путешествие по стране «развитие речи» Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Слайд 9
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Слайд 10
Правила для развития правильной речи у детей Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк . Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
Слайд 11
Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика ? », «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.
Слайд 12
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Слайд 13
Образовательная область «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 15
Вывод: Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Речь и ее функции Подготовила: Закирова И.А.
Слайд 2
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Слайд 3
Речь имеет три функции: Регулирующая функция речи проявляется в сознании и регулировании поведения своего собственного и других людей. Ф ункция коммуникации , т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Программирующая функция речи- выражается не только в построении предложений устной речи, но и построении различных движений и действий . С помощью речи человек программирует свое мышление и поведение и движение.
Слайд 4
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную . Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Слайд 6
Свойства речи
Слайд 7
Речевые функции полушарий. Афазия.
Слайд 8
Возможность говорить и понимать чужую речь – функции речевого одного из полушарий.С помощью электрического раздражения зон коры, также при удалении пораженных участков у больных было выяснено, что функции речи связаны с левым полушарием.В задней части нижней лобной извилины находится центр Брока – центр произнесения слов. Приего поражении нарушается произнесение, но понимание чужой речи сохраняется. Больные при афазии Брока говорят мало и с трудом. Другой речевой центр Вернике находится в задней части верхней височной извилины. Его нарушения вызывают непонимание устной речи и в письме под диктовку. Речь больного беглая, но с ошибками, которых он не замечает. Центр Брока Центр Вернике Область двигательных проекций Область чувствительных проекций
Слайд 9
Было выяснено, что левое полушарие отвечает за логическое мышление и анализ. Оно – база для логического мышления, обеспечивает понимание речи и говорение, работу со словами. Обработка поступающих сигналов в нем идет последовательно по мере поступления информация Правое полушарие обеспечивает конкретно – образное мышление, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов, музыкальные способности. Поступающая в него информация обрабатывается одномоментно и целостным способом.
Слайд 10
И сследования детей показали, что сначала различий между полушариями мало. Обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями, позднее развивается доминантность правого полушария. Наблюдения над детьми с поражением левого полушария. Если у ребенка, умеющего говорить, поражается речевой центр левого полушария, то он перестает говорить, но через год речь восстанавливается, так как центр речи перемещается в правое полушарие . Однако , передача речевых функций возможна только до 10 лет . Ученые полагают, что развитие левого полушария связано с развитием праворукости. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для двигательной активности мелких мышц руки. Левое полушарие лучше понимает речь, хотя правое тоже к этому способно. Речевые функции правшей находятся в левом полушарии и только у 5% правшей в правом. У 70% леворуких центр речи, все равно, в левом полушарии. Только у 15% леворуких центр речи в правом полушарии. Функциональная ассиметрия мозга обнаружена не у всех. Примерно 30% людей не имеют различий в развитии полушарий. В зависимости от активности полушарий И.П.Павлов выделил человеческие типы ВНД: художественный, мыслительный и средний.
Слайд 11
Афазия расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии , при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи , т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология , логопедия и медицинская психология.
Слайд 12
Причины афазии является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга . Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. черепно-мозговые травмы геморрагические и ишемические инсульты опухоли головного мозга хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика операции на головном мозге воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит , абсцесс )
Слайд 13
К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы. Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.
Слайд 14
Классификация афазии Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока ). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую . Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике ). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике , – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи . Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете . Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи . В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.
Слайд 15
Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной , чтением, письмом. При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма ; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности. Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола , парафазий, аграмматизма ). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года. Коррекционная работа п ри афазии
Слайд 16
Развитие речи у ребенка
Слайд 17
1-й — подготовительный — до одного года; 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет; 3-й — дошкольный — до 7 лет; 4-й — школьный. А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
Слайд 18
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет ( агу-угу , тя-тя , ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги ( ма-ма-ма , ба-ба-ба, тя-тя-тя , па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Слайд 19
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Слайд 20
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки « леять », вместо лопатка « копатка » и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка ». К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки,т . е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
Слайд 21
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Источник