Роль речи в интеллектуальном развитии ребенка

«Значение речевой деятельности в развитии ребенка»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в  полном виде – понимание речи и активная речь – развиваются постепенно.

В рамках деятельностного подхода все более широкое признание получает рассмотрение речи как деятельности. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является влияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются и в аномальном развитии.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны  и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психологическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней подсознательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Недостатки речи также играют важную роль в судьбе ребенка, в его учебной деятельности. Существуют недостатки речи, которые не оказывают сколько-нибудь выраженного влияния на усвоение школьных знаний. Таковы, например, многие недостатки произношения, при которых полностью сохраняется способность усвоения грамоты, имеется полный словарный запас и развернутая грамматически правильная речь.

Однако существуют речевые нарушения, делающие невозможным усвоение школьных знаний в обычных условиях обучения без специальной помощи. Например, сильно мешают успешному усвоению школьных знаний различные формы общего недоразвития речи. Попадая в общеобразовательную школу, эти дети становятся неуспевающими. Недостатки речи, подобные этим, являются сами по себе серьезным препятствием для нормального усвоения основ знаний, отрицательно сказываются на выборе профессии, на судьбе ребенка.

Таким образом, речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. В процессе речевой деятельности ребенок приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности. Речь является также важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.  Поэтому необходимо  развивать речь детей с самого раннего возраста.

Список литературы:

  1. Логопедия /Под редакцией А.С. Волковой, С.И.Шаховской – М.: ВЛАДОС, 1999
  2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М . 1963

Источник

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок»

Подготовила: учитель-логопед

Сергеева Вероника Анатольевна

«Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности»

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Это среда обитания человека. Так как без общения человек не может существовать. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.

Речь не является врождённой способностью человека, она-способность приобретённая. И мы-взрослые: родители, воспитатели, логопеды обязаны помочь детям приобрести способность говорить правильно, красиво, выразительно; уметь выразить свою мысль чётко и ярко.

Работа учителя-логопеда в подготовительных группах состоит в следующем:

диагностике и сопровождении детей, консультировании родителей. В

сентябре проходит логопедическое обследование детей. В январе –

промежуточное обследование детей, в мае – итоговое. На логопедическое

обследование и сопровождение детей нужно согласие родителей.

Затем по результатам диагностики идет зачисление на логопункт.

Логопункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми

нарушениями без перевода в специализированную группу. На логопункт

зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями старших и

подготовительных групп. Количество зачисленных детей – 25 человек. В

первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, т.к. им идти

через год в школу.

Зачисление зависит от степени сложности дефекта (количество

неправильно произносимых звуков, диагноза). Остальные дети будут

поставлены на очередь для зачисления на логопункт.

Дети зачисляются на логопункт сроком от 3-х месяцев до 2-х лет. Затем,

после коррекции речи, одни дети выпускаются, другие зачисляются.

Исправление речи требует систематических занятий в течение всего курса

обучения. Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.

Занятия с логопедом проводятся 2 – 3 раза в неделю. Задача логопеда

подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука, поставить звук.

Задача родителей закрепить звук в речи. Занятия с ребенком рекомендуется

проводить систематически, не менее 3-х раз в неделю. Подкрепляя

ежедневными 2 – 3 – разовыми кратковременными упражнениями

Логопедическое обследование включает в себя проверку состояния:

звукопроизношения;

фонематических процессов;

состояния грамматического строя;

слоговой структуры слова;

словарного запаса;

связной речи;

развитие мелкой моторики;

артикуляционного аппарата.

Результаты диагностики можно узнать индивидуально, записавшись на

консультацию.

Сроки преодоления недостатков произношения зависит от ряда

факторов:

степени сложности дефекта (количество звуков, диагноз);

индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

регулярности занятий;

участия родителей в этой работе.

Речевое развитие в норме.

Состояние звукопроизношения.

У ребенка должно быть правильное произношение всех звуков речи.

Прежде всего, не должно быть замен одних звуков другими. Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это

позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания

или неправильное проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи

другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА],

затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому

увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних

букв и т.п.), в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые

буквенные замены. ЗАПОМНИТЕ: если ребенок путает звуки в

произношении, он перепутает их и на письме. Именно поэтому нужно

уделить огромное внимание развитию фонематических процессов.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

развитие умения слышать звук и выделять его в ряду других звуков, слогов,

слов;

развитие умения разделять слова на звуки;

развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (дом –

том; дочка – точка).

Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, должен

владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (уметь

определять первый, последний звуки в слове, уметь из звуков составить

слово, посчитать количество звуков, их последовательность), уметь различать и повторять сочетание слогов типа: ба-па-па, та-да-та, вы-ви и т.д.

Состояние грамматического строя.

Речь грамматически правильная. Дети свободно употребляют простые и

сложные предложения. Употребляют в речи предлоги простые (в, на, из) и

сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывают

существительные с прилагательными, глаголами, числительными в

единственном и множественном числе. Образовывают слова с помощью

приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый –быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных, образовывать глаголы движения с приставками.

Следует обратить внимание:

на словоизменение (кукла – нет куклы – дам кукле – вижу куклу – играю с

куклой – мечтаю о кукле, игрушка-игрушки и т.д.);

словообразование (дождь – дождик, сахар – сахарница и т.д.);

согласование и управление (высокое дерево, два ведра, пять груш, вышел из

дома, рассказал о друге);

адекватное употребление сложных предлогов (из-за, из-под, над, с (со) и

т.д.).

Если ребенок неправильно говорит (пропускает предлоги, путает

окончания, неверно строит фразу и т.д.), то он неправильно и понимает фразу.

Ему все равно на, над или под столом; Маша бежит за собакой или собака

– за Машей; он не заметит ошибки и в предложении: «Чашка упала, потому

что разбилась». Поэтому на дом будет даваться много заданий,

направленных на вырабатывание у детей умения правильно изменять слова

по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой.

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова

типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Однако слоговая структура все еще

может искажаться в 4- 5ти и более сложных словах с одним или двумя

стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.).

Дети определяют количество слогов в слове. Делят предложения на слова.

Владеют навыками звукового анализа слов.

Состояние словарного запаса.

Словарь 3000 – 3500 слов

Дети подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают

многозначность слов, подбирают родственные слова самостоятельно.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.) вызывает трудности. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего

первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по

сюжетной картинке, серии картинок.

Дети умеют составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картин, по

представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта.

Пересказывают текст в логической последовательности.

Источник

Вероника Фирстова
Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад № 15» г. Маркса

Доклад:

«Взаимосвязь развития связной речи и интеллекта дошкольников»

Подготовил:

руководитель РМО

Фирстова В. В.

Маркс 2017

«Родной язык, – это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа».

Я. Корчак,

Американский психолог Э. Торндайк заявил, что трёхлетний ребёнок проделал уже полпути своего умственного развития. В связи с этим, психологи и педагоги считают, что своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное, – значит, с первых же дней после рождения ребёнка. Полноценное – значит, достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Почему же проблема речевого развития дошкольников остается столь современной и актуальной? Почему современные ученые продолжают уделять данному вопросу пристальное внимание?На это есть несколько причин:

1. Речь является важнейшим средством человеческого общения и познания действительности.

2. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению.

3. Речь является необходимым условием воспитания и обучения. Именно взрослые учат ребенка говорить.

4. Дошкольный возраст – максимально сензитивный период в появлении и становлении речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

5. Современная школа предъявляет высокие требования к подготовке детей к школе. Обучение ребенка родной речи одновременно способствует развитию его интеллекта, т. к. в дошкольном возрасте складывается интеллектуальная функция речи, необходимая для успешного обучения в школе.

6. В дошкольном возрасте складывается и социальная функция речи, она – средство коммуникативной компетентности. Всякая задержка, любое нарушение речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

7. Крайне неудовлетворительный уровень речевого развития современных детей-дошкольников. Обследование речи дошкольников логопедами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей имеются различные речевые дефекты.

Таким образом,на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов в жизни человека, первый его «университет».

Главным условием успешного речевого развития дошкольника является эффективная организация работы по развитию речи детей в условиях ДОУ. Основу этой системы составляют методические принципы, вытекающие из закономерностей развития языка, на которых строится программа речевого развития. В программе чётко определены все компоненты речевого развития дошкольников и разработаны возрастные критерии их усвоения. Содержание работы по развитию речи определено в рабочих программах (перспективно-тематический план, который подразделен на циклы.

Каждый цикл включает в себя серию НОД и предварительную и последующую работу к ним. Речевое развитие детей идёт через получение знаний по экологии, через формирование естественнонаучных представлений, развитие социальной компетентности, самосознания и понимания роли человека в истории и культуре.

Учеными-педагогами отмечено, что результативность работы по развитию речи в ДОУ значительно повышается,если в нее включены следующие компоненты:

– создание условий речевого развития (организация развивающей предметно- пространственной среды; методическое обеспечение);

-создание единого речевого пространства (взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ по тематическим неделям)

-методика организации и проведения НОД (нетрадиционная форма проведения НОД; речь педагога; стиль общения педагога; метод предварительного погружения в учебный материал; комплексное решение речевых задач);

-развивающая система обучения (поисково-экспериментальные методы; продуктивные и проблемные методы обучения);

-диагностика речевого развития (развитие фонематического слуха, звукового анализа; словарь; коммуникативные умения и связная речь; грамматический строй речи; осознание речевой деятельности);

-совместная работа с семьей по речевому развитию детей

Речевое развитие детей происходит в различных видах деятельности, но более подробно я остановлюсь на организации и проведении НОД и СОД по развитию речи. Очень важным считаю вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Этому способствует нетрадиционная форма проведения НОД и подготовка к ней.

Основной метод получения знаний детьми – это метод предварительного погружения в изучаемый материал. Воспитатель читает детям художественную и научно-энциклопедическую литературу, заучивает стихи, пословицы и поговорки, ставит опыты, конструирует макеты, организует разные виды игр, консультирует родителей по выполнению домашнего задания и т. д. Каждое занятие по развитию речи является кульминацией большой работы, которую проделал воспитатель с детьми по определённой теме. А затем, используя багаж знаний, полученных детьми, обучает детей родной речи:

помогает детям усваивать «материю языка» (тренирует органы речи);

облегчает понимание знаков языка – лексического и грамматического (тренирует интеллект);

облегчает детям усвоение литературных норм языка, т. е. изучает традиции употребления слов, словосочетаний и предложений, их звукового оформления.

Использование метода предварительного погружения в учебный материал даёт положительные результаты в речевом развитии детей,так как:

дети на занятиях проявляют интерес к учебному материалу, потому что он им знаком и понятен;

дети выступают как равноправные партнёры в беседе с педагогом, у них есть о чём поговорить друг с другом;

из пассивных слушателей дети превращаются в активных участников разговора;

у детей во время занятия активно развиваютсявсе технические процессы: они вспоминают, что им известно, анализируют, сравнивают, делают умозаключения, фантазируют.

Таким образом, расширение содержания образования по развитию речи дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире и о роли человека в этом мире. Дети учатся видеть закономерности развития общества, анализировать, делать умозаключения, осознавать себя как личность, ответственную за свои слова и поступки. Высказывания детей при такой системе работы являются полными, грамотными, логически завершёнными, т. е. речь детей, которая служит показателем их интеллектуального развития, становится богаче и содержательнее.

Я не буду подробно останавливаться на пересказе, его мы подробно разобрали на прошлом РМО. Хочу обратить ваше внимание на обучение рассказыванию.

Обучение детей рассказыванию в процессе НОД осуществляется со средней группы.

В ходе НОД у детей формируются следующие умения:

– отбирать содержание для своих рассказов,

– располагать его в определенной последовательности,

– пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания,

– строить речь преднамеренно и произвольно.

У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию:

по форме – описательные и сюжетные;

по содержанию – фактические и придуманные (творческие).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам;

2) по картине;

3) из опыта;

4) творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Рассказывание по восприятию носит описательный характер. Дети рассказывают о тех предметах и явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств.

К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, натуральных предметов, картин, явлений природы.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

В средней группе детей учат составлять рассказы по восприятию, в старшей и подготовительной к школе группах – по восприятию, по памяти и по воображению.

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию:

– совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

– образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

– анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

– план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

– коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;

– моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

При обучении детей рассказыванию используются разные виды моделей:

а) распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой);

б) ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

в) можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (работы Л. А. Венгера и его учеников);

г) оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Оценка используется во всех возрастных группах.

В процессе формирования навыков монологической речииспользуются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на электронный носитель. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.

Для составления описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).

Повысить интереск описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

Педагог Ребенок

У меня утенок У меня цыпленок

Утенок желтый И цыпленок желтый

У утенка большие красные лапы У цыпленка лапки маленькие

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).

5.Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

Одним из условий успешного проведения НОД является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей, речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Каждое новое слово, оборот речи необходимо пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.

Речевое развитие ребенка зависит от стиля общения педагога. Нужно понимать, что не надо дергать детей постоянным исправлением ошибок в их речи, чтобы не остаться единственным говорящим лицом. Добиваться того, чтобы дети чувствовали себя полноценными и равноправными участникам беседы.

Положительным моментом в организации и проведении НОД в нашем учреждении является то, что каждое занятие проводится по определенной теме. Но совершенствование системы речевого развития подразумевает, что все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждом НОД необходимо вести работу по формированию грамматического строя речи, звуковой культуре речи, обогащению словаря детей, развитию диалогической и монологической речи. Такой подход позволяет уделять равноправное внимание развитию всех речевых компонентов у детей на каждом занятии

В системе работы по развитию речи необходимым условием является создание единого речевого пространства, которое заключается во взаимодействии учителя-логопеда, психолога, воспитателя, а также родителей. Очень хотелось бы, что бы и в ваших детских садах было создано единое речевое пространство, отвечающие требованиям ФГОС ДО

Таким образом, на основании вышеизложенного,можно сделать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии человека.

2. Только целенаправленная, систематическая, правильно организованная работа помогает добиваться высоких результатов в речевом развитии ребенка.

3. Все речевые задачи должны решаться в комплексе, т. е. на каждой НОД должна вестись работа по формированию грамматического строя речи, по звуковой культуре речи, обогащению словаря детей и развитию диалогической и монологической речи, познавательных процессов.

Источник