Роль речи педагога в развитии ребенка раннего возраста

Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речидва важных требования:

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);

2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё является образцом для детей.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно – важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

• при работе с картинкой;

• при пересказе;

• при рассказывании из личного опыта;

• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. “

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

К ним мы относим:

1. разговор с детьми

2. поручения и задания

3. беседы

4. рассказывание

5. чтение

6. письма

7. заучивание стихотворений.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Читайте также:  6 месяцев ребенку развитие питание вес что должен уметь ребенок

Список использованной литературы

1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

3. Столяр А. А. Давайте поиграем. – М.: Наука, 2008.

4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

детский сад №13 «Искорка»

Сообщение

к педагогическому совету

на тему: «Роль воспитателя в развитии речи детей».

подготовил:

воспитатель детского сада

№13 «Искорка»

Москвина Н.В.

г. Людиново 2014 год

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в саду является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и  точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен разговаривать понятно и доступно, короткими фразами, а громоздкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «значит»), исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, воспитатель объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяет круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а не правильное произношение может взять за эталон.

Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной критикой, могут закрепиться, стать привычкой в более взрослом возрасте.

Интонационная выразительность речи – важный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста,  дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем снова перестают слушать.

Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем они говорят. Поэтому с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды. – это утомляет и взрослого, и детей.

Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительной речи.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка;
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, то есть хорошую дикцию;
  3. Использовать в своей речи литературное произношение;
  4. Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности;
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом ребенка;
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Консультация для воспитателей групп раннего возраста:

«Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»

Подготовила: учитель-логопед Зюляева М. С.

2016 год

 «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»

Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2-4 лет развивается полноценно?

  • В 2 – 2,5 года дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы  без использования средств наглядности (картинки и др.), начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
  • Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова, фразы.
  • К 3-3,5 годам дети начинают активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с помощью уже имеющегося и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои впечатления, мысли, желания.
  • С готовностью откликаются на предложение педагога почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Читайте также:  Сущность аппликации в развитии ребенка

Решение каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития детей?

Во – первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры – диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок и т.п).

Во – вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения  с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих  основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Их этих общих задач вытекают конкретные задачи.

1. Словарная работа – обогащение, уточнение, активизация словаря. Исследователи указывают на наличие трех уровней  усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

  • Может понимать слово, но не использовать его в речи;
  • Узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»);
  • Понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях.

К 3 годам в словарном запасе ребенка есть почти все части речи (имена существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

2. Помощь ребенку в овладении грамматической структурой речи:

правильное употребление падежных форм имен существительных (без предлогов, с предлогами), различие единственного и множественного числа имен существительных, правильное употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно отчетливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных звуков более простыми, например, твердых свистящих – мягкими, шипящих – свистящими или переднеязычными т( т ), д ( д ) и т. д.

4. Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах.

ПРИМЕЧАНИЕ. Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Если к концу 3 года жизни ребенок не начал говорить, обязательно требуется консультация специалиста.

Особенности работы по развитию речи с детьми раннего возраста.

Начнем с весьма существенного фактора – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искренне уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым  слово, фразу, сказал что – то по своей инициативе) должны быть замечены.

Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях. Перечень занятий по развитию речи определен программой воспитания в детском саду.

Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание и способы детской активности на занятиях, у детей формируется дидактическая направленная деятельность.

Естественно, полноценное развитие речи невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно – печатные и дидактические, игры – драматизациии др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2-6 человек).

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые. Такие произведения можно найти в любых хрестоматиях, адресованных детям младшего дошкольного возраста. Они сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены и шуточные стихи, например,  «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись».

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п,), и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешки «Ладушки, ладушки..» помогают воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Приведем еще рад примеров. Воспитатель наблюдает за играющими детьми. Затем беспокоится: «Ой, что-то я Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок,- обращается педагог к мальчику –Где же ты был?»  Выслушав ответ, обнимает ребенка, декламирует:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

          (Н. Тикулева. Лисий хвостик)

Воспитатель отпускает от себя мальчика, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, то прячутся от педагога, то подбегают, радуясь возможности снова снова послушать стихотворение.

В следующий раз воспитатель берет куклу, баюкает (возле него собираются малыши), читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных  инструментах очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами. В следующий раз воспитатель побуждает детей  не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий.  Книги способствуют установлению как между взрослыми и детьми, так и между  самими детьми.  О содержании книг можно поговорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Читайте также:  Программа для развития ребенка 6 месяцев

Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению стихов, потешек и других фольклорных форм. Одно и тоже произведение повторяется несколько раз, затем через небольшие интервалы  –  в 2-3 дня. Важным приемом является договаривание: воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово, договаривать фразу, строку.

В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино», «Подними варежку, спроси, чья это варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой».

Рекомендуется давать детям речевые образцы,  объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом,  чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

 Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал – необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, воспитать интерес к действиям и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.

Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отделяется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью,  выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя, в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке….на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался…»

Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому следует в ходе занятий, в самостоятельной деятельности больше задавать вопросов, обращенных и к самим детям и к  игрушкам. Это  создает условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.

Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом  – осторожно включаться в нее, а затем становится возможным переход к совместной игре. Если воспитатель самостоятельной игре детей уделяет должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общение: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («сделаем два гаража,  ты будешь строить маленький, а я  – большой»), помогают тем, кто не справляется («вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («ты не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («не надо ломать») и т.д.

Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы. Дети все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначения предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф).

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения.  В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз , которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи воспитателя.

Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля, вместо машина, кукла).

Опыт подтверждает, что дети с задержкой речевого развития нередко имеют отклонения  в развитии общей моторики, недостаточно четко координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

Многими учеными отмечено, что тренировка движений пальцев рук влияют на созревание  речевой  моторной области. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т.д.). Такие игры не должны быть очень продолжительны: 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков». Игры с детьми 2-3 года жизни должна вестись при участии взрослого – в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи у детей.

Источник