Роль ребусов в развитии ребенка
Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу.
Другими словами это загадывания слова в виде рисунков, букв, специальных знаков.
Польза разгадывания ребусов:
- развиваются логическое мышление, интуиция, смекалка, сообразительность;
- если ребёнок составляет ребус сам, то развиваются творческие, познавательные и интеллектуальные способности;
- тренируется зрительная память;
- расширяется кругозор.
История ребусов
Прародителем ребусов считают рисуночное письмо древнего Египта и пиктограммы древнего Китая. Рисунками из разных предметов в то время часто заменяли сложные в изображении слова.
В XVI веке нарисованные ребусы появились в Англии, Германии и Италии. Но особую популярность не получили.
Первый печатный сборник был составлен в 1582 году, французским художником Этьеном Табуро.
В России они появились впервые в 1845 году.
Виды ребусов
- тематические
- словесные ребусы
- математические ребусы
- ребусы – загадки
(необходимо разгадать ребус, который скрывает в себе загадку, её и нужно разгадать)
- ребус – шутка
- ребус – пословица
(разгадав ребус можно прочитать пословицу)
– ребус – рассказ
– Звуковой ребус
- ребус “сложи и вычти”
На картинке – ребусе могут быть изображены: стрелки, цифры, ноты, знаки препинания, картинки, буквы, дроби.
Ребусы еще разделяются по уровню сложности, и поэтому подходят для детей разного возраста и взрослых.
Правила разгадывания ребусов?
- читать слова и фразы нужно слева направо;
- все предметы на рисунке читаем в именительном падеже;
- картинка перевёрнута (к примеру, изображен перевёрнутый нос, то разгадка слово – сон);
- изображена стрелка справа налево (показывает, что считать слово необходимо справа налево, “дог” – “год”), если стрелок много, то читать так нужно несколько слов;
- запятая вверху перед ребусом, говорит о том, что первая буква слова вычеркивается, если после слова, то последняя буква (сколько запятых, столько букв и убираем);
- зачёркнутая буква показывает о том, что ёё нужно убрать из слова;
- если с зачёркнутой буквой рядом стоит другая, то меняем одну на другую;
- если под картинкой написаны цифры, то слово состоит из букв под написанными номерами;
- один рисунок расположен под другим (или в любом другом положении), то между словами ставим предлог в, на, над, под и т.д. соответственно изображению;
- если картинка ребуса изображена в букве “О”или в любой другой букве, то добавляем букву “В”;
в первом случае ответ – волк, второе слово – весна
- буквы и цифры держатся за руки, это означает, что необходимо добавить “И” или “С”;
- на, под, за – изображают соответствующим расположением картинок между собой, букву на букве или дробь;
- если на рисунке нет никаких знаков, то учитываем только первую букву в названии изображенного рисунка;
- действие(убегает, прыгает, отходит и т.д.) или стрелки указывающие направление обозначают «с», «от», «к», «до»;
- часть слова может быть заменена числом (в том числе и римским). (например, 100янка – стоянка и т.д.);
- часть слова может быть заменена нотой;
- знаки «=», «+» «-» показывают,что нужно сделать соответствующее действие со словом. Иногда обозначает, что нужно добавить буквы «к» или «от»;
- если на букве написана другая добавляют “по”;
- если одна буква лежит у другой, то добавляют “у”;
- возможны и другие разнообразные знаки: химические элементы, математические знаки, смайлики и т.д.
Правила составления ребусов:
Ребусы можно составлять и самим, это тоже очень увлекательное и полезное для детей занятие. При составлении ребуса учитываем правила разгадывания.
Например: Составляем ребус к слову ананас.
А/НАС (дробь, в числителе А, в знаменателе НАС) – знак дроби обозначает “на”.
При разгадывании ребуса необходимо применять логику и смекалку. Такая игра подойдет и детям и взрослым!
Много интересного про развитие ребенка >>>>>>> тут
Источник
МБОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа №4»
Областной практико-ориентированный круглый стол «Особенности реализации программы внеурочной деятельности «Гимнастика ума» в образовательных организациях Белгородской области
Развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста
в процессе решения ребусов
Учитель начальных классов
Котенко Галина Евгеньевна
Белгород 2015 г.
Способность снизойти до влечений ребенка
и руководить ими присуща лишь
душе возвышенной и сильной.
Мишель Эйкем де Монтень
В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Как отмечал Л.С.Выготский, с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают произвольный характер. Кроме этого, на данном возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Логические игры и задачки – это хорошая зарядка для ума. С давних времен человечество старается превращать умные и сложные вещи в забавные и увлекательные.
Так и «познакомились» когда-то логика и ребусы, занимательные задачки на расшифровку слов. В роли своеобразного шифра здесь выступают буквы, цифры, всевозможные знаки и картинки. На первый взгляд вам может показаться, что художник нарисовал их рядом случайно, но подключив смекалку, вы разглядите в этой веселой абракадабре заветный смысл!
Если мы обратимся к истории ребусов, то узнаем, что появились они в далекой Франции в еще более далеком XV веке. Изначально так назывались выступления уличных комедиантов, которые сочиняли сценки «на злобу дня». Позже это понятие приобрело новое значение: изображать что-то с помощью вещей.
Начиная с XVI века, после издания в 1582 году первого сборника ребусов, эти словесные головоломки стали распространяться по всей Европе. Однако ни в одной стране они не получили такого признания, как в родной Франции. Хорошо известен исторический анекдот о том, как прусский король Фридрих пригласил Вольтера на ужин запиской-ребусом, а великий мыслитель ответил ему в том же духе, составив ответ всего из двух букв.
В Россию ребусы пришли только в XIX веке. Сначала они появились на страницах журнала «Иллюстрация», а в 1881 году вышел в свет журнал «Ребус», в котором помимо логических загадок, публиковались статьи по психологии, воспитанию детей и новости со всего света. Именно благодаря этим двум изданиям ребусы сделались излюбленным развлечением для детей и семейного отдыха.
С тех пор прошло больше сотни лет, а детские ребусы по-прежнему остаются на пике популярности у маленьких умников и их родителей. Чем хороша эта игра, так это своей бесконечностью: сколько слов уже зашифровано с помощью картинок – а новых загадок все равно можно придумать гораздо больше!
Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии.
Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:
1. Способствуют развитию мышления.
2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
4. Тренируют зрительную память, правописание
В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.
Разновидности детских ребусов
Существует несколько основных типов ребусов:
1. В виде картинок и иллюстраций.
2. Ребусы-слова.
3. Математические ребусы.
Чаще всего встречаются первый и второй типы, или их сочетание. Красочные рисунки заинтересовывают ребенка, привлекают его внимание.
Такие головоломки, но с разными уровнями сложности, можно использовать в любом возрасте, их еще называют классическими или вербальными.
Математические (числовые) ребусы применяются только тогда, когда малыш уже хорошо знает написание некоторых слов, цифры, умеет считать. Их используют для развития логического мышления у школьников.
Основой математического ребуса служат обычные арифметические действия. Часть или все цифры могут быть заменены на звёздочки, точки или другие символы, что говорит об отсутствии какой-либо части ребуса. Решить головоломку – означает восстановить первоначальный вид математического выражения.
Работая с факультативным курсом «Гимнастика ума» ученики моего класса больше всего полюбили работу с ребусами. Они стали их искать в любых изданиях, разгадывали при каждом удобном случае, делились своими находками друг с другом. Иногда попадались такие ребусы, что приходилось решать всем классом, используя «мозговой штурм». Некоторые ученики составляли целые предложения из найденных ребусов. Ребята признавались, что разгадывать ребусы легче, чем их придумывать. Но процесс поиска путей при создании ребуса намного интересней. Некоторые учащиеся, в силу своего уровня развития, очень быстро усвоили правила разгадывания и придумывания ребусов, и активно работали с остальными ребятами в парах и малых группах. В результате работы у детей получились целые сборники ребусов, которые они с удовольствием презентовали всему классу на занятиях по внеурочной деятельности.
Можно с уверенностью сказать, что ребус — это отличная зарядка для ума и эффективная тренировка внимания, восприятия, воображения, памяти и многих других мыслительных процессов.
Использованные ресурсы
https://4brain.ru/
https://articlekz.com/article/5790
https://detsad114rzd.ru
Источник
Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей.
И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций ребенка.
Особенности интеллектуального развития дошкольников.
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств.
Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».
Интеллект у детей – это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию ребенка в социуме. Адаптация в социуме предполагает, прежде всего, возможности ребенка развиваться и обучаться в среде сверстников, взаимодействовать с окружающими, отвечая социальным нормам поведения.
Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой – области познания.
Педагоги широко используют занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка зависит успешность обучения не только математике.
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания детей: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.
Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.
Что же такое моделирование?
Интеллектуальное развитие дошкольников через решение ребусов, кроссвордов, головоломок должна базироваться на следующих принципах:
– безоценочность (любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках);
– отсутствие соревновательного момента;
– создание мотивации по типу игровой;
– наличие элементов занимательности;
– доступность по изложению;
– красочность оформления;
– эмоциональная окрашенность занятий.
Рассмотрим игры, которые педагоги могут организовать с целью интеллектуального развития дошкольников.
Игры на комбинирование: игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. – предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие – позже.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу «из чего состоит, что делает».
Логические игры: головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады) и т.д.; рассчитанными на игру фантазии и воображения.
Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки
Головоломки – очень занимательный и популярный вид задач. Головоломки вызывают большой интерес у детей, независимо от возраста. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Они учат детей логически мыслить.
Головоломка – это сложная, порой трудноразрешимая загадка, задача.
К примеру, загадка – мудреный, замысловатый вопрос, в котором то, что загадано, всегда скрывается под «маской», на предмет загадывания лишь делается намек. Загадка – это средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Предмет загадки должен быть информативен, можно рассказать о его создании, о его действиях, о том, что с ним делают и т.п.
Следующий вид головоломок, который очень нравится детям – кроссворды. Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера. Такие кроссворды можно предлагать на этапе первичного осмысления.
Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза закодированы в виде рисунков, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.
Игры:
«Пифагор». Квадрат размером 7×7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 – больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур – частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
«Колумбово яйцо». Логическая игра «Колумбово яйцо» – это головоломка – пазл, состоящая из геометрических фигур, которые в свою очередь образуют яйцо. Цель игры создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.
«Волшебный круг». Логическая игра «Волшебный круг» – это головоломка, состоящая из геометрических фигур, которые в свою очередь образуют круг.
Цель игры такая же, как и в предыдущей игре.
«Архимедова игра» – головоломка очень похожа на «Танграм». Главное отличие заключается в числе и форме кусочков, из которых они составлены. Если части «Танграма» получаются разрезанием квадрата, то в «Архимедовой игре» разрезается прямоугольник.
«Пентамино» – пятиклеточные полимино, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.
Источник