Роль развития письма в развитии и обучении ребенка

Когда вы последний раз писали что-нибудь на бумаге, ручкой или карандашом? Как получилось — читабельно? Или вы попали в большую компанию тех, кто бесстрастно или грустно отметил про себя: почерк стал некрасивым и неразборчивым?
А вы знаете, что во многих странах детей больше не учат писать от руки? Зачем, если есть компьютер, клавиатура и принтер.
В самом деле — зачем детям чистописание? Что ценное можно утратить, отказавшись от развития навыка письма? MedAboutMe предлагает найти ответы вместе.
Дети и прописи: дань традициям или метод развития ребенка?
Короче всего можно ответить так: это хороший, очень эффективный метод развития ребенка, дань полезной традиции, не утратившей актуальности.
И дело даже не в развитии мелкой моторики, которая, безусловно, важна. Моторика может развиваться и другими способами — рисованием, лепкой, рукоделием.
Развитие навыка письма активизирует те отделы мозга, которые отвечают за способность планировать и контролировать. А еще — обучаясь рукописанию, ребенок учится преобразовывать в слова и буквы то, что он видит, то есть связывать язык и визуальные образы.
Выводя старательно палочки, кружочки и завитки, ребенок учится терпению и усидчивости, умению соотносить движение руки с тем, что он видит, вырабатывает точность движений. Это на этапе механического обучения письму.
Но и это еще не все: умение писать способствует развитию умения читать и понимать написанное. То есть дети, обучаемые чистописанию, лучше воспринимают текстовую информацию. И если есть некоторые основания утверждать, что современному человеку письмо без надобности, — ведь все равно все набирается на клавиатуре, — то способность эффективно усваивать информацию из прочитанного по-прежнему актуальна. Впрочем, как и способность внятно и лаконично излагать собственные мысли. А это умение также совершенствуется при письме вручную. Умение набирать тексты на клавиатуре такого эффекта не дает. Рукописание активизирует те зоны головного мозга, что отвечают за конвертацию буквенных символов в слова и образы.
Интересно:
Лучше всего развивает мозг ребенка письмо перьевой чернильной ручкой. Той самой, которой писали в прописях наши бабушки и деды. На заре советской педагогики над разработкой методики чистописания трудились целые институты, в которых работали не только педагоги и методисты, но и нейрофизиологи. Каждое движение выверялось, каждый штрих был целесообразен. Специально рассчитывался оптимальный угол наклона, а отличие в усилии при написании различных элементов письма ставило целью не бессмысленное украшательство, а рациональное сочетание напряжения и расслабления мышц руки. Письмо шариковой и гелевой ручкой такого эффекта не дает, от их использования рука пишущего быстрее устает. Хотя сам процесс и оказывается более быстрым.
Далее.
Рукописание способствует лучшему запоминанию информации. Это достоверный факт. Причина кроется в графомоторной памяти: выписывание букв и слов способствует усвоению смысла. Печать на клавиатуре или использование диктофона не столь эффективно.
Опыт многих поколений студентов показывает: при рукописном конспектировании запоминание происходит значительно легче. Многие отмечали, что тщательно законспектированная лекция может даже не требовать перечитывания. Это связано с тем, что в процессе записей студент не записывает механически все подряд, а мысленно проводит обработку поступающей информации, приводя ее в наиболее логичный (в собственном индивидуальном восприятии) и лаконичный вид.
Современные студенты, как правило, либо набирают все на планшете/ноутбуке, либо вообще записывают на диктофон. И если в первом случае процесс первичной обработки информации еще в определенной степени присутствует, запоминание происходит, то с диктофоном отпадает и эта необходимость. В результате, чтобы понять материал, студенту приходится неоднократно прослушивать записанную лекцию, и далеко не факт, что информация усвоится лучше в аудио-формате, а не визуально-графомоторно. Вернее — факт, что усваивается хуже.
О пользе письма для развития общей грамотности можно даже не говорить: умение хорошо писать и читать прямо влияет на уровень грамотности. А этот критерий так же прямо связан со способностью перерабатывать и передавать информацию, что в наш век развитых коммуникаций становится одним из наиболее важных умений. Какой смысл в быстром наборе текста, если он практически не информативен из-за безграмотности автора и его неспособности связно излагать?
Существуют, однако, и другие мнения.
«Не надо перегружать мозг ребенка!»
Сторонников отказа от обучения детей письму не просто много: их очень и очень много. Целые страны уже исключили из программы начальной школы уроки чистописания и письма вообще. В других письму обучают только в начальной школе и очень коротко. Уже давно никто не требует от учеников красивого, разборчивого почерка.
Факты:
В США считают, что незачем учить ребенка тому, что не поможет ему сдать тесты. Это потеря времени. Поэтому во многих штатах детей обучают письму по самой минимальной программе: только чтобы он смог впоследствии заполнить бланк с тестовыми заданиями, а позже — налоговую декларацию, хотя последнее тоже чаще всего выполняется на компьютере. Но надо отметить, что в наиболее «технологичных» штатах, в Калифорнии и Массачусетсе, от рукописания не отказываются.
Больше не проводят уроки письма в Германии, собираются отказываться от них в Швеции. Шведские педагоги уверены, что моторика ребенка начального школьного возраста не приспособлена для письма. А значит — незачем заставлять ребенка прикладывать усилия к тому, что плохо получается. Нажимать на клавиши проще, поэтому маленьких шведов учат только набирать текст на компьютере.
Давно идут разговоры об отказе от рукописания и в системе школьного образования России. Для представителей старшего поколения, выросшего в советской системе образования, доводы в пользу отказа от письма звучат дико, но молодые учителя «ничего такого» в них не видят и горячо соглашаются.
Мнения:
«Шестилетке не просто сосредоточиться трудно хотя бы на пять минут — он даже просидеть столько времени спокойно не может. А приходится сидеть, и выводить бессмысленные кружочки и крючочки, палочки и завитки. Как будто ему предстоит в жизни писать от руки что-то, кроме собственной подписи» — Мария, учитель начальных классов.
«Не вижу смысла учить детей чистописанию. Я сам уже пару лет ничего не писал от руки, а им тем более это умение не понадобится» — Иван, преподаватель информатики.
«Весь мир отказывается от письма, дойдет эта тенденция и до России. Это неизбежно. Совершенно незачем детям тратить в начальной школе массу времени на овладение бесполезными уже навыками письма, если можно вместо этого использовать энергию и время более продуктивно. А мелкую моторику можно развивать и другими способами — рисованием, лепкой. Да и необходимость грамотности сильно преувеличена. Кому есть дело до того, как правильно пишется слово, если оно все равно остается понятным? Даже сочинения уже можно не писать, я полагаю, а записывать в аудио-формате. Требование непременной грамотности — это попытка искусственно задерживать устаревшие традиции, цепляться за уходящую в прошлое культуру. Это намеренное торможение детей в развитии навыков, которые потребуются им в современном мире для достижения успеха. Сколько можно смотреть не в будущее, а в прошлое, постоянно воспроизводя бесполезный опыт поколений, ничего не смыслящих в современных реалиях?» — Дмитрий, чиновник в области образовательной политики.
Другие мнения:
Евгения Никонова, психофизиолог
Письмо вручную включает сложнейший психофизиологический механизм. Это очень важное для развития мозга действие, замену которому найти очень непросто, хотя и возможно. Письмо вырабатывает способность мыслить образно и связно, развивает воображение и интеллект в целом.
Виктор Молчановский, проректор Института русского языка им. Пушкина
Письмо — особенный способ мыслить, и заменить вербальное мышление нечем. Да, нельзя спорить с тем, что набирать текст на клавиатуре быстрее и удобнее. Но скорость набора текста с улучшением мыслительной деятельности не связана. Скорее наоборот, так как в набранный на компьютере текст можно в любой момент вносить изменения и исправления, а текст рукописный требует предварительного продумывания и точных формулировок, согласования частей предложения и следования правилам орфографии и грамматики.
Галина Пантюшина, директор средней школы
Каллиграфия связана с мыслительными способностями очень тесно. Настолько, что почерк ученика может иметь значение при приеме решения — в какой школе ему учиться, в коррекционной или обычной. Решающим фактором тетрадь по русскому языку, конечно, не будет, но ее комиссия просматривает в первую очередь.
Остается надеяться, что мнения из первой подборки не заглушат мнения из второй.
Источник
Результаты удивительных исследований объясняют, почему нам лучше отказаться от использования клавиатуры. Автор — доктор философии Уильям Р. Клемм, старший профессор неврологии Техасского университета.
Дети всё чаще пишут, используя клавиатуру, потому что они не умеют писать прописью, или потому что их почерк не разборчив. У меня есть внук, учащийся средней школы, которому сложно прочесть свои собственные записи. Бабушки и дедушки могут столкнуться с тем, что их внуки даже не смогут прочесть оставленные для них записки.
Когда мы, взрослые, посещали школу, первое, чему мы научились, — писать заглавные и строчные буквы, затем слова, предложения, параграфы и сочинения. Некоторым из нас посчастливилось посещать уроки чистописания, где мы научились красиво и разборчиво писать. Сегодня в нашей жизни присутствует клавиатура.
Письмо — важный инструмент когнитивного развития
Вместе с тем учёные обнаружили, что письмо является важным инструментом когнитивного развития, особенно при обучении мозга «функциональной специализации» [1], т. е. способности к оптимальной эффективности. При изучении письма мозг развивает функциональную специализацию, которая объединяет ощущения, моторику и мышление. Благодаря изучению изображений головного мозга было обнаружено, что во время написания букв активируются сразу несколько областей мозга, в отличие от письма с использованием клавиатуры или просто визуальной практики.
Также обнаружен дополнительный положительный эффект в развитии навыков мышления, используемых при чтении и письме. Чтобы писать разборчивым почерком, требуется точный контроль моторики пальцев. Вы должны быть внимательны и думать над тем, что и как вы делаете. Вы должны практиковаться. Исследования мозга показывают, что письмо активизирует те участки мозга, которые не задействованы в процессе использования клавиатуры.
Письмо от руки даёт нам целый ряд преимуществ просто за счёт самостоятельного написания букв. В ходе одного из исследований Университета штата Индиана [2] учёные провели сканирование мозга детей в возрасте до 5 лет до и после их обучения письму с применением различных методов.
Нейронная активность выше
У детей, которые писали от руки, нейронная активность была гораздо выше, чем у тех, кто просто смотрел на буквы. Связанные между собой области мозга, которые активируются во время чтения, также активировались во время письма от руки, но не во время набора текста. Это исследование также продемонстрировало, что написание букв в значимом контексте, а не просто их изображение, активирует гораздо большее количество областей в обоих полушариях мозга.
При обучении письму от руки, даже если это печатные буквы, мозг должен научиться следующему:
- Расположить каждый штрих относительно других штрихов.
- Изучить и запомнить размер, единый наклон и детальные характерные особенности каждой буквы.
- Развить навыки категоризации.
Письмо, по сравнению с печатью, гораздо полезнее, так как в процессе его используются более сложные движения, буквы не столь стандартны, а необходимость визуального распознавания способствуют появлению более широкого спектра образа букв. Кроме того, письмо быстрее и с большей вероятностью вовлекает учащихся в деятельность, обеспечивая чувство индивидуального стиля и сопричастности.
Уникальная связь руки с мозгом
Другие исследования подчеркивают уникальные связи руки с мозгом, когда речь идёт о выражении мыслей и идей. Вирджиния Бернингер, профессор Вашингтонского университета, сообщила о своем исследовании учащихся вторых, четвертых и шестых классов, которое показало, что при написании сочинений от руки они используют большее количество слов, делают это быстрее и выражают больше мыслей, чем в случае использования клавиатуры [3].
Существует целая область исследований, известная как «гаптическое восприятие», под которой подразумевается взаимодействие осязания, движений рук и функций мозга. [4] Письмо помогает мозгу интегрировать визуальную и тактильную информацию, а также мелкую моторику. Школьные системы, движимые плохо информированными идеологами и федеральным мандатом, всё больше ориентируются на тестирование знаний в ущерб развития способностей для получения знаний.
Положительный эффект для развития мозга схож с пользой, получаемой от обучения игре на музыкальном инструменте. Не каждый может позволить себе уроки музыки, но у каждого есть доступ к карандашу и бумаге.
Не каждый может позволить себе приобрести детям компьютер, но, может быть, эти дети не такие уж и обделённые, как мы думаем.
Письмо пока ещё с нами. Мы должны настаивать на том, чтобы оно присутствовало в наших школах.
.
Упомянутые исследования:
[1] Джеймс, Карин Х., Этвуд, Тея П. (2009). Роль сенсомоторного обучения в восприятии буквоподобных форм: отслеживание причин нейрональной специализации для букв.Когнитивная нейропсихология. 26 (1), 91-100.
[2] Джеймс К.Х. и Энгельгардт Л. (2013). Влияние опыта почерка на функциональное развитие мозга у детей, не имеющих грамотности. Тенденции в нейронауке и образовании. Статья в прессе.
[3] Бернингер, В. «Навыки письма, основанные на фактических данных, пригодные для развития K – 5: Обучение орфографической петле рабочей памяти для написания писем, чтобы развивающиеся писатели могли произносить слова и выражать идеи». Представлено на почерке в XXI веке ?: Образовательный саммит, Вашингтон, округ Колумбия, 23 января 2012 г.
[4] Mangen A. и Velay J. –L. (2010). Оцифровка грамотности: размышления о тактике письма. В авансах в гаптике, отредактированной М.Х. Заде.
Источник: Psychology Today
Перевод Светланы Соловьёвой
Источник
Многие родители и педагоги озабочены снижающейся грамотностью детей. Обвиняются и современные программы, и игры для фонематического слуха дошкольников. Давайте зададимся вопросом, как научить ребёнка красиво и грамотно писать и может ли в этом помочь Монтессори-метод?
Речь для человека — инструмент общения и самовыражения. И письменная речь тоже должна быть таким инструментом. Когда мы говорим об обучении письму и чтению, нас в первую очередь должна волновать способность малыша формулировать свои мысли в письменной форме и понимать мысли, изложенные другим человеком. При этом каллиграфия и орфография — только вспомогательные средства, хотя и чрезвычайно важные в школьном обучении.
Рассмотрим, как развивается письменная речь дошкольника и учащегося начальной школы и как меняется при этом роль взрослого.
Рисуночное письмо
В дошкольном возрасте дети много рисуют. И это уже не только экспериментирование с инструментами, материалами, с оставляемым на бумаге следом. У малыша развивается самосознание. Он чувствует, переживает, размышляет, а языка для самовыражения ему пока катастрофически не хватает.
Этот язык он находит в рисунках. Сначала это просто эмоции, впечатления от окружающего мира. Потом он находит какое-то сходство своего рисунка и реального предмета. Зачастую это сходство бывает совершенно непонятно взрослому. Например, что может означать такой рисунок?
Малыш говорит: «Это девочка». Где он здесь увидел девочку? Что это за девочка такая? Оказывается, она прыгает!
Позже детский рисунок превращается в целую историю. Рассказывая её, маленький художник дорисовывает новые детали, что-то зачёркивает, закрашивает — в итоге рисунок превращается в сплошное бурое пятно. Но это важный этап: малыш перекладывает свою речь на бумагу — примерно так, как древние люди оставляли сородичам письма на стенах пещеры.
На этом этапе важно, чтобы взрослый побуждал ребёнка рассказывать свои истории, с искренним интересом рассматривал вместе с ним рисунок, не ожидая увидеть там что-то натуралистичное. И конечно, вредна всякая критика типа «Что-то девочка у тебя совсем на девочку непохожа!» или «Что ж ты тут так намазал! Ничего не понятно!»
Каракульное письмо
Когда вы читаете маленькому ребёнку книгу, он смотрит на картинки. И он уверен, что вы читаете именно их. Даже на той странице, где нет текста, а есть только картинки, он просит: «Прочитай!». Вы пытаетесь объяснить, что здесь ничего не написано, а он удивляется: вот же здесь нарисовано, прочитай!
Только ближе к трём годам дети начинают обращать внимание на текст. Постепенно у них формируется концепция письменной речи: ещё не зная букв, не умея слышать в слове отдельные звуки, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать этими непонятными значками. Записать так, что другой человек сможет это прочитать!
Малыш начинает подражать взрослым: записывает свою речь. Как правило, в этой записи нет букв, она не разделена на отдельные предложения. Это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге похожим на строчки образом.
И опять ребёнку от взрослого требуется поддержка. Если мы понимаем, какой это серьёзный шаг вперёд к умению писать, то не будем высмеивать каракули. Когда младенец начинает ползать, мы не смеёмся над тем, что он передвигается не так, как взрослые. Мы радуемся, потому что понимаем: ползание — важный шаг в развитии движений, важный шаг в направлении полноценной ходьбы. Мы стимулируем ползание, подбадриваем, умиляемся.
Аналогично с каракулями. Отнесёмся серьёзно! Будем побуждать малыша писать и писать ещё, будем просить его написать нам записку, записать свою историю.
Психофизиологическая подготовка к письму
Для полноценного детского письма необходима серьёзная подготовка. Формирование концепции письменной речи — её важное звено. Но нужна и подготовка другого плана.
Мы пишем буквами, которые обозначают звуки. Значит, ребёнку важно услышать, из каких звуков состоит слово, соотнести каждый звук с буквой. Буквы нужно научиться различать. А это сложные формы, определённым образом расположенные в пространстве: лево-право, верх-низ. Буквы в слове располагаются слева направо, в определённой последовательности. Нужно уметь держать карандаш или ручку и проводить линии определённой формы.
Это требует серьёзной психофизиологической подготовки, развитых нервных механизмов различения, ориентации, зрительно-моторной координации. Готовятся все эти механизмы не в письме или чтении, они развиваются в активном взаимодействии маленького человечка с окружающим миром. Малышу нужно рассматривать, ощупывать предметы, соотносить движения рук с результатом, двигаться между предметами и ориентироваться в пространстве.
Фонематические игры Монтессори и шершавые буквы (3–6)
При письме и чтении звуки речи обозначаются буквами. Маленькому читателю и писателю важно установить соответствие между ними. Когда дошкольник только-только изучает буквы и начинает писать, он пишет, как слышит.
Ему важно слышать звуки точнее, чтобы не пропускать букв, не менять их местами. И помогают в этом игры для фонематического слуха дошкольников. В Монтессори это устные игры, без введения какого-либо обозначения и теоретизирования на тему гласных-согласных, мягких-твёрдых.
В таких играх мало общего с фонематическим подходом традиционных школ. Малыш тренирует способность услышать, как звучит слово. Для работы предлагаются довольно простые слова, где нет расхождений между звучанием и написанием.
Проводятся такие игры просто. Предлагаем ребёнку или небольшой группе детей набор знакомых мелких предметов. Их может быть порядка десяти: машинка, слон, ложка, арбуз, ножницы, гусь, домик, жираф, заяц, индюк…
Сначала предлагаем назвать все эти предметы. Называем, выделяя голосом первый звук. Потом «играем в угадайку»:
—Я загадала предмет… Это слово начинается на «А-а-а-а».
— Арбуз!
— А сейчас я загадала слово на «Л-л-л-л».
— Ложка!
Подобных игр может быть довольно много: на звук в конце или середине слова, на сортировку предметов в зависимости от того, в начале, конце или в середине находится определённый звук.
Одновременно происходит изучение знаменитых шершавых букв. Они хороши тем, что помогают дошкольнику хорошо рассмотреть каждый знак, помогая себе руками, ощупывая его. Это важно для маленького ребёнка, у которого пока не очень хорошо развиты зрительное восприятие и ориентация в пространстве.
Этап начального письма (3–6)
После открытия концепции письменной речи, то есть удивительной возможности точно зафиксировать речь на бумаге, трёхлетка начинает активно писать. Сначала просто каракулями. По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.
В Монтессори-методе существует прекрасная возможность писать, даже если не все необходимые для этого психофизиологические механизмы развиты: дети делают это с помощью подвижного алфавита. Интерес дошкольников к письму опережает реальную готовность писать так, как взрослые.
Если не помочь ребёнку в период интереса — желание угаснет. И тогда позже мы будем искать способы, как заинтересовать детей этим непростым делом.
Буквы подвижного алфавита вырезаны из дерева. Каждую можно подержать в руках, ощупать, покрутить, расставить по порядку, поменять местами. В процессе работы ребёнок хорошо выучивает знаки, запоминает их ориентацию в пространстве и учится соотносить последовательность букв с последовательностью звуков.
Можно предложить начинающему «писателю» подписать набор предметов. Это должны быть простые слова, в которых нет расхождения между буквой и звуком: дом, кот, стул, слон, шкаф.
Конечно, дети пишут не только то, что мы предлагаем. Многие хотят написать свои слова, которые им чем-то важны. Например, «ламборджини». Как вы думаете, может дошкольник написать такое слово правильно?
На начальном этапе письма и чтения дети решают много сложных задач: услышать звуки, вспомнить соответствующие буквы, расставить их по порядку… Это напоминает начало устной речи. Малыш лепечет, не всегда внятно произносит слова, не выговаривает некоторые звуки… Но мы радуемся и поддерживаем его. И не боимся, что он запомнит неправильное произнесение и всю жизнь будет говорить так!
Аналогично: неверное письмо на этом этапе не должно пугать взрослых. Это развитие, постепенно письмо будет становиться всё более внятным и правильным. А в Монтессори для этого есть необходимые инструменты.
Начальное чтение
Чуть позже начального письма появляется первое чтение. Это более сложная, с интеллектуальной точки зрения, задача, чем письмо. Ребёнку необходимо не только знать буквы и соотносить их со звуками, но и догадаться о значении прочитанного.
Начинающий читатель зачастую не понимает самых простых слов. Он может несколько раз прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик». А на вопрос, что же ты прочитал, ответить: «Машина». Озвучить написанное или напечатанное в книжке слово не то же самое, что его прочитать!
Продвижение в письме (3–6)
Когда дошкольник только-только начинает писать, идея о том, что в русском языке нет однозначного соответствия между буквой и звуком, будет чрезмерно сложной.
Однажды у нас четырёхлетка написал такое слово: «Айбус». И мы не сразу догадались, что это означает «арбуз». Малыш написал слово так, как он его говорит (он не выговаривает «р») и слышит. Представляете, если бы мы начали ему объяснять, что на самом деле всё не так!
Совсем другое дело в дальнейшем. Что мы делаем, чтобы малыш стал говорить правильнее? Всячески побуждаем его говорить. И сами общаемся с ним внятно и чётко. Что мы должны сделать, чтобы научить ребёнка правильно и грамотно писать? Аналогично: всячески побуждать его писать. Создавать ситуации, пробуждать интерес. Радоваться, поддерживать, не исправлять ошибки. И предлагать написанное нами: внятно, чётко, грамотно.
Ребёнок составляет слова, выделяя фонограммамы
Чтение и грамотное письмо (3–6)
Четырёх-пятилетки начинают читать. И если слово написано не так, как произносится, начинающему читателю бывает очень трудно его понять. Ведь чтение — это не проговаривание написанного вслух. В первую очередь, это понимание чужих мыслей. Дошкольник сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя. И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.
Для этого мы предлагаем ему большое количество простых слов, которыми можно подписывать предметы, картинки. После того как сам этот процесс чтения станет для малыша понятным и увлекательным, мы предложим следующий шаг.
В Монтессори продумана система знакомства с фонограммами: буквами, которые изменили свой звук и должны быть прочитаны иначе. Такая буква пишется красным цветом, на неё обращают внимание. Например, «арбуз», «травка», «жираф». Сначала ребёнок встречает такие слова при чтении. А потом идёт и составляет их из подвижного алфавита, используя красные буквы для выделения фонограмм.
Осознание правил орфографии (6–12)
Пока дошкольник учится писать и читать, никто не предлагает звуко-буквенного анализа или других излишних теоретических выкладок. Он учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.
Хорошо запоминает написание часто встречающихся слов, причём с особым акцентом на орфографически сложные моменты (они выделялись красным цветом!). Многие дети уже в дошкольном возрасте начинают обобщать то, что позже будет называться орфограммами: «Гриб — грибы».
Но в полной мере они будут заниматься этим на следующем этапе — в классе 6–12. В начальной Монтессори-школе появляется понятие правил, которые дети будут выводить сами на основании своего опыта и собственных исследований. Отсюда появляется чувство языка, чувствительность к орфограммам, без которых любое знание правил будет бесполезным.
Звуко-буквенный анализ возникает только здесь, когда школьник уже и пишет, и читает. Появляется как новый уровень владения языком. Теперь ребёнок составляет транскрипцию слова, значит, в частности, различает твёрдые и мягкие согласные.
Звуко-буквенный анализ слова
И сравнивает её с написанием.
Он задумается, каким способом можно показать, например, что буква «л» в этом слове звучит мягко: «ль». Сравнивает подобранные взрослым примеры и делает вывод.
Таким образом, дети приходят к грамотному письму постепенно, шаг за шагом. И нам, взрослым, важно понимать значение каждого шага, поддерживать ребёнка и не торопить.
Каждый этап важен. Нельзя сразу «впрыгнуть» во взрослость, не побыв ребёнком и подростком. Нельзя сразу писать красиво и грамотно, не прожив периода каракуль, пропуска и перестановки букв, письма без правил. Если перед детьми на каждом этапе будут стоять посильные задачи, то письмо и чтение станут для них радостным и успешным делом.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Звуковая азбука для малышей: со скольких лет учить ребёнка буквам
Источник