Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка

Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка thumbnail

У ребёнка есть две основные психологические потребности. Если эти потребности удовлетворены, то с ребенком намного легче договариваться, он идет вам навстречу, становится более покладистым и послушным.

Если они не удовлетворены, то ребенок будет стараться получить то, чего ему не хватает любыми путями. Это и капризы, и упрямство, и истерики – все то поведение, которое взрослые называют «плохим».

Поэтому родителям так важно знать про эти базовые психологические потребности ребенка и стараться, чтобы он получал то, что ему необходимо для его роста и развития.

Первая психологическая потребность ребенка – во внимании и эмоциональном контакте со значимыми взрослыми

Ребенку важно чувствовать, что он любим, что вы его принимаете таким, какой он есть. Ему важно чувствовать, что родители им довольны, что они с ним связаны невидимой душевной ниточкой.

Что нужно делать родителям

Проводите с ребенком в течение дня такое время, когда вы играете с ним в то, во что он хочет. При этом не поучайте и не корректируйте ребенка. Старайтесь в это время ни на что не отвлекаться. Пусть ребенок чувствует, что вы целиком с ним. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество.

– Говорите ему добрые ласковые слова просто так, без причины.
– Отмечайте  его за старания ВСЛУХ. 
– Благодарите за помощь.
– Обнимайте ребёнка, гладьте по голове, чаще берите на руки (если он маленький).

Все это поможет ребенку чувствовать ваше позитивное внимание и эмоциональную связь с вами.

Что делать, если ребенок вас раздражает

Когда вас раздражает ребенок, что вы обычно делаете?

Скорее всего, вы начинаете говорить ему: «Хватит уже», «Отстань», «Не видишь, я занята?», «Не трогай меня»… И всячески пытаетесь отдалиться от ребенка! Верно?

А я предлагаю вам в этот момент сделать противоположное. Сблизьте дистанцию.

Подойдите к ребенку, проявите интерес к тому, что делает ребенок, уточните у него, зачем он это делает,прижмите к себе, погладьте, обнимите, пощекочите, пошутите — любые действия, направленные на сближение.

Уделите ребенку 1-2 минуты своего времени. Не отталкивайте ребенка, а приблизьте его к себе и вы увидите фантастический эффект!

Помните, что дети часто «плохо» себя ведут в надежде обратить на себя внимание взрослых.

Детям хочется, чтобы их заметили. Если вы будете отталкивать ребенка, когда он раздражает вас своим поведением, его поведение будет становиться только хуже. И это факт!

Вторая психологическая потребность ребенка – в Личной Силе

Эту психологическую потребность можно описать словами: «Я хочу чувствовать себя значимым и важным. Я хочу, чтобы к моему мнению прислушивались. Хочу, чтобы мне предоставляли право выбора. Хочу иметь хотя бы какой-то контроль над тем, что происходит. Хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Что нужно делать родителям

– Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства.

– Там, где это возможно, предоставляйте ребенку выбор (маленьким детям достаточно два варианта на выбор).

– Спрашивайте мнение ребенка, просите у него совета. Ему это очень приятно и повышает его значимость и самооценку.

– Не перебивайте, когда ребенок говорит.

– Не вырывайте ничего у него из рук, а просите отдать (если это, конечно, не что-то опасное).

– Не говорите обидных, унижающих достоинство ребенка, слов.

– Не ругайте и не критикуйте при других людях.

– Всегда старайтесь договориться, вместо того, чтобы заставлять и требовать.

– Обучайте ребёнка самостоятельности.

– Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребенок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.

– Позвольте ему принимать какие-то маленькие решения там, где это возможно.

Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства

Относитесь спокойно, если ребенок с чем-то не согласен и говорит вам «Нет». Это не повод для того, чтобы на него злиться и принуждать. Можно только порадоваться тому, что ребенок начинает проявлять свою волю и осознает границы своего «Я», понимает, что он хочет и чего не хочет. Это ему очень пригодится в будущем.

Помните, что если эти две потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, залезет на стол с ногами (и сразу получит ваше внимание;)) или будет сильно упрямиться (показывая свою Личную Силу, которой ему так не хватает в общении с вами).

Поделитесь в комментариях:
– Как часто ребенок вас раздражает своим «плохим поведением»?
– Чего больше всего ему не хватает – Внимания или ощущения Личной Силы?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник

Психологические потребности ребенка

У ребёнка есть две основные психологические потребности. Если эти потребности удовлетворены, то с ребёнком намного легче договариваться, он идет вам навстречу, становится более покладистым и послушным.

Если они не удовлетворены, то ребёнок будет стараться получить то, чего ему не хватает любыми путями. Это и капризы, и упрямство, и истерики – все то поведение, которое взрослые называют «плохим».

Поэтому родителям так важно знать про эти базовые психологические потребности ребёнка и стараться, чтобы он получал то, что ему необходимо для его роста и развития.

Читайте также:  Таблица развития движений ребенка на первом году жизни

Первая психологическая потребность ребёнка – во внимании и эмоциональном контакте со значимыми взрослыми

Ребёнку важно чувствовать, что он любим, что вы его принимаете таким, какой он есть. Ему важно чувствовать, что родители им довольны, что они с ним связаны невидимой душевной ниточкой.

Что нужно делать родителям

Проводите с ребёнком в течение дня такое время, когда вы играете с ним в то, во что он хочет. При этом не поучайте и не корректируйте ребёнка. Старайтесь в это время ни на что не отвлекаться. Пусть ребёнок чувствует, что вы целиком с ним. Важно не количество времени, проведенное с ребёнком, а его качество.

– Говорите ему добрые ласковые слова просто так, без причины.
– Отмечайте его за старания ВСЛУХ. 
– Благодарите за помощь.
– Обнимайте ребёнка, гладьте по голове, чаще берите на руки (если он маленький).

Все это поможет ребёнку чувствовать ваше позитивное внимание и эмоциональную связь с вами.

Что делать, если ребёнок вас раздражает

Когда вас раздражает ребёнок, что вы обычно делаете?

Скорее всего, вы начинаете говорить ему: «Хватит уже», «Отстань», «Не видишь, я занята?», «Не трогай меня»… И всячески пытаетесь отдалиться от ребёнка! Верно?

А я предлагаю вам в этот момент сделать противоположное. Сблизьте дистанцию.

Подойдите к ребёнку, проявите интерес к тому, что делает ребёнок, уточните у него, зачем он это делает,прижмите к себе, погладьте, обнимите, пощекочите, пошутите – любые действия, направленные на сближение.

Уделите ребёнку 1-2 минуты своего времени. Не отталкивайте ребёнка, а приблизьте его к себе и вы увидите фантастический эффект!

Помните, что дети  часто «плохо» себя ведут в надежде обратить на себя внимание взрослых.

Детям хочется, чтобы их заметили. Если вы будете отталкивать ребёнка, когда он раздражает вас своим поведением, его поведение будет становиться только хуже. И это факт!

Вторая психологическая потребность ребёнка – в Личной Силе

Эту психологическую потребность можно описать словами: «Я хочу чувствовать себя значимым и важным. Я хочу, чтобы к моему мнению прислушивались. Хочу, чтобы мне предоставляли право выбора. Хочу иметь хотя бы какой-то контроль над тем, что происходит. Хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Что нужно делать родителям

– Относитесь к ребёнку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства.
– Там, где это возможно, предоставляйте ребёнку выбор (маленьким детям достаточно два варианта на выбор).
– Спрашивайте мнение ребёнка, просите у него совета. Ему это очень приятно и повышает его значимость и важность.
– Не перебивайте, когда ребёнок говорит.
– Не вырывайте ничего у него из рук, а просите отдать (если это, конечно, не что-то опасное).
– Не говорите обидных, унижающих достоинство ребёнка, слов.
– Не ругайте и не критикуйте при других людях.
– Всегда старайтесь договориться, вместо того, чтобы заставлять и требовать.
– Обучайте ребёнка самостоятельности.
– Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребёнок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.
– Позвольте ему принимать какие-то маленькие решения там, где это возможно.

психологические потребности детей, детские потребности Относитесь к ребёнку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства

Относитесь спокойно, если ребенок с чем-то не согласен и говорит вам «Нет». Это не повод для того, чтобы на него злиться и принуждать. Можно только порадоваться тому, что ребёнок начинает проявлять свою волю и осознает границы своего «Я», понимает, что он хочет и чего не хочет. Это ему очень пригодится в будущем.

Помните, что если эти две потребности не удовлетворены – ребёнок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, залезет на стол с ногами (и сразу получит ваше внимание ;)) или будет сильно упрямиться (показывая свою Личную Силу, которой ему так не хватает в общении с вами), или наоборот, начнёт замыкаться, прибегать к онанизму, грубить и не отвечать на вопросы.

Поделитесь ниже в комментариях: чего больше всего не хватает вашему ребёнку – внимания или ощущения Личной Силы? Как часто ребёнок вас раздражает своим «плохим поведением»?

И, если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний». Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Роль психологических потребностей в личностном развитии ребенка

Читайте также

Источник

Особенности психофизического развития детей (на разных ступенях развития)

От рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. В связи с этим можно отметить следующие ключевые моменты: 

1. Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется. 

2. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.

3. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

4.Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

 Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. 

Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представляется следующим образом:

  1. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).

  2. Эпоха детства (3-11 лет).

  3. Дошкольный возраст (3-7лет).

  4. Младший школьный возраст (7-11 лет) 

  5. Подростничество(11-17 лет).

В каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Раннее детство – наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков и умений.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 131 воронеж

Характеристика основных возрастных кризисов развития ребенка.

Кризис 7-ми лет.

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

5. Кризис подросткового возраста – это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет (“Я сам”), только теперь это “Я сам” в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

На смену конкретному приходит логическое мышление. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Это период, в котором определяется

дальнейшая профессиональная деятельность.

Роль психологических потребностей в личностном развитии.

Очень важную роль играют в личностном развитии психологические потребности: привязанность, идентичность, безопасность.

Привязанность – это взаимный процесс образования взаимной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже , если эти люди разделены.

Идентичность (тождественный, одинаковый) — осознание

личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме, в ходе решения каких-то задач творческого характера. 

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья – общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Профилактика девиантного поведения младших школьников

В последнее время в России заметно увеличился рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением в младшем школьном возрасте.

Большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.

Однако, и дети младшего школьного возраста из вполне благополучных семей подвержены серьезным проблемам в поведенческом аспекте. Влияние друзей, природная жестокость, повальная увлеченность современными гаджетами, уход от реального общения, неприятие взрослых, все эти факторы можно назвать девиантным поведением. Причины такого положения вещей кроются зачастую в существенном снижении воспитательной роли школы и семьи.

Читайте также:  Развитие эмоций ребенка с зпр

Часто из уст педагогов, психологов, родителей приходится слышать, что дети не умеют общаться, особенно, если их точка зрения не совпадает с собеседником.

Задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Важно дать детям необходимые знания, которые помогут разрешению конфликтов ненасильственным путем. Непрерывное накапливание знаний о нормах поведения для младшего школьника имеет особое значение, потому что жизненный опыт его невелик. Подчас для того, чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает знаний. В ответ на упреки взрослых ребёнок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребёнка и не верят в них. А ведь действительно жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Ещё трудней ребёнку.

Необходимо воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим, терпимость к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации.

Немаловажным аспектом профилактики нарушения социальной и педагогической адаптации, развития личности ребёнка является реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Для детей рекомендуется проводить групповые социотренинги на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки и других нарушений во взаимоотношениях со старшими и сверстниками.

Наиболее типичные для младших школьников варианты конфликтных отношений к сверстникам – повышенная агрессивность, обидчивость и демонстративность. Именно эти девиации отмечают всё чаще учителя у детей.

  • Социальная ситуация развития детей создаётся и позитивно перестраивается в совместной деятельности триединства «Учитель – Ребёнок – Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества, имеющих специфические функции и особенности на каждом этапе оказания помощи.

  • В условиях совместной деятельности учитедя, ребёнка и родителей в процессе оказания помощи происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия – сотворчество и соразвитие, что открывает возможности интеграции девиантного ребёнка в нормальную социальную жизнь.

Для становления межличностных отношений в классе широко использую такую форму работы, как совместная, групповая работа детей на уроках и внеклассных мероприятиях. Групповая форма работы нравится ребятам. Она стимулирует их, сплачивает.

Хорошо сплачивает ребят проведение внеклассных мероприятий, экскурсий, походов, после чего остаются положительные впечатления, которыми дети делятся друг с другом.

При подготовке внеклассных мероприятий прислушиваюсь к пожеланиям детей. Часто приходится что-то менять, дополнять, исправлять. Такие мероприятия им интересны, ведь они сами принимали участие в их разработке.

В первом-втором классах общие разговоры являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры – это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Главное – уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

В третьем классе основная задача – создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и стимулируются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству.

Игры в четвёртом классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организуют и чётко контролируют выполнение правил. У них формируется личностная позиция: могут высказывать и доказывать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить своё мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

В начальной школе часто резко выступают индивидуальные особенности поведения детей, их отношение друг к другу в коллективе: одни дети общительны, инициативны, другие застенчивы, робки, третьи угрюмы, неприветливы. Эти особенности детей влияют на их положение в коллективе. Часто возникает необходимость изменить положение личности в коллективе, найти пути создания для каждого ребёнка состояния эмоционального благополучия, к которому он внутренне стремится. Одним из важнейших условий перестройки межличностных отношений является включение ребёнка в интересную, увлекательную деятельность. Игровая ситуация действует на воображение любого ребёнка: активного, застенчивого, медлительного, робкого и т.д. Все дети сходятся в одном желании: они хотят получить интересную роль в игре.

Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании младших школьников. В игре, используя положительный эмоциональный настрой школьника, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушания, формировать положительные привычки и навыки.

Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому роль учителей начальных классов в формировании поведенческих основ у школьников весьма велика и значима. Первый учитель закладывает у школьника нравственные ценности и способен значительно повлиять на его поведение. Это посредник между детьми и миром взрослых, в совершенстве знающий таинства становления детской психики.

Китайская мудрость гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными».

Источник