Роль психолога в развитии ребенка в дошкольном возрасте
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л.Н. Гончарова, МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» р.п. Хохольский
Хохольского муниципального района Воронежской области [1].
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
80-90 годы XX века стали переломной вехой в истории российской системы образования: утверждение личностно-ориентированной (субъект-субъектной) педагогической парадигмы привело к созданию в общеобразовательных учреждениях психологической службы. Основная цель современной системы образования – воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека [2].
В соответствии с «Конвенцией ООН по правам ребенка», семья и государство должны обеспечивать выживание, развитие, активное участие в жизни общества каждому несовершеннолетнему, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политический или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения [4].
Развитие ребенка (лица, не достигшего 18 лет и требующего особого к себе отношения) в большей мере зависит от таких социальных институтов как: детский сад, общеобразовательная школа, учебные заведения.
В дошкольном учреждении развитие осуществляется в форме воспитания. Воспитание – целенаправленное создание условий: материальных, духовных, организационных для физического, умственного развития человека как личности. [5]. К созданию подобного рода условий в дошкольном учреждении причастен педагог-психолог. Цель его деятельности – оказать помощь воспитателям и родителям в создании условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, эффективному развитию психических процессов и способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями [3].
Совместно с родителями и воспитателями он заботится о формировании познавательной, эмоционально-волевой, межличностной, творческой (креативной) сферы дошкольников.
Психолого-педагогическая деятельность строится по пяти направлениям: 1) психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическая профилактика; 5) психологическое консультирование [1].
Психолого-педагогическое просвещение и профилактика, осуществляемые в форме лекции, беседы, дискуссии, предполагают приобщение родителей, педагогов к знаниям детской психологии; предупреждению возможного неблагополучия в психолого-педагогическом развитии дошкольника.
Чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка необходимо исследовать его зоны актуального и ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), освоив соответствующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.
В процессе изучения психики ребенка нужно руководствоваться принципами:
- принцип гуманизма и педагогического оптимизма – к малышу следует подходить бережно и заботливо (Не навреди!);
- принцип объективности и научности – важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом этапе;
- принцип комплексности, системности и систематичности – изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; определение места каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития;
- принцип детерминизма – осознания причинно-следственных связей в становлении психических особенностей;
- принцип единства сознания и деятельности (по С. Л. Рубинштейн);
- принцип индивидуального и личностного подхода – общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо [6].
Если уровень развития дошкольника оказывается низким, педагог- психолог выясняет причину отклонения, организует и проводит коррекционно-развивающую работу, цель которой: профессиональное исправление нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном развитии ребенка.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом пяти принципов:
– единство коррекции и развития;
– единство возрастного и индивидуального в развитии;
– единство диагностики и коррекции развития;
– деятельностный принцип осуществления коррекции – психика ребенка развивается в ходе ведущей деятельности (то есть игре);
– подход к дошкольнику в коррекционно-развивающей процедуре как к одаренному; дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как ребята «второго сорта», они требуют коррекции своего развития до оптимальной нормы.
После изучения диагностических данных, результатов коррекционноразвивающей деятельности педагог-психолог составляет личностный портрет дошкольника, ставя в известность родителей и педагогов.
Работа с последними проводится в рамках психологического консультирования, подчиняющегося следующим принципам:
- принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту;
- принцип ориентации на ценности и нормы клиента;
- принцип запрета давать советы;
- принцип конфиденциальности (анонимности) сообщения информации;
- принцип разграничения личных и профессиональный отношений в общении с клиентом [2].
Таким образом, педагог-психолог отслеживает комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на полноценное развитие дошкольника как личности. XXI век в истории нашего Отечества стал эпохой гуманизации образования. Достойный вклад в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности внесет профессиональная деятельность педагога- психолога.
Литература
- Васильев В.В., Кондратова Ю.В. Азбука школьного психолога. – Воронеж, 2000.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999.
- Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. – М., 1993.
- Конвенция ООН по правам ребенка. / Составитель В.Н. Колупаев. – Воронеж, 1996.
- Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
[1]© Гончарова Л.Н., 2015
Источник
Инна Урбанова
Консультация «Роль педагога-психолога в детском саду»
Говорят, что все мы родом из детства. …Из такого прекрасного, маленького, волшебного, и такого короткого кусочка из всей киноленты в нашей жизни! Ни для кого не секрет, что детство это самый лучший этап в жизни каждого человека.
Так сложилось, что профессия, которую мне подсказало сердце и душа, совпала с нашей семейной профессиональной традицией. Каждый второй в моей семье, так или иначе, связал свою жизнь с педагогикой. Так и я, еще с самого детства знала и мечтала, что буду педагогом: учителем, воспитателем или психологом.
Педагог – психолог дошкольного учреждения, это очень интересная профессия. Дети растут – растём с ними и мы. Вместе с ними познаём что-то новое, примечательное. Мне нравится воспитывать, прививать в маленьком человеке доброту, честность, любознательность. Лепить, как скульптор, настоящего человека, личность, гражданина. Ведь они наше будущее, наша надежда.
Каждый ребенок – это личность! У каждого свой характер. И эту личность, ни в коем случае нельзя подавлять, а необходимо лишь, помогать и направлять в необходимое русло.
Что такое современный педагог? Современный психолог?
Если поразмышлять над темой «детство», то можно сделать вывод, что детство прошлых времен, мое детство, отличается от детства сегодня. Мы больше играли, основной упор был на игровую деятельность. Было все плавно, постепенно и обыкновенно, но интересно! А теперь все иначе. Федеральные и профессиональные стандарты, школа… Интенсивный упор идёт на образовательную деятельность.
Сегодня мы живем в современном мире – в мире интенсивном, в мире высоких технологий, в мире скоростном, строгом и жестком. И мы педагоги психологи принимаем вызов века!
Психолог в детском саду – это, на мой взгляд, человек, который должен знать и глубоко понимать ребенка, разбираться как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. В тоже время он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.
Главная задача педагога – психолога в ДОУ – это укрепить и сохранить, вовремя заметить и не допустить какие-либо нарушения психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях образовательного учреждения, создать наиболее комфортные условия для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказать своевременную психологическую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития.
Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Роль педагога-психолога, неоспорима. Чем же она так важна?
Итак, первое – это консультации.Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог даёт воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно с воспитателем проводит психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Чем еще занимается в саду педагог-психолог? Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
Я, как будущий специалист понимаю, что должна уделять больше времени, сохранить индивидуальность каждого малыша, ребенка. Ритм современной жизни, профессиональные стандарты и объективные требования заставляют психолога подстраиваться под него, и он должен помочь присобиться каждому ребёнку, к этому в жизни. Очень важно, что бы психолог всегда был на стороне ребёнка! Современный психолог, в моём представлении, является неким «амортизатором» между современным миром и детством. Психолог, на мой взгляд, должен уметь помочь ребёнку плавно перейти с одного этапа жизни каждого ребенка, на другой и сделать это он должен так, чтоб сохранить и объединить у ребенка и индивидуализацию и социализацию.
Таким образом, в дошкольном учреждении педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю и другим людям, но ребенку в современном мире и дошкольном учреждении он необходим.
Детство, детский сад – это лишь начало пути каждого маленького человечка, потом идёт школа, институт и дальше взрослая жизнь. И только от окружения, ближнего окружения ребенка, родителей и педагогов, а любой педагог, как раз и входит в это окружение, зависит будущее ребёнка. Ведь кто, как ни мы, порой проводим намного больше времени с детьми, чем сами родители. А мы стоим у начала этого пути и это прекрасно!
Источник
Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении
,
ФГУ СПб НЦЭР им. Альбрехта Росздрава,
ГДОУ№5 г. Санкт-Петербурга
Увеличение объёма информации, роста темпа жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе – эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества и требуют развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого – педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в образовательных учреждениях, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку.
Необходимо так же отметить, что современный этап развития возрастной психологии, коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения для определения и постоянной корректировки, индивидуализации процесса обучения и развития каждого ребенка. На протяжении 10 – 15 лет вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Как социальный организм дошкольное образовательное учреждение находится в общем вихре тенденций нашего бурного века.
В типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ГДОУ:
– охрана жизни и укрепление здоровья детей
– обеспечение интеллектуального, личностного, и физического развития ребенка
– осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка
– приобщение к общечеловеческим ценностям
– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Все это объективно определило потребность общества в таком специалисте как психолог.
Психолог в детском саду – сегодня это словосочетание употребляют как сотрудники дошкольных учреждений, так и родители, но к сожалению не все воспитатели и родители хорошо себе представляют смысл и содержание его работы.
У педагогической практики сформировалась определенная необходимость в психологическом знании о ребенке. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.
Психолог в дошкольном учреждении — человек, знающий и понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных и индивидуальных особенностях. Вместе с тем он должен ориентироваться в психологии взрослых, чтобы определить позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку.
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих специалистов из разных областей науки и практики. Основу этого термина составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза,
Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), обратили внимание на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Создание психолого-педагогических условий, в окружающей обстановке, обеспечивающих такое развитие, является главной целью работы психолога дошкольного образовательного учреждения.
Нарушение этих условий мешает своевременной работе реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной работы с ними.
Психолог, работая в детском саду, видит детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую. Помочь этому переходу – одна из важных и сложных задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни.
Работа психолога в ГДОУ предполагает не только взаимодействие с детьми, но и работу с родителями детей и их родственниками, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. При этом главное, чтобы в центре всей работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.
Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за такую сторону педагогического процесса, как психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровья детей.
Положение о социальной обусловленности психического развития, признание перспектив в развитии способностей детей и принцип компенсации определяют гуманистическую направленность целей и задач работы психолога в обучении детей.
Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:
– Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка — основная цель деятельности психологической службы в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях).
– Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
– Профилактическая (гр. prophylaktikos – предохранительный) и пропедевтическая (гр. propaideuo – предварительно обучаю) работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
– Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний,
– Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми.
– Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
– Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
– Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности.
– Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
– Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение и консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция. Все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.
Психологическое просвещение в дошкольных учреждениях нацелено на знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка, а также на повышение образовательного уровня указанных участников образовательного процесса.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного возраста.
Психологическая профилактика предполагает:
1.Работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для развития.
2.Создание в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.
3.Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, поведении и отношениях.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста представляет собой научно-практическую деятельность, которая заключается в изучении ребенка с психологической точки зрения в условия семьи и ДОУ.
Предмет психодиагностики – индивидуальные черты ребенка, связанные с его личностью и возрастом, отклонения в психическом развитии и их причины. Этот вид деятельности может быть направлен на ребенка, его родителей или воспитателей.
Психокоррекция – комплекс психологических средств и методов, направленных на создание оптимальных условий для нормального психического развития ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении психокоррекция определяется направлением психокоррекционного воздействия (ребенок, семья или воспитатель), контекстом отклонений в развитии, коррекционной задачей.
Оптимальной адаптивной формой данного направления психологической работы в детском саду считается игра с развивающими и обучающими элементами, направленная на стабилизацию психического развития ребенка.
Психологическое консультирование проводится в рекомендательные формы по инициативе администрации, родителей, воспитателей. Основной метод проведения этого вида работы – беседа в форме индивидуальной консультации. Психолог образовательного учреждения непосредственно находится внутри социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Важно помнить, что успешное проведение психологической работы во многом определяется наличием соответствующих условий для ее проведения. Поэтому создание интерьера кабинета психолога чрезвычайно важно.
Психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально необходимые: интеллектуальность, эмоциональная сдержанность, деликатность, гибкость поведения.
Специалисту необходимо придерживаться правил, основанных на социально-правовых и этических нормах:
1.Принцип «Не навреди!». Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психологическому состоянию ребенку и окружающих его взрослым.
2.Профессиональная тайна – неотъемлемый элемент деятельности специалиста. Не распространять сведения, полученные в результате разных видов работ, если ознакомление с ними не может нанести ущерба ребенку или его окружению.
3.Не советовать! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
4.Не предлагать свои услуги, а ждать, когда об этом попросят.
5.Делать выводы и выбирать методы работы, не противореча научным данным.
6.Препятствовать проведению различных видов психологической работы некомпетентным лицам, не обладающим соответствующей профессиональной подготовкой.
7.В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
8.Психолог несет профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
9. Профессионально расти
10. Ориентироваться в своей работе на ценность другого человека.
Таким образом, эффективность образования и психического развития зависят от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития.
Первый опыт работы психологов в наших отечественных детских садах состоялся. Руководители системы дошкольного образования признают, что психологи активно включились в решение непростых задач полноценного эмоционального, интеллектуального, волевого развития детей. Психологи оказались востребованы не только педагогическими коллективами, но и родителями, так как оказание своевременной квалифицированной помощи семье исключает возможность негармоничного воспитания и развития ребенка. Hа психолога возлагают большие надежды в инновационных про – цессах в системе дошкольного образования, в повышении психологической компетентности всех, кто работает с детьми.
Источник