Роль психолога в развитии ребенка
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л.Н. Гончарова, МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» р.п. Хохольский
Хохольского муниципального района Воронежской области [1].
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
80-90 годы XX века стали переломной вехой в истории российской системы образования: утверждение личностно-ориентированной (субъект-субъектной) педагогической парадигмы привело к созданию в общеобразовательных учреждениях психологической службы. Основная цель современной системы образования – воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека [2].
В соответствии с «Конвенцией ООН по правам ребенка», семья и государство должны обеспечивать выживание, развитие, активное участие в жизни общества каждому несовершеннолетнему, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политический или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения [4].
Развитие ребенка (лица, не достигшего 18 лет и требующего особого к себе отношения) в большей мере зависит от таких социальных институтов как: детский сад, общеобразовательная школа, учебные заведения.
В дошкольном учреждении развитие осуществляется в форме воспитания. Воспитание – целенаправленное создание условий: материальных, духовных, организационных для физического, умственного развития человека как личности. [5]. К созданию подобного рода условий в дошкольном учреждении причастен педагог-психолог. Цель его деятельности – оказать помощь воспитателям и родителям в создании условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, эффективному развитию психических процессов и способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями [3].
Совместно с родителями и воспитателями он заботится о формировании познавательной, эмоционально-волевой, межличностной, творческой (креативной) сферы дошкольников.
Психолого-педагогическая деятельность строится по пяти направлениям: 1) психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическая профилактика; 5) психологическое консультирование [1].
Психолого-педагогическое просвещение и профилактика, осуществляемые в форме лекции, беседы, дискуссии, предполагают приобщение родителей, педагогов к знаниям детской психологии; предупреждению возможного неблагополучия в психолого-педагогическом развитии дошкольника.
Чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка необходимо исследовать его зоны актуального и ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), освоив соответствующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.
В процессе изучения психики ребенка нужно руководствоваться принципами:
- принцип гуманизма и педагогического оптимизма – к малышу следует подходить бережно и заботливо (Не навреди!);
- принцип объективности и научности – важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом этапе;
- принцип комплексности, системности и систематичности – изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; определение места каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития;
- принцип детерминизма – осознания причинно-следственных связей в становлении психических особенностей;
- принцип единства сознания и деятельности (по С. Л. Рубинштейн);
- принцип индивидуального и личностного подхода – общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо [6].
Если уровень развития дошкольника оказывается низким, педагог- психолог выясняет причину отклонения, организует и проводит коррекционно-развивающую работу, цель которой: профессиональное исправление нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном развитии ребенка.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом пяти принципов:
– единство коррекции и развития;
– единство возрастного и индивидуального в развитии;
– единство диагностики и коррекции развития;
– деятельностный принцип осуществления коррекции – психика ребенка развивается в ходе ведущей деятельности (то есть игре);
– подход к дошкольнику в коррекционно-развивающей процедуре как к одаренному; дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как ребята «второго сорта», они требуют коррекции своего развития до оптимальной нормы.
После изучения диагностических данных, результатов коррекционноразвивающей деятельности педагог-психолог составляет личностный портрет дошкольника, ставя в известность родителей и педагогов.
Работа с последними проводится в рамках психологического консультирования, подчиняющегося следующим принципам:
- принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту;
- принцип ориентации на ценности и нормы клиента;
- принцип запрета давать советы;
- принцип конфиденциальности (анонимности) сообщения информации;
- принцип разграничения личных и профессиональный отношений в общении с клиентом [2].
Таким образом, педагог-психолог отслеживает комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на полноценное развитие дошкольника как личности. XXI век в истории нашего Отечества стал эпохой гуманизации образования. Достойный вклад в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности внесет профессиональная деятельность педагога- психолога.
Литература
- Васильев В.В., Кондратова Ю.В. Азбука школьного психолога. – Воронеж, 2000.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999.
- Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. – М., 1993.
- Конвенция ООН по правам ребенка. / Составитель В.Н. Колупаев. – Воронеж, 1996.
- Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
[1]© Гончарова Л.Н., 2015
Источник
Роль педагога – психолога в формировании личности подростка
Любой психолог скажет Вам, что ребенок – это личность. Но что же такое личность? Можно ли как-то повлиять на развитие личности ребенка?
Существует множество различных определений личности с точки зрения психологии или социальной науки. Например, общежитейский термин «личность» подразумевает человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности.
Каждый человек – индивид, но не каждый индивид – личность. Становление индивида личностью происходит не вдруг, на этот процесс влияет множество факторов.
Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
ранний детский (0-3)
дошкольное и школьное детство (4-11)
отрочество (12-15)
юность (16-18)
Предпосылки к развитию личности заложены в организме ребенка еще до его рождения – это так называемые перинатальные (пренатальные) матрицы. Теорию базовых перинатальных матриц разработал Станислав Гроф. Согласно этой теории переживание будущим ребенком беременности и родов, а также события послеродового периода фиксируются у ребенка в виде четырех основных матриц, которые в дальнейшем влияют на развитие личности ребенка.
У желанных детей, которые родились естественным путем и не испытывали родовых травм жизненный потенциал, способности к адаптации, активность выше, чем у детей, испытывавших трудности во время беременности и родов.
Ребенок проходит три фазы развития личности:
адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);
индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);
интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).
Если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершилась фаза интергации предыдущего, то формируются предпосылки для кризиса развития личности. И в этом случае нужна помощь взрослых, педагога.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика.
Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между педагогом и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).
Современная модель воспитания предполагает умение педагога работать над развитием личности ребенка, помогать ему, «выводить на поверхность бесконечные источники внутренней мудрости».
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом Уильямом Джеймсом в конце 19 века. По мысли Джеймса, Я-как объект – это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.
Я-концепция в психологическом словаре определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы “извне”, сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда “извне” на собственный взгляд – “изнутри”. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда он становится действительно ключевой, определяющей, – это период юности.
Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального развития. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожные дети – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Работа во многом должна быть направлена на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у подростка умение справляться с повышенной тревогой.
В этом случае можно применить психологические занятия. Преимущество психологических занятий в том, что, во-первых – они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми группы психолого – педагогического риска, но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания. Благодаря этому появляется возможность предложить детям информацию к размышлению по тем темам, которые могут быть для них актуальными.
Цель психологических занятий по формированию личности: способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей. Педагог ставит перед собой такие Задачи, как: формирование стремление к самосознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; знакомство с чертами личности, первичными и вторичными способностями; форматирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей; обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения; приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; расширение знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия; обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей; создание условий, способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения; мотивирование учащихся на дальнейшее развитие качеств, важных для общения.
В коррекционно – развивающей работе с детьми должен руководствоваться следующим принципам:
принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка;
принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка;
принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей.
Занятия могут проводиться по структуре:
Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики;
2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта;
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта;
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки педагога.
Вывод
Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности.
Педагог-психолог МБОУ СОШ
С. Взморье Долинского района
Сахалинской области: Ионова Анастасия Владимировна
Источник
Инна Урбанова
Консультация «Роль педагога-психолога в детском саду»
Говорят, что все мы родом из детства. …Из такого прекрасного, маленького, волшебного, и такого короткого кусочка из всей киноленты в нашей жизни! Ни для кого не секрет, что детство это самый лучший этап в жизни каждого человека.
Так сложилось, что профессия, которую мне подсказало сердце и душа, совпала с нашей семейной профессиональной традицией. Каждый второй в моей семье, так или иначе, связал свою жизнь с педагогикой. Так и я, еще с самого детства знала и мечтала, что буду педагогом: учителем, воспитателем или психологом.
Педагог – психолог дошкольного учреждения, это очень интересная профессия. Дети растут – растём с ними и мы. Вместе с ними познаём что-то новое, примечательное. Мне нравится воспитывать, прививать в маленьком человеке доброту, честность, любознательность. Лепить, как скульптор, настоящего человека, личность, гражданина. Ведь они наше будущее, наша надежда.
Каждый ребенок – это личность! У каждого свой характер. И эту личность, ни в коем случае нельзя подавлять, а необходимо лишь, помогать и направлять в необходимое русло.
Что такое современный педагог? Современный психолог?
Если поразмышлять над темой «детство», то можно сделать вывод, что детство прошлых времен, мое детство, отличается от детства сегодня. Мы больше играли, основной упор был на игровую деятельность. Было все плавно, постепенно и обыкновенно, но интересно! А теперь все иначе. Федеральные и профессиональные стандарты, школа… Интенсивный упор идёт на образовательную деятельность.
Сегодня мы живем в современном мире – в мире интенсивном, в мире высоких технологий, в мире скоростном, строгом и жестком. И мы педагоги психологи принимаем вызов века!
Психолог в детском саду – это, на мой взгляд, человек, который должен знать и глубоко понимать ребенка, разбираться как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. В тоже время он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.
Главная задача педагога – психолога в ДОУ – это укрепить и сохранить, вовремя заметить и не допустить какие-либо нарушения психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях образовательного учреждения, создать наиболее комфортные условия для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказать своевременную психологическую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития.
Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Роль педагога-психолога, неоспорима. Чем же она так важна?
Итак, первое – это консультации.Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог даёт воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно с воспитателем проводит психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Чем еще занимается в саду педагог-психолог? Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
Я, как будущий специалист понимаю, что должна уделять больше времени, сохранить индивидуальность каждого малыша, ребенка. Ритм современной жизни, профессиональные стандарты и объективные требования заставляют психолога подстраиваться под него, и он должен помочь присобиться каждому ребёнку, к этому в жизни. Очень важно, что бы психолог всегда был на стороне ребёнка! Современный психолог, в моём представлении, является неким «амортизатором» между современным миром и детством. Психолог, на мой взгляд, должен уметь помочь ребёнку плавно перейти с одного этапа жизни каждого ребенка, на другой и сделать это он должен так, чтоб сохранить и объединить у ребенка и индивидуализацию и социализацию.
Таким образом, в дошкольном учреждении педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю и другим людям, но ребенку в современном мире и дошкольном учреждении он необходим.
Детство, детский сад – это лишь начало пути каждого маленького человечка, потом идёт школа, институт и дальше взрослая жизнь. И только от окружения, ближнего окружения ребенка, родителей и педагогов, а любой педагог, как раз и входит в это окружение, зависит будущее ребёнка. Ведь кто, как ни мы, порой проводим намного больше времени с детьми, чем сами родители. А мы стоим у начала этого пути и это прекрасно!
Источник