Роль прогулки в физическом развитии ребенка
Черкасова Диана
Роль прогулки в физическом развитии детей дошкольного возраста
Одной из главных задач, которую ставит Программа передо мной, как воспитателем ДОУ, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности.
Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Прогулка позитивно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка. В первую очередь, во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду прогулка не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, общей продолжительностью около 4-5 часов. При температуре воздуха ниже 150 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.
В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной организации прогулки в режиме дня дошкольника. Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей. Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду. Имеется спортивная площадка с физкультурным оборудованием.
Совместно с детьми я организую игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижную игру проводим в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру мы проводим в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Помимо подвижных игр я провожу на свежем воздухе дыхательную гимнастику, в теплое время года водные и воздушные процедуры. Во время прогулокобязательна индивидуальная работа с детьми: для одних – это игра с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих перешагивание через предметы, бег наперегонки.
Во время прогулки я слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.
Мною проводится большая работа по ознакомлению родителей с процессом обеспечения жизнедеятельности детей во время пребывания в ДОУ. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше, я рассказываю о значении прогулок для детей. Но зачастую родителям кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет; родители связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период. Я объясняю, что прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Нас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Систематически я провожу консультации и индивидуальные беседы с родителями на актуальные темы «Как одевать ребенка на прогулку?», «Как определить, не замерз ли ребенок?», «Признаки перегрева ребенка», «Когда гулять нельзя».
Как одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается. Нужно не забывать и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевать ребенка нужно так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, надеть.
Выбирая детскую одежду, необходимо ориентироваться на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой?Существует очень простая формула: «один – два – три».Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом необходимо устраивать не в самую жару, выбирать дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные.
Как определить, не замерз ли ребенок?
Основной критерий – поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует – громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.
Признаки перегрева ребёнка
– жажда, то есть ребенок просит пить;
– на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;
– слишком теплая, почти горячая спина и шея;
– очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).
Когда гулять нельзя?
– нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей;
Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!
Работая с родителями в направлении физического развития детей, я призываю их соблюдать режим дня и дома, в выходные дни совершать пешие прогулки и не забывать, что прогулка:
– повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
– содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
– формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
– формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
– способствует ускоренному развитию речи через движение;
– формирует положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
– развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.
Источник
Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Организация подвижных игр на прогулке – это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.
Во время прогулкимы проводим подвижные игры:
-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.
-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»
-С бросанием и ловлей: «Подбрось – поймай»
-На ориентацию в пространстве,внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»
Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы.Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:
-сезонность: зимой – «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.
Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие
Весной: «Ручеек» и другие
Летом: «Пастух и стадо» и др.
-соответствие теме календарно-тематического планирования:
Если тема «23 февраля»,то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.
«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»
Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.
Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.
– Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.
-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.
Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.
Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организациисамостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.
Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.
Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке,родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,
качели, столик и две маленькие скамеечки.
Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.
Источник
Ирина Суровцева
Консультация для воспитателей «Роль прогулки в оздоровлении детей»
В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной организации прогулки в режиме дня дошкольника. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Воспитанники нашего детского сада много играют, двигаются на прогулке. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они озеленены, спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду.
В зимнее время на участках воспитатели совместно с детьми строят горки, ледяные дорожки и снежные сооружения.
В работе по оздоровлению детей на прогулке огромную роль играет взаимосвязь воспитателя и инструктора по физическому воспитанию. Совместно организуются игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру мы проводим в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводятся в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок нами широко используются бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли, а в старших группах —элементы спортивных игр: волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом — это езда на велосипеде, зимой — катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулок инструктор по физическому воспитаниюпроводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, автобус, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Большое место отводится наблюдениям. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем.
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки, походы в сосновый бор.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулки мы уделяем внимание и трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в здоровьесбережение, развитие и воспитание дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ /Под ред—2-е изд., и доп. М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
2. Киселева Г. М., Пономарева Л. И. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»// Методическое пособие/Под ред— М.: ТЦ Сфера, 2009
3. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня» //Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011
Источник
Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. При этом базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. В современных условиях каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу.
Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – ПРОГУЛКА.
Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития здоровой личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, представляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяют его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:
- Разнообразные наблюдения;
- Дидактические занятия;
- Трудовые действия;
- Подвижные игры и игровые упражнения.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прохода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день. Только при температуре воздуха ниже -15 градусов С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или её отмены. Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграть со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, прогулка планируется с учетом организации рациональной двигательной активности детей и её педагогического руководства в процессе игр и упражнений. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.
При подборе игр и упражнений учитываются такие факторы, как времена года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний. Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. Необходимым приемом в руководстве двигательной активности является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой активности (игры с песком, дидактические игры….), а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (бег со скакалкой, игра в мяч….).
Все педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
Источник