Роль приемной семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация “Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка” (Школа приемных родителей)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Занятие № 7-8 «Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка».
2 слайд
Описание слайда:
План лекции: 1. Семья как институт, малая группа, система. Понятие и типы родительского отношения и семейного воспитания. 2. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейные роли, семейные правила, семейный уклад. 3. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. 4. Роль сотрудничества членов семей, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения и воспитания ребенка.
3 слайд
Описание слайда:
Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Основные функции семьи: Репродуктивная. Воспитательная. Хозяйственно-бытовая. Экономическая. Сфера первичного социального контроля. Сфера духовного общения. Социально-статусная. Досуговая. Эмоциональная. Сексуальная
4 слайд
Описание слайда:
Типы семей
5 слайд
Описание слайда:
Структура семьи Численный и персональный состав. Семейные правила. Семейные роли. Семейные подсистемы. Границы семьи. Мифы и легенды.
6 слайд
Описание слайда:
Параметры семьи А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему: Стереотипы взаимодействия. Семейные правила. Семейные мифы. Границы. Стабилизаторы. Семейная история.
7 слайд
Описание слайда:
Типы родительского отношения Особенности 1. «Принятие-отвержение» 2. «Кооперация» 3. «Симбиоз» 4. «Авторитарная гиперсоциализация» 5. «Маленький неудачник»
8 слайд
Описание слайда:
Границы семьи Внешние границы – насколько семья отделена от общества. Внутренние границы – это границы внутри семьи для каждого члена. Границы бывают жесткие, размытые, проницаемые. Жесткие на внешнем уровне – внешние влияния не допускаются в семью, правила не изменены. Страх перед внешним миром. При жестких границах размыты внутренние границы, требования диктуются родителями детям. Размытые внешние границы предполагают, что семья становится проходным двором. Например, семья алкоголиков. Размытые границы внутри – ребенку не дают простаивать свое пространство. В норме границы должны быть взаимопроницаемыми. Когда нужно, они открываются.
9 слайд
Описание слайда:
Эмоциональная близость !!! Неотъемлемая составляющая доверительных отношений. Три составляющие эмоциональной близости: 1. Открытость чувств и эмоций, намерений и планов, мыслей и соображений. 2. Уважение и принятие чувств, желаний, мыслей, привычек друг друга. 3. Личная психологическая зрелость обоих партнеров.
10 слайд
Описание слайда:
Семейные роли. Распределение ролей. 1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. 2. Хозяин — хозяйка. 3. Ответственный за поддержание родственных связей. 4. Организатор семейной субкультуры. 5. Организатора развлечений. 6. Семейный психотерапевт. 7. Любовный партнер. 8. Ответственный по уходу за младенцем. 9. Воспитатель
11 слайд
Описание слайда:
Семейный уклад. Семейные традиции. Семейный уклад – устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношениях членов семьи друг к другу и событиям и характеризующий дух семьи. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
12 слайд
Описание слайда:
Стрессогенные факторы – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.
13 слайд
Описание слайда:
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации «Жизнь продолжается». «Взглянуть под другим углом». «Глубокий вдох». «Умение расслабиться». «Крик души». «Перемена мест». «Неуверенным в себе людям».
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-037248
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
В последнее время в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем наблюдается и прирост усыновленных детей, и появляются новые формы устройства сирот, лишенных родительского попечения или родительских прав (семейные детские дома, патронатные семьи, деревни SOS, дома малютки, безвозмездная помощь от полноценных и благополучных семей «родители выходного дня для детей сирот» и др.).
Приемные семьи часто сталкиваются с целым комплексом проблем при воспитании приемных детей. Таким семьям незамедлительно требуется квалифицированная помощь психологов, психиатров, социальных работников для первичной диагностики и психологической коррекции не только индивидуальных особенностей и свойств мышления ребёнка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Характер детско-родительского взаимодействия определяется тремя главенствующими факторами:
- наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным (биологическим) родителям ребенка;
- мотивом усыновления (основание для принятия такого жизненно важного решения);
- степенью гибкости-негибкости семейной системы.
Рассмотрим «корыстные» и не благие мотивы усыновления детей, которые могут привести к определенным трудностям при воспитании приемных детей, а иногда и непоправимым трагедиям. Взаимоотношения родителей с приемными детьми в зависимости от «недобрых» мотивов усыновления выглядят следующим образом.
Мотив первый. В истории семьи была смерть родного ребенка в младенческом возрасте или драматическая случайность, которая произошла более в старшем возрасте и родители стремятся «залечить» эту потерю. В этом конкретном случае детско-родительские отношения можно охарактеризовать симбиотическим взаимодействием, ребенок непременно должен соответствовать определенным ожиданиям со стороны родителей, которые не берут во внимание его индивидуальные и психологические особенности. У ребенка, как правило, наблюдается негативное отношение к самому себе, низкая самооценка, он страдает от недостатка ласки, заботы, эмоциональных контактов с родителями.
Такая семья имеет безоговорочные внешние границы и расплывчатые внутренние. Для членов семьи характерна негибкость в выборе ролей, ригидность, также это затрагивает и семейные правила. В семье присутствует большое количество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны как скрытые, так и открытые конфликты между супругами.
Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским показаниям, поэтому решает усыновить ребенка. Здесь отношения между родителями и приемным ребенком характеризуются чересчур сильной опекой, большим количеством ожиданий, возлагаемых на ребенка. В таких семьях часто встречаются проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком крепко объединены, а отец располагается на периферии.
Как частный вариант можно выделить такие случаи, при которых нет детей определенного пола, и приемный ребенок «отбирается» по половой принадлежности. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий и фантазий о приемном ребенке как в момент усыновления, так и в ходе воспитания и взросления приемных детей.
Мотив третий. Семья хочет «сделать благотворение», взять в семью ребенка, заботиться о нем и о детях вообще и желает делом и своим личным положительным примером помочь им в личностном становлении. При этом детско-родительские отношения связывает симбиотическая привязанность, потребность для родителей перманентного выражения благодарности за их милосердный поступок.
Для приемных родителей типична значительная необходимость в любви, ее нехватка, что связано с дефицитом любви в супружеской подсистеме.
Мотив четвертый. Семья берет приемного ребенка для реализации педагогических способностей и планов, желая с помощью благополучного воспитания сделать из «трудного» ребенка порядочного и приличного.
Для приемных родителей этого типа свойственно постоянное тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом можно отметить два варианта поведения родителей при воспитании приемных детей. В первом случае родители нередко прибегают к помощи врачей и психологов, довольно часто их дети пребывают в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на ключевое место, они яро и активно изучают литературу, наносят визиты и являются организаторами различных сообществ, в которых «солью» дискуссии становятся темы, связанные с воспитанием и обучением приемных детей. Здесь имеет место быть скептицизм к себе как к достойному родителю, панические атаки, страх оказаться плохим родителем, стремление непрерывно показывать и доказывать на деле свою любовь, ласку и заботу к ребенку.
Мотив пятый. Одинокая женщина, не сумев создать собственной семьи, решает восполнить этот «пробел» путем усыновления ребенка в неполную семью. Симбиотическая привязанность в данной семье является «каркасом», возникают трудности сепарации (отделение ребенка от матери). На ребенке «лежит» ведущая, можно сказать, центральная обязанность сделать счастливой и жизнерадостной приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок на подсознательном уровне функционально и психологически играет роль «несостоявшегося» супруга, границы между детской и родительской подсистемой нечеткие и туманные.
У ребенка могут возникать трудности «отрывания от пуповины матери» в подростковом возрасте. Он нагружается ожиданиями и мечтами, которые должны предъявляться супругу. Например, должен быть всегда с матерью, мать всегда должна быть на первом месте, поддерживать ее во всем и т. д.
Существенна также связь между индивидуальными и психологическими особенностями ребенка, характером его взаимоотношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к биологическим родителям ребенка.
Семья — тот пласт общества, тот «улей рабочих пчел», из которых и вылетают приспособленные к труду и медоношению «умные и молодые пчелы». Многие дети этим «родным улеем» считают детский дом или дом малютки. Но каждый малыш мечтает приобрести настоящую крепкую и дружную семью.
Приемные дети выделяются от остальных своим поведением, манерами и просто бездонными глазами, которые смотрят на будущих родителей с неподдельной искренностью и любовью. Родные дети не всегда оправдывают надежды родителей, а порой и бросают их в старости. Но приемный ребенок до конца своих дней благодарен тем людям, которые вырастили из «колючего кактуса с шипами» «душистую и ароматную георгину».
К родителям, конечно, предъявляются как юридические, экономические, так и педагогические требования. В первую очередь у ребенка должна быть отдельная комната или оборудованное место для проживания, обязательно предусмотрены предметы быта (кровать, шкаф для хранения одежды, письменный стол, стул, развивающие игры, игрушки, если ребенок совсем маленький, настольная лампа, средства личной гигиены и многое другое). Но даже если ребенок ни в чем не будет нуждаться, если не будет родительской любви и ласки, то все благосостояние этого не заменит.
Дети, как автоответчик на телефоне, дословно повторяют слова и выражения родителей, копируют их поведение, мимику, даже примеряют на себя «образ жизни». Родителям нужно тщательно следить за собой, не позволять в присутствии детей вольного стиля общения, не допускать криков, хамства и ругательных высказываний.
Приемные родители, может быть, и не заменят родных, но могут дать высокий старт в светлое будущее. Быть опорой и поддержкой своему ребенку, дать ему все самое лучшее, показать светлую сторону жизни, научить добру, почитанию взрослых, милосердию, привить любовь к братьям нашим меньшим. И наконец, заложить фундамент для строительства интеллекта, нравственности и морального облика ребенка. Посаженные умелыми руками «фермера» ростки «дикорастущего клевера» преобразятся со временем в богатую минеральными компонентами «культуру люцерны».
Помните, сделав доброе дело, поселив добро в детских сердцах, вы навсегда обретете мир и покой. Не нужно проходить мимо или открещиваться – правильнее будет протянуть руку посильной для каждого из вас помощи или поддержки. Чистота души начинается с сеяния добрых лучей света, с проявления сострадания, человеколюбия и гуманности. Так давайте же будем творить добрые дела вместе, пусть у каждого брошенного и оставленного без попечительства ребенка будет крепкая и любящая семья!
ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска»/отделение сопровождения замещающих семей.
Источник
Библиографическое описание:
Пигарева, В. Э. Роль семьи в воспитании приемных детей / В. Э. Пигарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10123/ (дата обращения: 20.02.2021).
В последнее время в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем наблюдается и прирост усыновленных детей, и появляются новые формы устройства сирот, лишенных родительского попечения или родительских прав (семейные детские дома, патронатные семьи, деревни SOS, дома малютки, безвозмездная помощь от полноценных и благополучных семей «родители выходного дня для детей сирот» и др.). [2]
Приемные семьи часто сталкиваются с целым комплексом проблем при воспитании приемных детей. Таким семьям незамедлительно требуется квалифицированная помощь психологов, психиатров, социальных работников для первичной диагностики и психологической коррекции не только индивидуальных особенностей и свойств мышления ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. [3]
Характер детско-родительского взаимодействия определяется 3-мя главенствующими факторами:
наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным (биологическим) родителям ребенка;
мотивом усыновления (основание для принятия такого жизненно важного решения);
степенью гибкости-негибкости семейной системы. [3]
Рассмотрим «корыстные» и не благие мотивы усыновления детей, которые могут привести к определенным трудностям привоспитании приемныхдетей, а иногда и непоправимым трагедиям.
Взаимоотношения родителей с приемными детьми в зависимости от«недобрых» мотивов усыновлениявыглядят следующим образом:
Мотив первый.В истории семьи была скоропалительная грудная смерть родного ребенка, или драматическая случайность, которая произошла более в старшем возрасте и родители стремятся «залечить» эту потерю. В этом конкретном случае детско-родительские отношения можно охарактеризовать симбиотическим взаимодействием, ребенок непременно должен соответствовать определенным ожиданиям со стороны родителей, которые не берут во внимание его индивидуальные и психологические особенности. У ребенка, как правило, наблюдается негативное отношение к самому себе, низкая самооценка, он страдает от недостатка ласки, заботы, эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет безоговорочные внешние границы и расплывчатые внутренние. Для членов семьи характерна негибкость в выборе ролей, ригидность, также это затрагивает и семейные правила. В семье присутствует большое количество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны как скрытые, так и открытые конфликты между супругами. [6]
Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским показаниям, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь отношения между родителями и приемным ребенком характеризуются чересчур сильной опекой, большим количеством ожиданий, возлагаемых на ребенка. В таких семьях часто встречаются проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком крепко объединены, а отец располагается на периферии. Как частный вариант можно выделить такие случаи, при которых нет детей определенного пола, и приемный ребенок «отбирается» по половой принадлежности. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий и фантазий о приемном ребенке, как в момент усыновления, так и в ходе воспитания и взросления приемных детей. [5,с.107–110]
Мотив третий.Семья хочет «сделать благотворение», взять в семью ребёнка, заботится о нем и о детях вообще и, желает делом и своим личным положительным примером помочь им в личностном становлении. При этом детско-родительские отношения связывает симбиотическая привязанность, потребность для родителей перманентного выражения благодарности за их милосердный поступок. Для приемных родителей типична значительная необходимость в любви, ее нехватка, что связано с дефицитом любви в супружеской подсистеме. [2]
Мотив четвертый. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей и планов, желая с помощью благополучного воспитания сделать из «трудного» ребёнка порядочного и приличного. Для приёмных родителей этого типа свойственно постоянное тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом можно отметить два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители нередко прибегают к помощи врачей и психологов, довольно часто их дети прибывают в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на ключевое место, они яро и активно изучают литературу, наносят визиты и являются организаторами различных сообществ, в которых «солью» дискуссии становятся темы, связанные с воспитанием и обучением приемных детей. Здесь имеет место быть скептицизм к себе как к достойному родителю, панические атаки, страх оказаться плохим родителем, стремление непрерывно показывать и доказывать на деле свою любовь, ласку и заботу к ребенку. [1]
Мотив пятый.Одинокая женщина, не сумев создать собственной семьи, решает восполнить этот «пробел» путем усыновления ребёнка в неполную семью. Симбиотическая привязанность в данной семье является «каркасом», возникают трудности сепарации (отделение ребенка от матери). На ребенке «лежит» ведущая, можно сказать, центральная обязанность сделать счастливой и жизнерадостной приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок на подсознательном уровне функционально и психологически играет роль «несостоявшегося» супруга, границы между детской и родительской подсистемой нечеткие и туманные. У ребенка могут возникать трудности «отрывания от пуповины матери» в подростковом возрасте. Он нагружается ожиданиями и мечтами, которые должны предъявляться супругу. Например, должен быть всегда с матерью, мать всегда должна быть на 1 месте, поддерживать ее во всем и т. д. [6]
Существенна также связь между индивидуальными и психологическими особенностями ребенка, характером его взаимоотношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к биологическим родителям ребенка. [4,с.14–141]
Семья — тот пласт общества, тот «улей рабочих пчел», из которых и вылетают приспособленные к труду и медоношению «умные и молодые пчелы». Многие дети этим «родным улеем» считают детский дом или дом малютки. Но каждый малыш мечтает приобрести настоящую крепкую и дружную семью. Приемные дети выделяются от остальных своим поведением, манерами и просто бездонными глазами, которые смотрят на будущих родителей с неподдельной искренностью и любовью. Родные дети не всегда оправдывают надежды родителей, а порой и бросают их в старости. Но приемный ребенок, до конца своих дней, благодарен тем людям, которые вырастили из «колючего кактуса с шипами» «душистую и ароматную георгину». К родителям, конечно, предъявляются как юридические, экономические, так и педагогические требования. В первую очередь у ребенка должна быть отдельная комната или оборудованное место для проживания, обязательно предусмотрены предметы быта такие как: кровать, шкаф для хранения одежды, письменный стол, стул, развивающие игры, игрушки, если ребенок совсем маленький, настольная лампа, средства личной гигиены и многое другое. Но даже если ребенок ни в чем не будет нуждаться, если не будет родительской любви и ласки, то все благосостояние этого не заменит. Дети, как автоответчик на телефоне, дословно повторяют слова и выражения родителей, копируют их поведение, мимику, даже примеряют на себя «образ жизни». Родителям нужно тщательно следить за собой, не позволять в присутствии детей вольного стиля общения, не допускать криков, хамства и ругательных высказываний. Приемные родители, может быть, и не заменят родных, но могут дать высокий старт в светлое будущее. Быть опорой и поддержкой своему ребенку, дать ему все самое лучшее, показать светлую сторону жизни, научить добру, почитанию взрослых, милосердию, привить любовь к братьям нашим меньшим. И наконец, заложить бетонный фундамент для строительства интеллекта, нравственности и морального облика ребенка. Посаженные умелыми руками «фермера» ростки «дикорастущего клевера» преобразятся со временем в богатую минеральными компонентами «культуру люцерны». [5,с.107–110]
Помните, сделав доброе дело, поселив добро в детских сердцах, вы навсегда обретите мир и покой на многие тысячелетия вперед. Не нужно проходить мимо или открещиваться, а просто протянуть руку посильной для каждого из вас помощи или поддержки. Чистота души начинается с сеяния добрых лучей света, с проявления сострадания, человеколюбия и гуманности. Так давай же будем творить добрые дела вместе, пусть у каждого брошенного и оставленного без попечительства ребенка будет крепкая и любящая семья! [1]
Литература:
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика.-СПб.:«Питер»,2011.- 400 с.
- Альжев. Д.А Социальная педагогика: Конспект лекций.-М.: ЗАО ЛА «Научная книга», 2008.-128 с.
- Василькова Ю. В. Методики и опыт работы социального педагога. М., Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
- Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. — М.: Аграф, 1996.-с.140–141
- Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.1. — М.: Прометей, 1992.-с.107–110.
- Филонов Л. Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации подростков в современных условиях. М., 1994. с. 124.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, приемный ребенок, родитель, семья, SOS, воспитание приемных детей, мотив, отношение, отношение приемных родителей, симбиотическая привязанность.
Похожие статьи
Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность. Особенности подбора приемной семьи для ребенка.
Взаимоотношение родителей и детей в семье…
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность. Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка.
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS…
Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике… ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.
Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства…
замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS…
Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике… ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.
Особенности подбора приемной семьи для ребенка
ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS…
Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике… ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.
Особенности формирования привязанности у детей в условиях…
ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка, дезорганизованная привязанность, значимый взрослый, отношение, амбивалентная привязанность, избегающая привязанность.
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS…
Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике… ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.
Источник