Роль предметно окружающей среды в развитии ребенка

Роль предметно окружающей среды в развитии ребенка thumbnail

Светлана
Роль окружающей среды в развитии ребенка

Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца. Далее – та среда, в которую ребенок попадает, то, что называется эстетикой быта. Это и первая погремушка, радующая малыша красочностью и необычностью звучания и свой угол в квартире, мебель и прочее. Малыш растет. Сложнее становятся его эстетические реакции. Ребенок играет,а его воображение уносит его куда-то далеко. Воображение- это удивительная сила, которая движет детскими играми. Можем ли мы отказаться от воспитания эстетических чувств через игрушки -конечно нет. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Эмоциональный характер взаимоотношений между взрослым и ребенком особенно важен.

Одним из результативных способов эстетического воспитания ребенка- совместное со взрослыми, родителями переживание художественных ценностей, всего того, что может и должно быть доступным малышу. С чем может сравниться по силе эмоционального воздействия совместное со взрослыми посещение театра? Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое развитие осуществляется не автоматически. “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Ведь для всестороннего развития ребенка мы должны включить его в многогранную деятельность, без которой процесс воспитания и обучения не окажет глубинного воздействия на психику ребенка. Это значит, что мы призваны не только регулировать впечатления ребенка и его эстетические переживания. Мы должны вместе с ребенком рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Наши педагогические устремления сталкиваются иногда с ограниченностью нашего собственного эстетического развития. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».(В. А. Сухомлинский). С первого прихода ребенка в детский сад его должна окружить забота воспитателей. Мы должны изучить возможности каждого ребенка, его индивидуальный психический склад, в соответствии с этим необходимо скорректировать воспитательные воздействия. Весь нравственный климат детского сада является эмоционально- эстетическим фактором развития ребенка. Детский сад вводит ребенка в мир нравственной необходимостью, в мир дома, но и в мир человеческих отношений. Включая ребенка в многогранную деятельность, детский сад должен формировать личность ребенка. Если проанализировать всю деятельность ребенка, то сделаем вывод, что она пронизана эстетическими впечатлениями и чувствами.

Смоделированная пространственно-предметная развивающая среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №40 ЦРР»

Выступление на педагогическом совете.

«Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении

детей в условиях ФГОС.»

Подготовила: инструктор

по физической культуре – Гусева Ю.А.

                                                        МАРТ, 2016 Г.

Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении                    

                       детей в условиях ФГОС.

Созданная двигательная предметно – развивающая среда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение Центре развития ребенка – детском саду  №40  представляет собой целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий, вариативность его использования как на непосредственно организованной деятельности по физическому воспитанию, так и в других формах работы с детьми по физическому развитию.

В нашем дошкольном образовательном учреждении дети приобретают богатый двигательный опыт, а также получает элементарные знания о своем организме. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в  ДОУ предметно – развивающей среды отвечающей современным требованиям образования.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания.

При формировании предметно – развивающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.

Главные цели организации, требований и принципов построения

 предметно – развивающей среды:

1.        Обеспечить безопасность  пространства жизнедеятельности ребенка.

2.        Обеспечить психологическое благополучие ребенка.

3.        Реализовать программу воспитания и обучения.

4.        Развивать ребенка.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде.

 Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

  • доступность для воспитанников всех помещений, в которых осуществляется процесс образования;
  • возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;
  • неограниченный доступ детей к играм, книгам, игрушкам, пособиям и материалам, которые обеспечивают их деятельность;
  • обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимулированию эмоциональной, познавательной и двигательной деятельности детей.

Для того чтобы предметно – развивающая среда способствовала качеству образования, была проведена  работа по созданию условий, то есть созданию интерьера и дизайна помещения. Летом 2015 года  в  физкультурном зале  были покрашены стены в светлые пастельные тона, заменили и нарисовали яркие рисунки на защитных экранах на батареях отопления.  Оборудовали комнату для хранения спортивного инвентаря. Зал украсили  яркой, разноцветной, флажной гирляндой. Закуплено новое оборудование:  детский массажный коврик, валики массажно-корригирующие, массажные  балансировочные полусферы, массажный коврик с камушками, ребристая (массажная) дорожка ( 150 см), массажные  игольчатые мячи, туннель “Эстафетный”, щит для метания (50х50 см), ролик гимнастический, ходули на веревочках, хоккей с шайбой, мешки для прыжков, эстафетные косы, игра коллективная “Парашют-гигант”, 5 метров, дорожка для тренировки равновесия,

В физкультурном зале и групповых физкультурных уголках оборудование хранится  и обновляется в соответствии с санитарными и психолого – педагогическими требованиями.

Вся предметно – развивающая среда ДОУ организована с учетом требований инструкций техники безопасности, пожарной безопасности, САНПиНов.

В условиях правильно организованной среды повысилось качество образовательного процесса.  Дети с удовольствием занимаются  в физкультурном зале, на свежем воздухе, в групповых физкультурных уголках.

Основным содержанием предметно-развивающей среды является развитие двигательной сферы детей, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.

Дети в большинстве своем не испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, выше нормы. Это уменьшает статистическую нагрузку на определенные группы мышц, повышает силу и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта детей, раскрытие их функциональных возможностей и способностей.

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников. Помогают изменения методики в проведении организованной образовательной деятельности не только с использованием стандартного спортивного оборудования и инвентаря, но и за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками воспитателя и инструктора по физической культуре  из бросового материала. Оборудование привлекает детей к занятиям физкультурой, развивает интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития:

– формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, равновесие) ;

– развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно – силовые, координационные и др.) ;

– самостоятельное применение предметов спортивно – игрового оборудования.

Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.

Двигательная активность по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, ходьба по гимнастической скамейке, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью детей:

-побуждаем интерес к занятиям физической культурой, расширяем круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;

– поощряем двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;

– способствуем развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;

– создаем условия для формирования взаимоотношений детей с советниками и взрослыми, для проявления сопереживания, взаимопомощи.

Характеризуя среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического развития детей руководствуемся следующими функциями развивающей среды:

– информационной- каждое пособие несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта;

– стимулирующей – развивает детей, когда представляет для него интерес, побуждает его к действиям, исследованию;

– мобильной и динамичной – педагог учитывает «зону ближайшего развития», индивидуальные, возрастные, половые особенности детей, их потребности, стремления и творческие способности;

– эмоциональные- которые побуждают детей к деятельности, приобщают к физической и оздоровительной деятельности, в процессе которых у детей вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам;

– развивающая – представляет собой сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Для полноценного физического развития детей, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, как в групповых комнатах, так и в спортивном зале. При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий широко используется разнообразный спортивно-игровой материал, стандартное и нестандартное оборудование.

Предметно – развивающая среда в Центре развития ребенка – детском саду № 40 «Колокольчик» способствует тому, что у детей появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Источник

Светлана В.
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Выступление на педагогическом совете.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Развивающая предметно-пространственная среда 

– это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, это том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития

На слайде представлены мысли знаменитых ученых и педагогов о Развивающей предметно-пространственной среде

Стандарт требует:

окружающая ребенка среда должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно – и азы знаний.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать перечисленные на слайде параметры

Принципы организации развивающей среды представлены на экране, они достаточно известны

Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать  индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Примеры таких центров перечислены на слайде.

Но иногда эти центры могут переплетаться между собой. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Я предлагаю для вас памятки о том, в чем состоит деятельность педагога с учётом современных подходов при формировании предметно-развивающей среды

Может быть многое из того, что в ней вам знакомо.

Воспитатель

*ориентируется в своей деятельности на Федеральный государственный образовательный стандарт;

*реализует на практике требования ФГОС, проводит образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;

*использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;

*в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т. д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

*проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;

Так, например, 2019 год – год 140-летия со дня рождения знаменитого автора Уральских сказов – Павла Петровича Бажова

В начале года в детском саду проходил смотр-конкурс «Зимняя сказка 2019» Наша группа оформила свой участок по мотивам сказов П. Бажова и Златоустовской гравюры

В конце февраля наша группа разместила в холле детского сада выставку детских работ, выполненных в разных техниках с использованием бросового материала, пластилина, ткани, страз, акварели и гуаши на тему «В царстве сказов П. Бажова», посвященную 140-летнему юбилею писателя.

А в марте при создании «Огорода на подоконнике» мы продолжили тему и изготовили еще одну Хозяйку Медной горы из куклы и вместе с детьми выполнили каменный цветок способом папье-маше и макет уральских гор из картона, бумажных салфеток и броссового материала

*в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;

Так мы смогли привлечь родителей к постройке зимнего городка для создания снежных построек. А одна из мам стала нашей помощницей во всех начинаниях, любое дело ей по плечу. Она связала нам разные атрибуты для игр, пирожные, бублики, конфеты для сюжетно-ролевых игр, кукольных героев для театра царевну-лягушку- хозяйку речевого уголка, мирилки для коммуникативных игр.

*создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. А в этом нам конечно же поможет среда в которой он проживает и развивается.

Источник