Роль ппд на разных этапах развития ребенка

Роль ппд на разных этапах развития ребенка thumbnail

Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребён­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возмож­ности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложе­нием задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических зада­ний для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны пси­хической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Важно помнить, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Методы ППД.

Наблюдение

Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.

Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:

· по времени проведения: непрерывные и дискретные;

· по объему: широкие и узкоспециальные;

· по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.

К числу недостатков наблюдения принято относить:

– трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;

– ограниченность;

– принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

– сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.

Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.

Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.

На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.

Опрос

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.

Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.

Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.

Интервью

Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.

Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.

Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.

В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:

• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.

Читайте также:  Все о развитии ребенка месяц девятый

• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.

• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.

• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.

• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.

• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».

• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.

• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».

• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.

• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.

Анкетирование

В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.

Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

Эксперимент

Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.

Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.

В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды ППЭ:

· констатирующий;

· проверочный;

· созидательно-преобразующий (формирующий);

· контрольный.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

Источник

Психодиагностическое
обследование ребёнка должно быть
системным, то есть включать в себя
изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое
обследование организуется с учётом
возраста и предполагаемого уровня
психического развития ребён­ка. Именно
эти показатели определяют организационные
формы диагностической процедуры, выбор
методик и интерпретацию результатов.

Диагностические
задания должны быть доступны для ребёнка.
В ходе обследования ребёнку необходимо
предложить задание, ко­торое он сможет
успешно выполнить, а при анализе
результатов учитывается с заданиями
для какой возрастной группы справился
ребёнок.

При
обследовании важно выявить не только
актуальные возмож­ности ребёнка, но
и его потенциальные возможности в виде
«зоны ближайшего развития» (Л. С.
Выготский). Это достигается предложе­нием
задании разной сложности и оказанием
ребёнку дозированной помощи в ходе
выполнения заданий.

Необходима
строгая научность в подборе диагностических
зада­ний для каждого возрастного
этапа, то есть при обследовании следует
использовать те задания, которые могут
выявить, какие стороны пси­хической
деятельности нарушены у обследуемого
ребёнка.

При обработке и
интерпретации результатов необходимо
дать их качественную и количественную
характеристику, при этом система
качественно-количественных показателей
должна быть однозначной для всех
обследуемых детей.

Читайте также:  Развитие грудной клетки у ребенка в год

Важно помнить, что
ребенок – специфический объект
исследования, его психика находится в
становлении, развитии, поэтому при ее
изучении следует руководствоваться
определенными принципами. 

Одним
из главных является принцип
гуманности
,
заключающийся в том, чтобы вовремя
создать каждому ребенку необходимые
условия, при которых тот сможет максимально
развить свои способности. Этот принцип
обязывает глубоко и внимательно изучать
ребенка, искать пути и средства для
преодоления трудностей, встречающихся
на его пути. Только в том случае, если
все необходимые и возможные меры помощи,
оказанные детям в условиях общеобразовательных
учреждений, не дали положительных
результатов, ставится вопрос о направлении
их в специальные учреждения.

Принцип
детерминизма. Согласно такому
принципу, внешние условия не жестко и
однозначно определяют сущность объекта
и результат воздействия на него, а
преломляясь через внутренние. Любое
воздействие одного явления на другое,
по С.Л.Рубинштейну, преломляется через
внутренние свойства того явления, на
которое это воздействие оказывается.
Результат этого воздействия на явление
или предмет зависит не только от явления
или тела, на него воздействующего, но и
от природы, от собственных внутренних
свойств того предмета или явления, на
которое это воздействие оказывается.
Всматриваясь в жизнь человека, мы видим,
как психические явления вплетаются в
ткань ее и как обусловленные и как
обусловливающие, как зависящие от
условий жизни и как обусловливающие
поведение людей, посредством которого
эти условия изменяются.

Принцип
единства сознания и деятельности
 означает
взаимосвязь и взаимовлияние сознания
и деятельности. Сознание руководит
деятельностью, но в деятельности оно и
формируется. Изучать сознание можно
опосредованно через деятельность
ребенка. Принцип индивидуального и
личностного подхода означает, что общие
законы психического развития проявляются
у каждого ребенка своеобразно и
неповторимо.

Источник

  • Ветер A.A., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
  • Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. – М., 1963.
  • Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М., 1991.
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.
  • Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. – М., 1998.
  • Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.

5.2. Средства обеспечения дисциплины. Для обеспечения освоения дисциплины необходимы лаборатории, классы.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • – лаборатории;
  • – классы, оборудование различными средствами ТСО (компьютеры, видео- и аудиоаппаратура);
  • – учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.);
  • – наглядные пособия.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Темы для самостоятельной работы

  1. Задачи ППД.
  2. Виды диагностики (общая характеристика).
  3. Принципы ППД.
  4. Методы ППД.
  5. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

7.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

  1. Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых дошкольников.
  2. Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых школьников.
  3. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.
  4. Психолого-педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.
  5. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ОНР.
  6. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  7. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  8. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.
  9. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.
  10. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.
  11. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением слуха.

7.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Задачи ППД.
  2. Теоретико-методологическая основа ППД нарушений развития.
  3. Виды диагностики (скрининг-диагностика, психолого-педагогическая, дифференциальная диагностика).
  4. Принципы ППД.
  5. История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.
  6. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.
  7. Методы ППД.
  1. Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития.
  2. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.
  3. Естественный психолого-педагогический эксперимент.
  4. Метод эксперимента. Экспериментально-психологические методики.
  5. Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.
  6. Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями развития.
  7. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.
  8. Психолого-педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы.
  9. Психолого-медико-педагогическая комиссия, нормативно-правовая база. Состав, организация и содержание работы по комплектованию специальных образовательных учреждений.
  10. Организация обследования ребенка в ПМПК.
  11. Дифференциальная диагностика. Ее задачи.
  12. Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии разграничения сходных состояний.
  13. Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям:

Читайте также:  Эльконин психология развития ребенка периодизация

— 241 —

Источник

Ведущими теоретико-методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие.

• Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.

• Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.

• Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.

• Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.

    Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.

    Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

Принципы ППД.

1.Общепедагогические принципы диагностики

а) Принцип комплексного подхода к изучению человека, т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития. Этот принцип реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики — личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств.

б) Принцип единства диагностики и коррекции. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. В то же время психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, следует выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.

в) Принцип целостного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума конкретизирует обще методологические принципы детерминизма и системности.

г) Принцип личностного подхода чрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление, а личность в целом.

д) Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной.

е) Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. предполагает прослеживание изменений в процессе развития, учет возрастных особенностей.

ж) Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

з) Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования.

и) Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных

отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

2. Этические принципы

а) Принцип этического обращения с обследуемыми: должно быть учтено их добровольное желание участвовать в исследовании, а также их право отказаться от него в любой момент по своему желанию и безо всяких для себя последствий.

б) Принцип конфиденциальности: обследуемый должен быть уверен в реализации права па недоступность получаемой диагностической информации другими лицами без его согласия.

в) Принцип соблюдения интересов обследуемого: все результаты обследования сообщаются в щадящей форме при оптимальном использовании полученной информации для оказания ему помощи.

г) Принцип ненанесения ущерба защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности.

д) Принцип компетентности и беспристрастности. Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах.

Источник