Роль потешки в развитии ребенка
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потешкек помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления кукол или укладывании кукол. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребенка! Повторяйте потешку 2-3 дня, пока он проявит к ней интерес. На 4-5 день целесообразно поменять потешку.
Простые короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:
Встань малыш еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ, топ!
Или
Ай таточки, ай таточки.
Встал мальчик на пяточки.
Стал на пяточках ходить,
Свою бабушку любить.
Или
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием, например,
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Дети – за молоко.
Или
Умница Раинька
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:
Баю,бай, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Раю на пушок,
На пуховую кровать,
Будет Рая крепко спать.
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок,
Уже поздно сынок,
Ложись на бочек,
Баю-бай, засыпай.
Ай качи, качи ,качи.
Петушок не кричи.
А приди к нам ночевать,
Нашу Сашеньку качать.
Петя – петушок качал,
Сашу убаюкивал.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты доченька усни.
После сна можно использовать такие потешки:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся моя дружок,
Встань мой Юрочка.
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все время времечко
Как пшеничное тесточко.
Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели.
Чистая водичка
Умоет Коле личико,
Раечке – ладошки,
А пальчики – Антошке.
Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться. Вот например:
Вот они сапожки
Этот с левой ножки
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет
Наденем мы сапожки
Этот с левой ножки
Этот с правой ножки.
Завяжите шарф потуже
Буду делать шар на стуже
Снежный шар я покачу
Побыстрей, гулять хочу.
У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется поплакать, бывает что они устали, или поссорились, можно приласкать их такой потешкой:
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Юра – ревушка,
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры-забавы, развлечения с использованием фольклора (потешек). Необходимо вводить в игры с детьми хорошо известные им потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Вот некоторые из них: «Сорока-белобока кашу варила», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Наши уточки с утра –кря, кря, кря» и т.д.
Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Такие потешки учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим». Например,
Курочка – тараторочка
По двору ходит
Хохолок раздувает
Своих деток подзывает
-Куд-куда,куд-куда!
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы…
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Шелкова бородушка
Масляна головушка
Что ты рано встаешь
Деткам спать не даешь.
Потешки помогают наблюдать за природными явлениями, любоваться ее красотой.
Ой, ты радуга-дуга
Ни давай дождя
Давай солнышка – колоколнышка!
Дождик, дождик поливай!
Будет хлеба урожай.
Дождик, дождик припусти
Дай капусте подрасти.
Солнышко – ведрышко,
Взгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
Сосна, сосна,
От чего красна?
От того я красна
Что под солнышком росла.
Существуют потешки отражающие любовь е родине, дети познают быт, родственные связи
Ладушки, ладуши!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Рае два, Антошке два,
Юре два, Никите два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
Ладушки, ладушки
Где были?
– у бабушки.
что ели?
– кашку
Что пили?…
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш
и зовут его Денис!
Особое внимание надо обращать на эмоциональное чтение произведений народного творчества, т.к. ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки не оставляют ни одного ребенка быть равнодушным, если их доброжелательно преподнести.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.
Источник
Юлия Бакулина
Консультация «Значение и роль потешек в жизни ребенка»
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки.
Потешка – малый жанр устного народного творчества, она связана напрямую с жестами. Их использовать нужно в самом раннем возрасте.
Потешки, служат помощниками в воспитании звуковой культуры речи, у детей развивается речевой слух и произношение звуков.
Потешки, вызывают в ребенке дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их.
Во время игры ребенок, начинает вводить понемногу, народные потешки, когда кормит куколку или укладывает ее спать. Каждая потешка должна соответствовать своему возрасту. С помощью потешек, развивается мелкая моторика рук, все это взаимосвязано с развитием речи детей. Почти каждая потешка содержит в себе глаголы, в связи с этим происходит обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с фольклором, тем раньше он станет говорить, научится раньше связно выражать свои мысли, свои эмоции. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками.
Потешки – развивают детскую фантазию, они являются самым доступным для понимания ребенка, музыкальным и развивающим средством, они помогают заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.
Интонация, с которой произносятся потешка, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но не в коем – случае не пугайте ребенка!
Для запоминания потешки, ее повторяют 2-3 дня, когда ребенок запоминает ее, меняют.
Короткие и простые потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на отдых, сон.
На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки.
Нужно использовать как можно больше потешек, для развития речи малыша, чтобы интересно проводить время.
Каждый родитель развлекает детей потешками, играя пальчиками, ручками, ножками («Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», подбрасывая их на руках или коленях, многие дети любят, чтобы их гладили, прижимали к себе, обнимали, держали за ручки. В физическом контакте, как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, фольклорные произведения.
Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:
Чтобы ребенок начал двигаться, можно использовать такую потешку:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Даже во время кормления, помогают некоторые потешки, детки с удовольствием начинают кушать,например:
Умница Раинька
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Чтобы помочь детям быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок,
Уже поздно сынок,
Ложись на бочек,
Баю-бай, засыпай,
Когда детки просыпаются можно использовать такие потешки:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все время времечко
Как пшеничное тесточко.
Некоторые детки при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели.
Таким образом, в процессе игры больше разговаривайте со своим малышом, поощряйте двигательную и познавательную активность, в скором будущем, у малыша появится, красивая и эмоционально богатая речь.
Источник
Надежда Стебунова
Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников
«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Потешки – малый жанр устного народного творчества
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл.Они направлены на решение следующих задач:
– воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
– обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
– формирование грамматического строя речи
– развитие монологической и диалогической речи
– развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
В первой младшей группе целью проекта является облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада.
Во второй младшей группе цель – развитие речевого общения.
ПРОЕКТ «Потешки –помощники»
На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:
• подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
• составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
• подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Например,при умывании:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Леше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При кормлении:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При подъёме:
Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
При одевании на прогулку: (слайд)
Вот они,сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Реализация проекта
во второй младшей группе
Потешки используем не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно-партнерской деятельности
Методы и приёмы,используемые при реализации проекта:
– обыгрывание сюжета потешки
В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.
– словесные игры или игры «Доскажи словечко»
– подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)
– пальчиковая гимнастика
– чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
– логоритмика (методика Железновой)
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому,для работы с родителями по этой теме запланировано:
Формы сотрудничества с семьёй
– Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»)
– Информационно-аналитическая (анкетирование «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста»)
– Познавательная (круглый стол «Традиции семейного воспитания», беседы)
Благодаря данному проекту, диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы.
Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешекпомогает детям овладеть:
• родным языком;
• разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
• первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т. е. всесторонне развивает ребенка.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
В конце второй младшей группы планируем защиту проекта – праздник для детей и их родителей.
Источник
Алина Витальевна
Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Потешки – малый жанр устного народного творчества
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл.Они направлены на решение следующих задач:
– воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
– обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
– формирование грамматического строя речи
– развитие монологической и диалогической речи
– развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в период привыкания к новой обстановке. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку – в общем, отвлечься и успокоиться. Учитывая, что многие народные произведения позволяют подставлять любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки: Вот проснулся петушок, встала курочка.
Подымайся, мой дружок, встань, мой Юрочка.
Или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!
Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираются также соответствующие потешки. Удачно подобранная потешкаможет помочь во время кормления:
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При подготовке ко сну:
Вот и люди спят, вот и звери спят,
Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,
Детки спят по люлечкам,
Спят, поспят, всему миру спать велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Словарный запас этого возраста невелик, поэтому потешки подбираю в соответствии с уровнем развития. Подбирается интонация,понятная детям: колыбельную произносится нараспев, ласково, не громко; веселую – задорно, с юмором, с улыбкой.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет из детей, то остальные стараются успокоить,приговаривая:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки –
Для маминой потешки.
Если будешь плакать –
Дадим худой лапоть.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родителями. Поэтому надо рассказывать родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Важно, чтобы у растущего человека накапливался опыт общения,основанный на положительных чувствах: в этом есть залог нравственного формирования личности. Подчеркнуть значение благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для нормального психического развития ребёнка. Нужно проводить консультации, как использовать произведения русского народного творчества дома, оформлять папки- ширмы и папки- передвижки.
Источник