Роль потешек в развитии речи ребенка раннего возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора – потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Аи лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причесывании
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосеньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Во время приема пищи
Умница Катенька,
ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
мягкую, душистую.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При укладывании спать
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь
Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая…
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
– Ваня, Ванечка! Куда ходил?
– В лесочек!
– Что видел?
– Пенечек!
– Под пенечком что?
– Грибок! Хвать – да в кузовок!
-Кисонька – мурысонька где была?
-На мельнице.
-Кисонька – мурысонька, что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна, не ешь одна!
Делись с Катей (с мамой и т.д.)
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям – приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.
Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
- Игровые (читается и обыгрывается).
- Рассказывание в движении (имитация).
- Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
- Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
- Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).
В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник
Галина Коломиец
Роль потешки в развитии речи детей
Подготовила Коломиец Г. А.
Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка- приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте.
В малом дошкольном возрасте (2-3 года) потешка играет особую роль. Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи. Так же у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.
В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит с множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и дилогической речи.
В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.
Воттак мы с ребятами разучиваем потешки про домашних животных используя красочные картинки.
Публикации по теме:
Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, эмоциональное восклицание,.
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы»
Речь – чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.
«Роль семьи в развитии речи детей»
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих.
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей Составила воспитатель: Сорокина Л. Л. «Роль пальчиковой гимнастики.
Роль фольклора в развитии речи детей
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.
Роль интерактивных игр в развитии речи детей
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.
Роль семьи в развитии речи детей
Навык правильной речи приобретается прежде всего в семье. Семья может и должна быть союзницей дошкольного учреждения и школы в деле культуры.
Роль сказки в развитии речи средней группы детей
Гайдабура Татьяна Николаевна, воспитатель Сказка в развитии речи детей. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость.
Роль экологических игр в развитии речи детей
«Роль экологических игр в развитии речи детей» Воспитательно-образовательный процесс в детском саду направлен на формирование активной.
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
Воспитатель: Разуменко Наталья Николаевна. (2015 год).
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора – потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Аи лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причесывании
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосеньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Во время приема пищи
Умница Катенька,
ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
мягкую, душистую.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При укладывании спать
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь
Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая…
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
– Ваня, Ванечка! Куда ходил?
– В лесочек!
– Что видел?
– Пенечек!
– Под пенечком что?
– Грибок! Хвать – да в кузовок!
-Кисонька – мурысонька где была?
-На мельнице.
-Кисонька – мурысонька, что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна, не ешь одна!
Делись с Катей (с мамой и т.д.)
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям – приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.
Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
- Игровые (читается и обыгрывается).
- Рассказывание в движении (имитация).
- Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
- Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
- Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).
В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник
Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста.
Козловская С.В., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 82»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора – потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Аи лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причесывании
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосеньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Во время приема пищи
Умница Катенька,
ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
мягкую, душистую.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При укладывании спать
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь
Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая…
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
– Ваня, Ванечка! Куда ходил?
– В лесочек!
– Что видел?
– Пенечек!
– Под пенечком что?
– Грибок! Хвать – да в кузовок!
-Кисонька – мурысонька где была?
-На мельнице.
-Кисонька – мурысонька, что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна, не ешь одна!
Делись с Катей (с мамой и т.д.)
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям – приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.
Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
- § Игровые (читается и обыгрывается).
- § Рассказывание в движении (имитация).
- § Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
- § Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
- § Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).
В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник