Роль потешек в развитии ребенка
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потешкек помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления кукол или укладывании кукол. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребенка! Повторяйте потешку 2-3 дня, пока он проявит к ней интерес. На 4-5 день целесообразно поменять потешку.
Простые короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:
Встань малыш еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ, топ!
Или
Ай таточки, ай таточки.
Встал мальчик на пяточки.
Стал на пяточках ходить,
Свою бабушку любить.
Или
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием, например,
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Дети – за молоко.
Или
Умница Раинька
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:
Баю,бай, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Раю на пушок,
На пуховую кровать,
Будет Рая крепко спать.
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок,
Уже поздно сынок,
Ложись на бочек,
Баю-бай, засыпай.
Ай качи, качи ,качи.
Петушок не кричи.
А приди к нам ночевать,
Нашу Сашеньку качать.
Петя – петушок качал,
Сашу убаюкивал.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты доченька усни.
После сна можно использовать такие потешки:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся моя дружок,
Встань мой Юрочка.
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все время времечко
Как пшеничное тесточко.
Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели.
Чистая водичка
Умоет Коле личико,
Раечке – ладошки,
А пальчики – Антошке.
Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться. Вот например:
Вот они сапожки
Этот с левой ножки
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет
Наденем мы сапожки
Этот с левой ножки
Этот с правой ножки.
Завяжите шарф потуже
Буду делать шар на стуже
Снежный шар я покачу
Побыстрей, гулять хочу.
У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется поплакать, бывает что они устали, или поссорились, можно приласкать их такой потешкой:
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Юра – ревушка,
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры-забавы, развлечения с использованием фольклора (потешек). Необходимо вводить в игры с детьми хорошо известные им потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Вот некоторые из них: «Сорока-белобока кашу варила», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Наши уточки с утра –кря, кря, кря» и т.д.
Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Такие потешки учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим». Например,
Курочка – тараторочка
По двору ходит
Хохолок раздувает
Своих деток подзывает
-Куд-куда,куд-куда!
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы…
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Шелкова бородушка
Масляна головушка
Что ты рано встаешь
Деткам спать не даешь.
Потешки помогают наблюдать за природными явлениями, любоваться ее красотой.
Ой, ты радуга-дуга
Ни давай дождя
Давай солнышка – колоколнышка!
Дождик, дождик поливай!
Будет хлеба урожай.
Дождик, дождик припусти
Дай капусте подрасти.
Солнышко – ведрышко,
Взгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
Сосна, сосна,
От чего красна?
От того я красна
Что под солнышком росла.
Существуют потешки отражающие любовь е родине, дети познают быт, родственные связи
Ладушки, ладуши!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Рае два, Антошке два,
Юре два, Никите два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
Ладушки, ладушки
Где были?
– у бабушки.
что ели?
– кашку
Что пили?…
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш
и зовут его Денис!
Особое внимание надо обращать на эмоциональное чтение произведений народного творчества, т.к. ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки не оставляют ни одного ребенка быть равнодушным, если их доброжелательно преподнести.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.
Источник
Галина Коломиец
Роль потешки в развитии речи детей
Подготовила Коломиец Г. А.
Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка- приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте.
В малом дошкольном возрасте (2-3 года) потешка играет особую роль. Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи. Так же у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.
В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит с множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и дилогической речи.
В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.
Воттак мы с ребятами разучиваем потешки про домашних животных используя красочные картинки.
Публикации по теме:
Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, эмоциональное восклицание,.
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы»
Речь – чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.
«Роль семьи в развитии речи детей»
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих.
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей Составила воспитатель: Сорокина Л. Л. «Роль пальчиковой гимнастики.
Роль фольклора в развитии речи детей
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.
Роль интерактивных игр в развитии речи детей
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.
Роль семьи в развитии речи детей
Навык правильной речи приобретается прежде всего в семье. Семья может и должна быть союзницей дошкольного учреждения и школы в деле культуры.
Роль сказки в развитии речи средней группы детей
Гайдабура Татьяна Николаевна, воспитатель Сказка в развитии речи детей. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость.
Роль экологических игр в развитии речи детей
«Роль экологических игр в развитии речи детей» Воспитательно-образовательный процесс в детском саду направлен на формирование активной.
Источник
Юлия Бакулина
Консультация «Значение и роль потешек в жизни ребенка»
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки.
Потешка – малый жанр устного народного творчества, она связана напрямую с жестами. Их использовать нужно в самом раннем возрасте.
Потешки, служат помощниками в воспитании звуковой культуры речи, у детей развивается речевой слух и произношение звуков.
Потешки, вызывают в ребенке дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их.
Во время игры ребенок, начинает вводить понемногу, народные потешки, когда кормит куколку или укладывает ее спать. Каждая потешка должна соответствовать своему возрасту. С помощью потешек, развивается мелкая моторика рук, все это взаимосвязано с развитием речи детей. Почти каждая потешка содержит в себе глаголы, в связи с этим происходит обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с фольклором, тем раньше он станет говорить, научится раньше связно выражать свои мысли, свои эмоции. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками.
Потешки – развивают детскую фантазию, они являются самым доступным для понимания ребенка, музыкальным и развивающим средством, они помогают заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.
Интонация, с которой произносятся потешка, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но не в коем – случае не пугайте ребенка!
Для запоминания потешки, ее повторяют 2-3 дня, когда ребенок запоминает ее, меняют.
Короткие и простые потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на отдых, сон.
На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки.
Нужно использовать как можно больше потешек, для развития речи малыша, чтобы интересно проводить время.
Каждый родитель развлекает детей потешками, играя пальчиками, ручками, ножками («Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», подбрасывая их на руках или коленях, многие дети любят, чтобы их гладили, прижимали к себе, обнимали, держали за ручки. В физическом контакте, как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, фольклорные произведения.
Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:
Чтобы ребенок начал двигаться, можно использовать такую потешку:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Даже во время кормления, помогают некоторые потешки, детки с удовольствием начинают кушать,например:
Умница Раинька
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Чтобы помочь детям быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок,
Уже поздно сынок,
Ложись на бочек,
Баю-бай, засыпай,
Когда детки просыпаются можно использовать такие потешки:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все время времечко
Как пшеничное тесточко.
Некоторые детки при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели.
Таким образом, в процессе игры больше разговаривайте со своим малышом, поощряйте двигательную и познавательную активность, в скором будущем, у малыша появится, красивая и эмоционально богатая речь.
Источник
Роль потешек в развитии детей.
Картотека потешек.
Потешка – это жанр устного народного творчества.
Малышам потешки доставляют огромную радость, поэтому их надо начинать использовать с самого раннего возраста.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух малыша, умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение.
Потешки содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.
Веками потешки помогали взрослым в самых разных моментах воспитания малыша. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить малыша практически в любой ситуации. В потешках есть имена, которые можно заменить на имя малыша, к которому они обращены.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с потешками малышу передаются их настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Потешки активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Взрослый многократно повторяет малышу потешку. Когда текст уже достаточно хорошо знаком малышу, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Ладушки, ладушки, Где были у…..», «Сорока……..». Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок «подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.
Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет заложить фундамент психологического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития.
Потешки уговорушки и утешалки.
Что за шум,
Что за рев
Тут не стадо ли коров
Нет тут не коровушка,
Это Таня рёвушка.
Нету рёвушек у нас,
Таня слезки прячет-
Больше уж не плачет.
Мы игрушечки возьмем
И играть скорей пойдем.
У киски боли,
У собачки боли,
У моего малыша
Заживи-заживи.
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу – мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
Не плач, не плач,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Ах, кокля – мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
У лисы боли,
У волка боли,
А у Ванечки
Боль на веточку
В лес улети.
Потешки при кормлении.
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.
Это – ложка,
Это – чашка,
В чашке – гречневая кашка,
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Ай, тата! Ай, тата!
Пожалуйте решета:
Мучку просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка,
Покормим сынка!
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Что не было беды
Вспомним правила еды:
Наши ножки не стучат,
Наши язычки молчат.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко,
Вот – тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
На горшок с потешкой.
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!
Прыг – скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А –а –а и пись – пись – пись.
Только ты не торопись!
Это что стоит? Горшок!
Паз – два – три – четыре – пять-
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
Потешки при причесывании.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка. Слушайся.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету,
Я плету, плету, плету,
«Ты расти, расти, коса-
Всему городу краса»
Потешки на сон.
Тишина у пруда
Не качается вода
Не шумят камыши
Засыпают малыши.
Бай, бай, бай, бай,
Ты собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
Люли, люли, баеньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Насте спать велят.
Баю – баю – байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
Ой, люленьки, люленьки,
К нам летели гуленьки.
К нам они летели,
Мы на них глядели.
Летели, летели,
На березку сели.
А березка скрип, скрип,
А мой Вася спит, спит.
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Засыпай, моя деточка,
Радость моя.
Потешки при умывании.
Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Всем улыбаемся.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики – Антошке,
Сашеньке – ладошки.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно,
Нам обедать дружно.
Потешки для зарядки и гимнастики.
По дороге мы идем,
Путь далек, далек наш дом,
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
а потом домой пойдем!
Малыши – крепыши
Вышли на площадку,
Малыши – крепыши
Делают зарядку!
Раз- два, три – четыре,
Руки выше! Ноги шире!
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
Всех детей не сосчитать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дружно встали по – порядку,
Детки делают зарядку.
Потешки для одевания на прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять,
Завязала Катеньке,
Шарфик полосатенький,
Наденем на ножки,
Носочки, сапожки,
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Мы на пухлые ручонки.
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка –раз, ручка –два!
Застегнем застежки,
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
Вот они сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Вот так хорошо!
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Источник