Роль портфолио в развитии ребенка
Виктория Кожевникова
Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)
Мастер-класс «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка»
(слайд 1)
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования, т. к. предъявлены предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем?И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.
(слайд 2)
Значимость данной технологии состоит в следующем. Во – первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).
Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио- представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.
Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.
(слайд 3)
Таким образом, портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
(слайд 4)
Виды портфолио:
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Электронный портфолио – это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
Портфолио – раскраска – ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.
Портфолио традиционное, в виде папки – печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
(слайд 5)
Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.
(слайд 6)
Задачи:
Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
-Повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;
-Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
-Развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;
— формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;
— формировать положительные нравственные качества личности;
— приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
(слайд 7)
Функции:
диагностическая – фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;
целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
(слайд 8)
Алгоритм работы над портфолио:
Постановка цели: нам должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
Определить вид портфолио.
Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
Определить структуру портфолио: количество, название разделов.
Презентация портфолио.
(слайд 9)
Портфолио имеет свою структуру,каждый раздел имеет название:
«Познакомьтесь со мной»;
«Я расту»;
«Как стать красивой?», «мои любимые занятия»;
«Кем буду»;
«Награда для героя»;
«Волшебные пальчики»;
«Чем могу, помогу»;
«Прыг-скок» и т. д.
(слайд 10)
Просветительская работа с родителями
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально мы оформили информационный стенд в рамках просветительской работы, чтобы привлечь активных, неравнодушных родителей.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
(слайд 11)
Рассмотрим подробнее структуру,а именно разделы:
Титульный лист: информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; дата начала ведения, дата окончания.
(слайд 12)
Раздел 1. «Давайте познакомимся». Фото. Фамилия, имя ребенка.
(слайд 13)
Раздел 2.Девочки: «Мои любимые занятия», «Как стать красивой?». Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы).
(слайд 14)
Мальчики: «Я будущий солдат».
(слайд 15)
Раздел 3. «Я расту!».Антропометрические данные: «Вот я какой!», «Как я расту!».Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
(слайд 16)
Раздел 4. «Награда для героя». Грамоты, дипломы.
Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел – копилка всевозможных наград, полученных ребенком.
(слайд 17)
Раздел 7. «Чем могу, помогу».
Дошкольники с первых лет жизни активно “принимают участие” в работе по дому: поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль, помогать по кухне.
Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому, в группе.
(слайд 18)
Раздел 8. «Волшебные пальчики».
(слайд 19)
Раздел 9. «Что ни слово-золото».
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Воспитанники нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! В этом разделе портфолио мы собираем собственную удивительную коллекцию слов и высказываний, сочинений, творческих рассказов наших воспитанников.
(слайд 20)
Раздел 10. «Прыг-скок».
В данном разделе мы фиксируем освоение ребенком тех или иных физических упражнений. Это могут быть хождение на лыжах, кувырки, хождение по бревну без поддержки, отжимание от пола, лазание по канату, упражнения с мячами, обручами и т. д.
(слайд 21)
Раздел 11. На будущее «Почитай-ка».
Чтение – залог успеха в будущем. Мировое сообщество давно уяснило для себя важность наследия культуры и образования, в котором чтение в его традиционном или новом виде играет все возрастающую роль. Чтение – залог успеха и в нас. Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге,но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.
Создание Клуба «Юного читателя» сформирует интерес у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
(слайд 22)
Раздел 12. На будущее «Мне интересно».
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках. Это может быть также и исследовательская деятельность.
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в д/с. Работа над созданием портфолиопозволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.
Портфолио также мы используем как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, нами было отмечено, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Нами был проведён цикл родительских собраний и консультаций на тему:
– «Для чего нужен портфолио?»;
– «Как правильно его составить?».
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Самое главное, что работас родителями дала положительные результаты:
– расширилось представление родителей о необходимости ведения портфолио детей дошкольного возраста;
– в процессе бесед с воспитателями у родителей повысилась коммуникативная компетентность;
– при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.
Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.
Оформление портфолио различно, так как они составлялись добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищались и радовались его успехам, но и открывали новые таланты. Страницы оформлены так, что ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Портфолио состоит из папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность нашего дошкольного учреждения, мы, предложили родителям варианты разделов, продумали возможное их содержание.
Таким образом, главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.
(слайд 23)
Памятка для педагогов.
И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио – это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии “ребенок – родители“. А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Источник
Все чаще с просьбой составить портфолио дошкольника обращаются к родителям в детских садах, центрах раннего развития и других организациях, осуществляющих интеллектуальное и физическое воспитание детей.
Портфолио представляет собой красочный альбом, тетрадь или папку, в которой содержится информация о ребенке:
- личные данные;
- физические параметры;
- навыки;
- увлечения и стремления.
Этот источник информации создается для того, чтобы воспитатель, учитель или тренер в группе мог открыть альбом и понять, с каким ребенком он столкнулся, на что следует обратить внимание, как правильно организовать план занятий для этого малыша. Чаще всего для учебных организаций требуется составить портфолио дошкольника 5-7 лет.
Для чего нужно портфолио дошкольника?
Портфолио создается для дошкольных образовательных учреждений, при этом виды ДОУ могут быть разными. Часто такой альбом требуется для детского сада, чтобы можно было познакомить воспитателей со всеми детьми в группе, представив в наглядном виде их навыки и возможности. В этом заключаются особенности реализации образовательных программ в области детского развития.
В учреждениях дополнительного образования проект портфолио дошкольника используется как копилка творческих работ – туда добавляют рисунки, поделки.
Если творческое задание выполнено из пластилина, веточек, листьев и других материалов, которые невозможно поместить в альбом, его фотографируют и вклеивают в виде готового кадра. Можно вкладывать в альбом грамоты, награды, медали и другие результаты достижений ребенка. Родители могут придумать собственные разделы и добавить информацию, которой им хочется поделиться.
При обучении по охране труда учитель может использовать информацию о занятиях, которые ребенок выбрал как наиболее интересные для себя. При подаче учебных материалов делается упор на эти занятия, чтобы ребенок получил о них больше информации. Даже в условиях большой группы портфолио становится полезным для определения увлечений большинства детей. Например, все они могут увлекаться одним и тем же персонажем, что позволит создать более сплоченную и дружественную атмосферу в группе.
По этой причине большую роль в создании портфолио играют интересы ребенка. Необходимо перечислить все сферы деятельности, которые привлекают его внимание, а также описать, какой ребенок по характеру. Среди увлечений могут быть игры, персонажи, спортивные и интеллектуальные занятия. Используя эту информацию, преподавателю будет проще организовать учебный процесс, сделать его более увлекательным и привлечь ребенка к выполнению необходимых заданий.
Основные функции портфолио дошкольника.
- диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
- целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
- мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты;
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.
Структура портфолио дошкольника.
Структура портфолио дошкольника формируется по желанию родителей, но в нем должны быть обязательные разделы. Если есть сомнения в отношении содержания портфолио, образец поможет правильно организовать последовательность данных.
Сначала размещают титульный лист, где указывается ФИО ребенка, предпочтительное сокращение его имени и заголовок альбома. Затем следует первая страница с личными данными: дата и место рождения, место жительства и краткая биография, в которую будет включена информация ребенка о себе. В биографии можно указать, в каком возрасте малыш начал ходить, каким было его первое слово, есть ли у него братья и сестры, какой садик он посещал. В конце кратко перечисляют любимые занятия ребенка, включая игры в детском саду.
На следующей странице размещают раздел “Моя семья и наши праздники”. Здесь перечисляются имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а также дни их рождения и другие семейные праздники. Можно указать дату свадьбы родителей, описать увлечения каждого члена семьи, нарисовать генеалогическое древо.
После этого помещают раздел “Мои достижения”, где перечисляются творческие успехи ребенка. Можно подкреплять их документальными свидетельствами. Для каждого занятия отводится отдельная страница портфолио, которая заполняется педагогом. Он описывает процесс развития, который привел малыша к достигнутым результатам. Отдельный раздел можно посвятить общему образованию, где статья будет содержать информацию о деятельности в детском саду, занятиях в средней группе, подготовке к школе.
Портфолио дошкольника для мальчика можно выполнить в ярких тонах, оформить наклейками с изображениями автомобилей, трансформеров, супергероев и других любимых предметов и персонажей. Оформление можно менять и дополнять в зависимости от интересов. Часто добавляют фотографии ребенка с детских праздников и из путешествий, вместе с семьей и друзьями.
С возрастом разделы будут увеличиваться, поэтому желательно отвести для них достаточно места. Можно использовать листы-вкладыши и разделители, чтобы выдержать четкую структуру. Не следует забывать о красочном оформлении альбома, чтобы ребенку было приятно и радостно брать его в руки.
При создании портфолио дошкольника для девочки лучше выбирать розовые, бежевые или золотистые тона. Можно добавить блестки, стразы и пайетки. Желательно предложить ребенку самому поучаствовать в оформлении портфолио.
Что включают в портфолио дошкольника.
Полезно включить в портфолио раздел “Динамика физического развития”, особенно если ребенок занимается спортом. Это таблица, в которую регулярно вносятся показатели веса, роста и приобретенных физических навыков. Указываются прыжки в длину, скорость бега, может ли ребенок плавать и т. д.
Еще одна важная глава – “Динамика общего развития”. В эту таблицу ежемесячно или 1 раз в 3 месяца вносят показатели навыков счета, чтения, запоминания, воспроизведения рассказов, звуковой культуры речи. Благодаря подобной статистике родители могут наблюдать за процессом образования детей и уделять особое внимание тем его сферам, которые развиваются медленнее других.
Можно использовать папку для портфолио дошкольника с листами-вкладышами A4. Особенно удобно размещать информацию в папке на кольцах, она легко раскрывается в любом месте для замены или добавления листов. Обложку можно сделать собственную, раскрасить ее фломастерами или разрисовать красками и добавить фото ребенка.
Обязательно должны быть в портфолио любимые стихи и песни ребенка, также можно написать названия книг и сказок, которые ему больше всего нравятся. Полезно поместить раздел “Я мечтаю”, где ребенок опишет свои стремления и планы на будущее. С особенным интересом этот раздел просматривают подросшие дети и сравнивают свои детские мечты с текущими планами.
Кроме того, могут быть добавлены страницы с пожеланиями и отзывами учителей, воспитателей и друзей ребенка, которые останутся на память.
Как составить портфолио дошкольника?
В магазинах продаются готовые альбомы и шаблоны для портфолио, но можно красиво оформить его своими руками, используя образцы. Для этого выбирают подходящий вариант оформления, который можно найти в интернете в виде страничек-заготовок в формате jpg и скачать. После этого начинают создавать собственный вариант портфолио дошкольника, для чего заполняют его рисунками, картинками и наклейками.
Титульный лист необходимо разборчиво подписать, поэтому лучше, если это сделают родители. Затем следует правильно заполнить лист личной информации, используя любую анкету в качестве примера. Можно ввести раздел составления памятки родителям, куда учителя будут вносить свои отзывы и требования. В конце желательно указать адрес проживания и телефоны родителей, на которые можно позвонить.
Образец готового портфолио дошкольника.
Рассмотрим портфолио дошкольника от издательства «Планета», оно позволяет проследить усилия, прогресс и достижения ребёнка 4-7 лет по основным показателям в различных образовательных областях и включает четыре раздела:
- «Знакомьтесь, это Я» – информация о ребёнке, его семье, семейных традициях;
- «Любознайки» – раздел для детей дошкольного возраста, 4-5 лет;
- «Смекалики» – раздел для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет;
- «Букварики» – раздел для детей подготовительного возраста, 6-7(8) лет.
В каждом разделе представлены следующие образовательные области:
- познавательное развитие – «Умницы и умники»;
- речевое развитие – «Словечко за словечком»;
- художественно-эстетическое развитие – «Мы играли, рисовали…»;
- социально-коммуникативное развитие – «Вместе веселее»;
- физическое развитие – «Сильные, смелые, очень умелые».
Закрепление заданий за определенным возрастным этапом является относительным, так как каждый ребёнок развивается в своём темпе. Поэтому рядом с каждым заданием взрослому предлагается отмечать тот возраст ребёнка, в котором он справляется с этим заданием самостоятельно, что с одной стороны отражает темп освоения ребёнком программы детского сада, а с другой – позволяет не только зафиксировать успехи ребёнка, но и увидеть динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития.
Также в каждом разделе представлена номинация «Мои достижения», где взрослым отражаются успехи ребёнка в чтении, письме, овладении речью, элементарными математическими представлениями, умениями устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, ориентировке в пространстве; а также овладение ребёнком различными умениями и навыками, связанными с культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, трудовыми поручениями. Этот раздел ребёнок может заполнить самостоятельно, также, как и раздел «Сильные, смелые, очень умелые», поскольку в них нужно лишь обвести картинки с теми действиями, которыми ребёнок уже овладел.
На протяжении всего портфолио ребёнка сопровождает сказочный герой – Зайчик. Условные обозначения и картинки-символы с ним помогут ребёнку без помощи взрослого понять, что необходимо сделать на каждой страничке.
В конце портфолио находится разрезная картинка-пазл. Её части можно найти на страницах портфолио, в правом нижнем углу. Вырезав и приклеив части картинки, ребёнок к концу подготовительной группы получит красочную иллюстрацию.
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех дошкольника, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Взрослые при работе с портфолио смогут:
- своевременно отмечать успехи ребёнка,
- поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п.),
- формировать у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки.
К портфолио прилагается папка, в которую можно вложить грамоты, благодарности, дипломы, лучшие рисунки, фотографии выступлений на концертах, изготовленных объёмных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в конкурсах, утренниках, театральных постановках детского сада. Важно включать сюда самые лучшие работы и фотографии, которые нравятся также и самому ребёнку. Это поможет оценить предпочтения ребёнка и его наклонности.
Лучше располагать работы в хронологическом порядке. Для оформления практической части портфолио можно использовать любую удобную для этих целей папку, где можно систематизировать работы с помощью листов-вкладышей (в конце портфолио):
- «Награда для героя» – грамоты, благодарности, дипломы;
- «Грани таланта» – рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, аппликация и пр.), фотографии поделок (из пластилина, глины, бумаги, картона, природных материалов, конструирование и прочего;
- сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках, театральных постановках и мероприятиях.
Предлагаем Вам скачать:
«Странички портфолио дошкольника для совместной деятельности детей и родителей»
Для того чтобы получить материалы, укажите адрес своей электронной почты в форме ниже. Мы отправим Вам ссылку для скачивания на почту.
Статья оказалась полезной? Поделитесь ссылкой на материал:
Источник