Роль подвижных игр в развитии ребенка по фгос

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С.ПАВЛОВКА                                                                  МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»

Руководитель физ.воспитания

I кв.категории

Калинина Ирина Евгеньевна

 2018

ВВЕДЕНИЕ

«Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей,

Для их здоровья и правильного развития.

                                                             Дебора Владимировна  Менджерицкая

В 1950-е много внимания уделяла изучению детской игры. В ходе исследований пришла к выводу о том, что игра необходима как ведущее средство воспитания дошкольника. Считала необходимым изучать игровой опыт каждого ребенка. Навыки, приобретенные детьми во время игры, могут в дальнейшем применяться ими в учебе. В игре важная роль принадлежит творчеству: у ребенка развиваются инициативность, активность, умение придумать и воплотить игру в жизнь.

ТЕМА ПРОЕКТА: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»

Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка. «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

ВИД ПРОЕКТА: информационно-образовательный, игровой.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:  групповой.

УЧАСТНИКИ:   подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель,  родители.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный (октябрь2017г.-апрель 2018г.).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

 В наше время наиболее остро стоит проблема правильного физического развития ребенка и его здоровья. Сохранять и развивать здоровье подрастающего поколения помогает подвижная игра.  

«Давай поиграем!» – как часто мы  слышим эти слова, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка. «Давайте поиграем, ну давайте!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ?????.  – «Поиграй в спокойные игры, ты упадешь, испачкаешься»  «Идите, играйте» – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют: одни играют. Современные дети абсолютно не умеют играть в подвижные игры, и не хотят.
 Анкетирование родителей детей, которые посещают наш детский сад, показало, что 80% родителей интересует лишь умственное развитие ребенка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Родители в анкетах затруднились перечислить название подвижных игр, назвать правила предложенных игр. И, к большому сожалению, не перечислили любимые подвижные игры своих детей.

А ведь с помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также, привычек и навыков жизни в коллективе. В дошкольном возрасте, играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. Воспитываются такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, приучает играть дружно, уступать друг другу. 
Благодаря многообразию содержания подвижная игра помогает детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ, укрепление и оздоровление организма детей. Как научить детей играть, как доказать родителям, что подвижные игры, очень важны для развития их детей??? И в целях наглядной пропаганды, я решила в своей работе реализовать педагогический проект «Роль подвижных игр в физическом  развитии и укреплении здоровья детей в условиях внедрения ФГОС»

ОБЬЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: подвижные игры.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие двигательной активности и физической подготовленности детей  через организацию подвижных игр.

ЗАДАЧИ:

1.Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию двигательной активности детей старшего возраста, используя подвижный игры.

2.Обучать детей правилам подвижных игр и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

3.Привлечь родителей к детским подвижным играм.

4.Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом в коллективе, оказывать взаимопомощь.

5. Воспитывать интерес у детей и родителей к занятиям физической культурой.

6.Приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни.

ГИПОТЕЗА: если использовать подвижные игры, то повышается интерес у детей старшего возраста к физической культуре.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1.Повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость.

2.Развитие двигательной активности детей.

3.Умение детей играть в подвижные игры.

4.Сплочение детского коллектива.

5.Привитие интереса у детей и родителей к здоровому образу жизни.

6.Обогащение словарного запаса детей (считалки, новые слова для детей).

 ПРОДУКТ ПРОЕКТА: 

1.Памятки для воспитателей «Созданий условий для проведения подвижных игр и упражнений»

2.Памятки для родителей «Играть или не играть?»

3.Выставка рисунков детей о любимой подвижной игре

4.Составление альбома «Наша любимая подвижная игра»

5. Развлечение совместно с родителями «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять»

6. Педагогический совет в форме игры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МОНИТОРИНГУ:

  • Сформированный уровень развития: движения ребенка в подвижных играх уверенные и ловкие. В свободное время в группе и на прогулке, ребенок организует подвижные игры с другими детьми. Соблюдает все правила игры, проявляет интерес к игре. Быстро усваивает речевое сопровождение.
  • Частично сформирован уровень развития: движения ребенка в подвижных играх уверенные, но не всегда, в свободное время в группе не всегда играет в игры. Слушает правила, но не всегда выполняет их. Не всегда проявляет интерес к игре.
  • Не сформированный уровень развития: движения ребенка в подвижных играх не уверенные, в свободное время в группе и на прогулке не играет в подвижные игры. Не проявляет интереса к игре. Не знает правила поведения в игре.
Читайте также:  Как влияет на развитие ребенка телевизор

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЕКТА: 

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ 2017

  • Выявление проблемы, формирование цели и задач проекта.
  • Подбор методического и игрового материала на тему: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС».
  • Анкетирование родителей «Организация подвижных игр в семье»
  • Анкетирование воспитателей ДОУ «Роль подвижных игр для развития дошкольников»
  • Составление плана мероприятий проекта.

2.ОСНОВНОЙ – ДЕКАБРЬ 2017-МАРТ 2018

  • Организованная деятельность с детьми (НОД, игры, развлечения, беседы).
  • Совместная деятельность с воспитателями (консультации, памятки, беседы)
  • Совместная деятельность с родителями (совместные мероприятия, консультации, памятки, беседы).

Тесное взаимодействие всех участников проекта.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – АПРЕЛЬ 2018

  • Подведение итогов о проведенной работе (анкетирование родителей, мониторинг детей).
  • Аналитический отчёт о проведенной работе по проекту.
  • Подведение итогов на педагогическом совете.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ФОРМА РАБОТЫ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.

Формирование цели и задач проекта.

Руководитель   физ.воспитания

ОКТЯБРЬ

Выполнено

2.

Мониторинг с целью изучения двигательной активности детей подготовительной к школе группы.

Руководитель физ.воспитания

ОКТЯБРЬ

Выполнено

3.

Составление плана мероприятий всей проектной деятельности

Руководитель физ.воспитания

ОКТЯБРЬ

Выполнено

4.

Анкетирование в «Роль подвижных игр для развития дошкольников»

Руководитель физ.воспитания, воспитатели

НОЯБРЬ

Выполнено

5.

Анкетирование родителей «Организация подвижных игр в семье»

Руководитель физ.воспитания, родители

НОЯБРЬ

Выполнено

6.

Изучение литературы по данной проблеме

Руководитель физ.воспитания

НОЯБРЬ

Выполнено

7.

Пополнение игрового и методического материала, для реализации проекта на тему: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС»                      

Руководитель физ.воспитания, воспитатели

НОЯБРЬ-АПРЕЛЬ

Выполнено

ФОРМА РАБОТЫ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

2.ОСНОВНОЙ

1.

Использование подвижных игр в НОД, на прогулках, в совместной деятельности.

Руководитель физ.воспитания, музыкальный руководитель, воспитатели, дети

В течение года

Выполнено

2.

Разучивание подвижных игр в соответствии с тематическим планом ДОУ

Руководитель физ.воспитания, воспитатели

В течении года

Выполнено

3.

Игры и игровые упражнения в соответствии с планированием

Руководитель физ.воспитания, воспитатели, дети

3 НОД (пятница)

Выполнено

4.

Наглядная информация для воспитателей «Подвижные игры для детей и родителей»

Руководитель физ.воспитания, воспитатели, родители

НОЯБРЬ

Выполнено

5.

Консультация для воспитателей:

«Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие особенностей детей»

Руководитель физ.воспитания, воспитатели

ДЕКАБРЬ

Выполнено

6

Консультации для родителей

«Чем можно занять ребенка зимой на улице»

Руководитель физ.воспитания, родители

ФЕВРАЛЬ

Выполнено

7.

Спортивный досуг с участием родителей «Я и папа мы команда»

Руководитель физ.воспитания, музыкальный руководитель, дети, родители

ФЕВРАЛЬ

Выполнено

8.

Консультация в-й

«Создание условий для проведения игр»

Руководитель физ.воспитания, воспитатели

МАРТ

Выполнено

ФОРМА РАБОТЫ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1.

Выставка рисунков «Очень, я люблю играть»

Руководитель физ.воспитания, воспитатели, дети

АПРЕЛЬ

2.

Составление альбома «Наша любимая подвижная игра»

Руководитель физ.воспитания, родители, дети

АПРЕЛЬ

3.

Совместное развлечение с родителями «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять»

Руководитель физ.воспитания, родители, дети.

АПРЕЛЬ

4.

Педагогический совет в форме игры

Заведующий, руководитель физ.воспитания, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели

АПРЕЛЬ

РЕСУРСЫ:

1.Спортивный зал.

2.Физкультурная зона в группах.

3.Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

4.Методический инструментарий (картотека подвижных игр, библиотека подвижных игр, конспекты НОД, сценарии развлечений).

ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Дети не проявляли интерес к игре.

Подбор атрибутов, музыкальное сопровождение.

Дети не соблюдали правила поведения в игре

Перед игрой рассказать вспомнить правила поведения в игре.

Дома дети не играют в подвижные игры.

Памятки, консультации для родителей.

ВЫВОДЫ: В результате моего проекта, дети и родители узнали, как важно играть в подвижные игры. А именно:

  • У детей повысился интерес к занятиям физической культурой.
  • У детей повысилась двигательная активность
  • Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
  • У детей и родителей сформировались представления о подвижных играх, ЗОЖ.
  • Сформировался социально-коммуникативный навык общения между детьми.

ЛИТЕРАТУРА:

  • К.К.Утробина «Подвижные игры для детей 5-7 лет» Издательство «Гном» 2017г.
  • Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» Издательство «Мозайка –синтез» 2014г.
  • Е.А.Бабенкова «Подвижные игры на прогулке» Издательство «Сфера»2015г.
  • Ю.А.Кириллова «Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке для детей 6-7 лет» Издательство «Детство-Пресс»2017г.
  • Л.И.Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Издательство «ВЛАДОС»2016г.
  • Интернет-ресурсы

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Сообщение из опыта работы

«Подвижные и спортивные игры как средство достижения целевых ориентиров ФГОС ДО»

Подготовила:

воспитатель

Петрова Екатерина Сергеевна

Арзамас, 2015

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95).

ФГОС дошкольного образования определяет ряд образовательных областей. Одной из таких областей является «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо стремиться к достижению целевых ориентиров. Пути достижения такой цели лежат через образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка в набережных челнах

Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Поэтому ежедневно используя в образовательном процессе спортивные и подвижные игры, можно достичь высоких результатов в развитии физических качеств ребёнка.

Особо следует отметить значение подвижных и спортивных  игр в воспитании психофизических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. проявляются естественно. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных реакций на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. «Ловишки», «Два мороза», «Хитрая лиса»

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. В следствии этого, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

     Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Формируется положительное отношение к миру.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т.д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, он способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. «Птички и кошка», «Совушка», «Не попадись» и т.д.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. «Ворон и ястреб», «Дерево дружбы»,» Зайка и морковь»

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В следствие  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. «День и ночь», « Рыбаки», «Цветные ладони».

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий Педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на Психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга.

Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка психология

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

В формировании целевых ориентиров подвижным играм с правилами – (спортивные игры) отводится важнейшее место.

 Спортивная игра является  незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В  игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Примером могут служить игры « Бадминтон», «Настольный теннис», «Городки»,»Веселые старты»

Велика роль подвижных и спортивных игр в умственном воспитании ребенка: дети стремятся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Большое значение имеют спортивные игры и для нравственного воспитания. Дети осваивают умения действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, умение дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. Формируется чувство собственного достоинства. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. «Дорожка препятствий», «Эстафета с мячом», «Гонки на самокатах»

Большую роль в заинтересованности ребёнка двигательной деятельностью играет предметно – пространственная среда (оформление спортивной зоны, наполняемость её спортивным оборудованием и атрибутами и пр.)

Привлечь  ребёнка к двигательной деятельности возможно с помощью здоровьесберегающих технологий:

  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Музыка и пластика движений

Динамические паузы

(физкультминутки)

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Использование музыки, шапочек, накидок, изображение повадок животных и пр.

Подвижные и спортивные игры

Ежедневно для всех возрастных групп.

Заинтересовать детей возможно атрибутикой, внесением нового спортивного инвентаря и пр.

Релаксация        

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится с использованием художественного слова

Гимнастика для глаз

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

Гимнастика пробуждения

Форма проведения различна: упражнения на кроватках,(Кошечка проснулась) обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.        

Физкультурное занятие

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Тематические занятия, занятия построенные на играх и пр.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

В них входят этюды и игры разной степени подвижности.

Самомассаж

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму        

Эффективном средством повышения интереса к подвижным и спортивным  играм служат физкультурные праздники и развлечения.

Физкультурный праздник нацелен на формирование положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание  и т.д.то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.    

Чтобы заинтересовать детей,  необходимо привлечь их к изготовлению праздничных деталей для украшения зала. Так же, дети могут принять участие в создании эмблемы для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.

Еще одна форма работы – элементарный туризм. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта. Например, организация пешеходных походов в парк. Цель этих походов – оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле.

Эффективной формой работы являются игры и игровые задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к спортивным играм, формируют умение детей оценивать свои возможности и управлять своим поведением. Успех любой команды зависит не только от скорости действий, сообразительности и организованности играющих, но и ответственности каждого за всех. Игры-эстафеты используются в работе  со старшими дошкольниками, которые умеют элементарно планировать и критически оценивать результаты своих действий.          

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и их родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольном учреждении. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу семьи. Поэтому необходимо вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.

Именно такая работа создает условия для эмоционально – психологического благополучия. Создается определенный духовный настрой, побуждается интерес к подвижным и спортивным играм.

Таким образом, подвижная и спортивная игра не только средство развития собственно физических качеств и гармоничного развития личности ребенка, но и важный компонент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

Источник