Роль пмпк в развитии ребенка

Роль пмпк в развитии ребенка thumbnail

Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.

На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.

Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.

Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.

В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.

Ю.К. Бабанский писал, что для улучшения изучения воспитанников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений воспитателей групп о педагогических проблемах и главное на коллективной разработке мер индивидуального подхода как к отдельным воспитанникам таки возрастным группам в целом. Психолого-медико-педагогический консилиум является одним из перспективных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения обучающихся  с учетом их психофизического и индивидуального развития.

Цель консилиума – определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными  и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута, как отдельных детей, так и групп в целом.

ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется  Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г №27/901-6  «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме».

Участниками ПМПк являются: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.

Старший воспитатель является ведущим консилиума, готовит необходимую документацию для проведения ПМПк, оформляет протоколы.

Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:

  • Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 2 раза в год по заявленной проблеме).
  • Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.

Предметом обсуждения на консилиуме может быть:

Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:

1 младшие группы – проблемы адаптации к ДОУ;

Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.

Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.

Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ

Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.

Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:

  • первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка либо заключение, которое предоставляется на ПМПк;
  • второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
  • третий этап –  контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.

Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:

  • не нарушающие их права на конфиденциальность;
  • формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.

Старший воспитатель, в первую очередь, отводит время тем детям, которые (по данным психолога, воспитателя, медика) являются наиболее «проблемными», затем – на обсуждение информации по дошкольникам с проблемами, в последнюю очередь для «психологически благополучных» дошкольников.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ “ПОСТАВЛЯЕТ” КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ

Воспитатель предоставляет на консилиум:

– результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;

– педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;

Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Организация регулярного мониторинга и представление информации о уровне развития детей позволяет воспитателям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;

Читайте также:  Игры для объяснения ребенку развитие

Педагог-психолог представляет на консилиум:

– результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);

– результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;

– результаты обследования самих детей.

Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке старшего воспитателя и содержательной помощи психолога.

Медицинский работник предоставляет:
– информацию о состоянии здоровья;
– физических особенностях дошкольников.

Основные показатели:

1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

– соответствие физического развития возрастным нормам.

– состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы.

2. Факторы риска нарушения развития:

– наличие в прошлом заболеваний и травм;

– наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваний за последний год.      

Что позволяет медицинскому работнику, представляющему интересы воспитанников в учреждении при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направлять его в детскую поликлинику,

Старший воспитатель

– собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
– разрабатывает схему проведения консилиума.

Рассмотрим порядок работы консилиума

в рамках обсуждения одного случая:

Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика – то обсуждение конкретного случая начинается  с заслушивания их информации.

Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.

Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.

Результатом работы ПМПк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку

Участники консилиума оговаривают:

  • какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
  • какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
  • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
  • какую работу могут взять на себя участники консилиума;
  • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
  • что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.

Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными – педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию пишется коллегиальное заключение.

– Коллегиальное заключение  ПМПк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов

– Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

– Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ПМПк.

Психолого-медико-педагогического консилиум является подразделением психолого-медико-педагогической службы и позволяет:

  • объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;
  • составить программу индивидуального развития ребенка;
  • распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.

Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ПМПк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности

В целом хочется отметить, что пришло время реального профессионального объединения представителей разных профессий в единую комплексную психолого-медико-педагогическую службу, целью которой должно стать оказание поддержки детям, родителям  и педагогам, а также сопровождение всех педагогических, управленческих и социальных инноваций в образовании. Научиться работать не рядом, а вместе  – главная задача нашей деятельности.

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся  этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»

Бернард Шоу

Источник

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Ирина Балаева, учитель начальных классов.

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Читайте также:  Взаимосвязь речевого и общего развития ребенка

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Злоупотребление ПМПК

К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Читайте также:  В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Порядок  создания и организация ПМПк  образовательного учреждения

  • ПМПк  осуществляет свою деятельность на базе  Учреждения на основании  приказа руководителя при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения
  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями обучающегося, (воспитанника), договором между ПМПк и ПМПК
  • ПМПк  является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения, объединяющихся   для  организации диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
  • ПМПк может быть создана на базе ОУ любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя ОУ при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.
  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося или  воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Примерный состав ПМПк

  • Председатель консилиума – заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (в ДОУ – старший воспитатель)
  • Педагог – психолог
  • Учитель – дефектолог и/или учитель – логопед, социальный педагог
  • Учитель или воспитатель ДОУ, представляющий ребенка на ПМПк
  • Врач – педиатр или медицинская сестра.

Цель ПМПк

Обеспечение диагностико – коррекционного, психолого-медико – педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Задачи ПМПк

  • Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в Учреждении) диагностика отклонений в развитии
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов воспитанников
  • Выявление резервных возможностей развития
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Учреждении возможностей
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии, особые образовательные потребности.
  • Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния
  • Консультирование  родителей    (законных представителей).

 Организация работы ПМПк

  • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по согласию родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
  • По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
  • Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка, которое подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
  • На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
  • Индивидуальная карта развития ребенка,  индивидуальный образовательный маршрут  и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей  (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только после ознакомления с ними родителей (законных представителей).

Направление на ПМПк

  • При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в областную  психолого-медико-педагогическую комиссию.
  • При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума ОУ выдаётся родителям (законным представителям) на руки. В другие учреждения и организации,  заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

ПМПк

ПМПК

Направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов

Проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк

Информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико- социальную помощь в рамках образовательного учреждения  

Оказывает информационно- просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения  

Предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций ПМПк

создает запрос на оказание методической помощи специалистам ПМПК

Осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК

Оказывает методическую помощь ПМПк

ПМПК по результатам обследования ребенка определяет:

  • Статус ребенка
  • Образовательную программу для ребенка с ОВЗ
  • Условия пребывания ребенка с ОВЗ в группе ДОУ (полное или кратковременное пребывание с дальнейшей интеграцией на полный день)
  • Потребность в психолого-педагогическом сопровождении, которое реализуют следующие  специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог)
  • Необходимые для ребенка технические средства обучения, архитектурная доступность
  • Срок повторного обращения в ПМПК

Источник