Роль пмпк в развитии ребенка
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.
Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.
В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.
Ю.К. Бабанский писал, что для улучшения изучения воспитанников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений воспитателей групп о педагогических проблемах и главное на коллективной разработке мер индивидуального подхода как к отдельным воспитанникам таки возрастным группам в целом. Психолого-медико-педагогический консилиум является одним из перспективных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения обучающихся с учетом их психофизического и индивидуального развития.
Цель консилиума – определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута, как отдельных детей, так и групп в целом.
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г №27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме».
Участниками ПМПк являются: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.
Старший воспитатель является ведущим консилиума, готовит необходимую документацию для проведения ПМПк, оформляет протоколы.
Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:
- Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 2 раза в год по заявленной проблеме).
- Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.
Предметом обсуждения на консилиуме может быть:
Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:
1 младшие группы – проблемы адаптации к ДОУ;
Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.
Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.
Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ
Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.
Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:
- первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка либо заключение, которое предоставляется на ПМПк;
- второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
- третий этап – контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.
Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:
- не нарушающие их права на конфиденциальность;
- формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.
Старший воспитатель, в первую очередь, отводит время тем детям, которые (по данным психолога, воспитателя, медика) являются наиболее «проблемными», затем – на обсуждение информации по дошкольникам с проблемами, в последнюю очередь для «психологически благополучных» дошкольников.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ “ПОСТАВЛЯЕТ” КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Воспитатель предоставляет на консилиум:
– результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;
– педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;
Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Организация регулярного мониторинга и представление информации о уровне развития детей позволяет воспитателям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
Педагог-психолог представляет на консилиум:
– результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);
– результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;
– результаты обследования самих детей.
Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке старшего воспитателя и содержательной помощи психолога.
Медицинский работник предоставляет:
– информацию о состоянии здоровья;
– физических особенностях дошкольников.
Основные показатели:
1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
– соответствие физического развития возрастным нормам.
– состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы.
2. Факторы риска нарушения развития:
– наличие в прошлом заболеваний и травм;
– наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Что позволяет медицинскому работнику, представляющему интересы воспитанников в учреждении при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направлять его в детскую поликлинику,
Старший воспитатель
– собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
– разрабатывает схему проведения консилиума.
Рассмотрим порядок работы консилиума
в рамках обсуждения одного случая:
Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика – то обсуждение конкретного случая начинается с заслушивания их информации.
Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.
Результатом работы ПМПк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку
Участники консилиума оговаривают:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.
Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными – педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию пишется коллегиальное заключение.
– Коллегиальное заключение ПМПк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов
– Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
– Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ПМПк.
Психолого-медико-педагогического консилиум является подразделением психолого-медико-педагогической службы и позволяет:
- объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;
- составить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ПМПк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности
В целом хочется отметить, что пришло время реального профессионального объединения представителей разных профессий в единую комплексную психолого-медико-педагогическую службу, целью которой должно стать оказание поддержки детям, родителям и педагогам, а также сопровождение всех педагогических, управленческих и социальных инноваций в образовании. Научиться работать не рядом, а вместе – главная задача нашей деятельности.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Бернард Шоу
Источник
«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».
Ирина Балаева, учитель начальных классов.
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
- Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
- Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
- Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
- Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
- Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
- Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
- Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
- Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
- Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
- Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
- Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Злоупотребление ПМПК
К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
Порядок создания и организация ПМПк образовательного учреждения
- ПМПк осуществляет свою деятельность на базе Учреждения на основании приказа руководителя при наличии соответствующих специалистов.
- Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения
- ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями обучающегося, (воспитанника), договором между ПМПк и ПМПК
- ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения, объединяющихся для организации диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
- ПМПк может быть создана на базе ОУ любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя ОУ при наличии соответствующих специалистов.
- Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.
- ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося или воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
Примерный состав ПМПк
- Председатель консилиума – заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (в ДОУ – старший воспитатель)
- Педагог – психолог
- Учитель – дефектолог и/или учитель – логопед, социальный педагог
- Учитель или воспитатель ДОУ, представляющий ребенка на ПМПк
- Врач – педиатр или медицинская сестра.
Цель ПМПк
Обеспечение диагностико – коррекционного, психолого-медико – педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Задачи ПМПк
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в Учреждении) диагностика отклонений в развитии
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов воспитанников
- Выявление резервных возможностей развития
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Учреждении возможностей
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии, особые образовательные потребности.
- Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния
- Консультирование родителей (законных представителей).
Организация работы ПМПк
- Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по согласию родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся.
- Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
- По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
- Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка, которое подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
- На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
- Индивидуальная карта развития ребенка, индивидуальный образовательный маршрут и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только после ознакомления с ними родителей (законных представителей).
Направление на ПМПк
- При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в областную психолого-медико-педагогическую комиссию.
- При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума ОУ выдаётся родителям (законным представителям) на руки. В другие учреждения и организации, заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
ПМПк | ПМПК |
Направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов | Проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк |
Информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико- социальную помощь в рамках образовательного учреждения | Оказывает информационно- просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения |
Предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций ПМПк создает запрос на оказание методической помощи специалистам ПМПК | Осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК Оказывает методическую помощь ПМПк |
ПМПК по результатам обследования ребенка определяет:
- Статус ребенка
- Образовательную программу для ребенка с ОВЗ
- Условия пребывания ребенка с ОВЗ в группе ДОУ (полное или кратковременное пребывание с дальнейшей интеграцией на полный день)
- Потребность в психолого-педагогическом сопровождении, которое реализуют следующие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог)
- Необходимые для ребенка технические средства обучения, архитектурная доступность
- Срок повторного обращения в ПМПК
Источник