Роль письма в развитии ребенка

Результаты удивительных исследований объясняют, почему нам лучше отказаться от использования клавиатуры. Автор — доктор философии Уильям Р. Клемм, старший профессор неврологии Техасского университета.

Дети всё чаще пишут, используя клавиатуру, потому что они не умеют писать прописью, или потому что их почерк не разборчив. У меня есть внук, учащийся средней школы, которому сложно прочесть свои собственные записи. Бабушки и дедушки могут столкнуться с тем, что их внуки даже не смогут прочесть оставленные для них записки.

Когда мы, взрослые, посещали школу, первое, чему мы научились, — писать заглавные и строчные буквы, затем слова, предложения, параграфы и сочинения. Некоторым из нас посчастливилось посещать уроки чистописания, где мы научились красиво и разборчиво писать. Сегодня в нашей жизни присутствует клавиатура.

Письмо — важный инструмент когнитивного развития

Вместе с тем учёные обнаружили, что письмо является важным инструментом когнитивного развития, особенно при обучении мозга «функциональной специализации» [1], т. е. способности к оптимальной эффективности. При изучении письма мозг развивает функциональную специализацию, которая объединяет ощущения, моторику и мышление. Благодаря изучению изображений головного мозга было обнаружено, что во время написания букв активируются сразу несколько областей мозга, в отличие от письма с использованием клавиатуры или просто визуальной практики.

Также обнаружен дополнительный положительный эффект в развитии навыков мышления, используемых при чтении и письме. Чтобы писать разборчивым почерком, требуется точный контроль моторики пальцев. Вы должны быть внимательны и думать над тем, что и как вы делаете. Вы должны практиковаться. Исследования мозга показывают, что письмо активизирует те участки мозга, которые не задействованы в процессе использования клавиатуры.

Письмо от руки даёт нам целый ряд преимуществ просто за счёт самостоятельного написания букв. В ходе одного из исследований Университета штата Индиана [2] учёные провели сканирование мозга детей в возрасте до 5 лет до и после их обучения письму с применением различных методов.

Нейронная активность выше

У детей, которые писали от руки, нейронная активность была гораздо выше, чем у тех, кто просто смотрел на буквы. Связанные между собой области мозга, которые активируются во время чтения, также активировались во время письма от руки, но не во время набора текста. Это исследование также продемонстрировало, что написание букв в значимом контексте, а не просто их изображение, активирует гораздо большее количество областей в обоих полушариях мозга.

При обучении письму от руки, даже если это печатные буквы, мозг должен научиться следующему:

  1. Расположить каждый штрих относительно других штрихов.
  1. Изучить и запомнить размер, единый наклон и детальные характерные особенности каждой буквы.
  2. Развить навыки категоризации.

Письмо, по сравнению с печатью, гораздо полезнее, так как в процессе его используются более сложные движения, буквы не столь стандартны, а необходимость визуального распознавания способствуют появлению более широкого спектра образа букв. Кроме того, письмо быстрее и с большей вероятностью вовлекает учащихся в деятельность, обеспечивая чувство индивидуального стиля и сопричастности.

Уникальная связь руки с мозгом

Другие исследования подчеркивают уникальные связи руки с мозгом, когда речь идёт о выражении мыслей и идей. Вирджиния Бернингер, профессор Вашингтонского университета, сообщила о своем исследовании учащихся вторых, четвертых и шестых классов, которое показало, что при написании сочинений от руки они используют большее количество слов, делают это быстрее и выражают больше мыслей, чем в случае использования клавиатуры [3].

Существует целая область исследований, известная как «гаптическое восприятие», под которой подразумевается взаимодействие осязания, движений рук и функций мозга. [4] Письмо помогает мозгу интегрировать визуальную и тактильную информацию, а также мелкую моторику. Школьные системы, движимые плохо информированными идеологами и федеральным мандатом, всё больше ориентируются на тестирование знаний в ущерб развития способностей для получения знаний.

Положительный эффект для развития мозга схож с пользой, получаемой от обучения игре на музыкальном инструменте. Не каждый может позволить себе уроки музыки, но у каждого есть доступ к карандашу и бумаге.

Не каждый может позволить себе приобрести детям компьютер, но, может быть, эти дети не такие уж и обделённые, как мы думаем.

Письмо пока ещё с нами. Мы должны настаивать на том, чтобы оно присутствовало в наших школах.

.

Упомянутые исследования:

[1] Джеймс, Карин Х., Этвуд, Тея П. (2009). Роль сенсомоторного обучения в восприятии буквоподобных форм: отслеживание причин нейрональной специализации для букв.Когнитивная нейропсихология. 26 (1), 91-100.

[2] Джеймс К.Х. и Энгельгардт Л. (2013). Влияние опыта почерка на функциональное развитие мозга у детей, не имеющих грамотности. Тенденции в нейронауке и образовании. Статья в прессе.

[3] Бернингер, В. «Навыки письма, основанные на фактических данных, пригодные для развития K – 5: Обучение орфографической петле рабочей памяти для написания писем, чтобы развивающиеся писатели могли произносить слова и выражать идеи». Представлено на почерке в XXI веке ?: Образовательный саммит, Вашингтон, округ Колумбия, 23 января 2012 г. 

[4] Mangen A. и Velay J. –L. (2010). Оцифровка грамотности: размышления о тактике письма. В авансах в гаптике, отредактированной М.Х. Заде.

Источник: Psychology Today

Перевод Светланы Соловьёвой

Источник

                                                                       
Роль письменной речи в жизни современного человека, общества.
 
    Какова роль письменной речи для человека?
  Что же такое письменная речь? Письменная речь – это средство выражения мыслей, которые можно уточнить, отработать; это вербальное общение при помощи письменных текстов. Письменная речь использует графику и обладает сложной композиционно- структурной организацией. Письменная речь – это богатство человечества, исторический опыт его существования. Благодаря ее появлению до нас дошли сведения о наших древнейших потомках, мы можем читать и писать, постоянно обогащать себя новыми знаниями, развиваться.
   Но,        ведь нужно обучиться всему этому, чтобы жить дальше. Человек не может существовать в обществе без такого сложного психического процесса как письменная речь. Например, те же люди- маугли, выросшие в среде животных. Они умеют немного говорить, но это, всего лишь, нечленораздельные звуки. Их психическое развитие находится на первобытном уровне. Несмотря на внешний человеческий облик, их мозг не развит достаточно, они подобны животным, которые мыслят на уровне инстинктов.
  В статье Безруких М.М. «Трудности обучения письму и чтению» говорится о том, что  механический навык письма, которому обучают детей, не имеет никакой самостоятельной ценности. Это просто способность писать значки- буквы, но до появления письменной речи еще очень далеко. Она приводит выдержки из работ Л.С. Выготского: «письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев».
  Как пишет Цветкова Л.С. в книге «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление», для формирования письменной речи необходим определенный уровень развития устной речи, смысловой сферы и знаний детей, формирования целенаправленности в поведении, личностной и эмоционально- волевой сферы.
  Научить писать – не так сложно, сложнее научить думать, обликать мысли в слова, достичь тождества мысли и формы. Здесь во многом играет        роль        мастерство        педагога.
  Все-таки, что  значит для нас письменная речь? Читать умеют все, мы постоянно сталкиваемся с какими-то вывесками на улицах, читаем газеты, те же смс-ки и получаем информацию из интернета, читаем книги. Все это происходит благодаря акту чтения. Другое дело, что именно мы читаем, ведет ли это к духовному развитию? Только прочитав, что-то стоящее, мы начинаем думать, обдумывать, сравнивать, переносим в свой опыт, эмоционально откликаемся на прочитанное. Без этих важных составляющих чтения, мы не выносим для себя ничего значащего, нового, интересного, совершаем лишь механическое действие. То же самое и с письмом, можно овладеть навыком письма, но думать за нас не будет никто!
  Письменной речью мы пользуемся постоянно, она необходима нам, без нее невозможно жить. К сожалению, она постепенно видоизменяется, становится более конкретной, упрощается, в ней используется мало развернутых мыслей. А все потому, что мы разучиваемся общаться, говорим четко, конкретно и только по делу. А устная речь является базой для письменной.
 Поэтому учимся думать, говорить, учиться, чтобы не превратиться в тех        самых        людей-        маугли!
   

  Использованные материалы:

1.Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление»

2. Безруких М.М. «Трудности обучения письму и чтению»

3. https://psychology.academic.ru

Источник

Наталья Анатольевна
Формирование навыков письма в онтогенезе

Формирование навыков письма в онтогенезе

Рассмотрение процесса формирования навыков письма в онтогенезе базируется на ключевых подходах к изучению в целом теоретических аспектов развития речи детей. М. М. Безруких определяет речь как «один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива». Под речью авторы понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Фундаментальные теоретические исследования детской речи проводятся в трех основных направлениях,обозначенных как:

1. Психолингвистическое направление изучения детской речи.

В качестве основных исследовательских проблем психолингвистики выступают понимание и продуцирование речи, усвоение родного языка ребенком. Большое значение для изучения детской речи имели грамматика Н. Хомского, теория семантических составных (Е. Кларк, теория «функционального ядра понятия» (К. Нельсон, теория прототипа (Э. Рош и М. Боверман, что дали возможность по-новому описывать процессы овладения ребенком системой языка, предоставляя внимание функционированию его внутренних механизмов.

2. Изучение детской речи в рамках теории языковой деятельности.

Теория языковой деятельности, разработанная в исследованиях А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Л. Ф. Обуховой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др., представляет собой аналог западной психолингвистики, но имеет более широкую область исследования. Если психолингвистика изучала отношение между языковой системой и лингвистической компетенцией говорящего, не рассматривая внеязыковые явления и социально-культурные факторы, которые влияют на формирование речи, теория языковой деятельности включала в себя как коммуникативные, так и некоммуникативные проявления языкового поведения (Я. Пруша) и имела тенденцию к комплексному изучению речевой деятельности ребенка.

3. Когнитивное направление изучения детской речи.

Когнитивная революция, которая состоялась в середине ХХ ст., а именно развитие наук и технологий познания (Ф. Варела): эпистемологии, лингвистики, нейронаук, когнитивной психологии и изучение искусственного интеллекта, имеет самое непосредственное влияние на исследование детской речи. Речевое развитие ребенка рассматривается не само по себе, а в тесной взаимосвязи с развитием общих когнитивных способностей ребенка.

Исследователи выделяют пять компонентов речевого развития: сформированность звуковой стороны речи, развитие фонематических процессов, усвоение слоговой структуры слова, развитие связной речи. Речевое развитие ребенка дошкольного возраста на каждом возрастном этапе имеет свои закономерности, учет которых позволяет целенаправленно в комплексе развивать все стороны речи ребенка, стимулировать его активную речь.

Базируясь на понимании речи как одной из сложных высших психических функций человека, письмо определяется как психическая функция человека, реализуемая при совместной работе разных зoн мозга и является сложной психoфизиологической системой.

Изучение основ формирования навыков письма в онтогенезе основывается на следующих теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р.Лурия:

письмо является видом речевой деятельности со всеми присущими деятельности структурными компонентами;

письмо как деятельность имеет системный характер организации;

формирование письменной деятельности происходит в более широкой учебной деятельности школьников.

Выделенные подсистемы различны по своей организации, строению и занимают разные уровни иерархии в психической деятельности. Одни из них (сенсомоторные) относятся к элементарным, другие (лингвистические) – к высшим психическим функциям. Но их совместная деятельность является основой целостного процесса письма. Сформированность собственно языковых компонентов речи, зрительно пространственная ориентировка, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т. д. составляют функциональную базу письма.

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т. к. процесс письмаобеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного. Сформированность перечисленных психических процессов в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения всеми школьными навыками, в том числе и навыком письма.

У детей, овладевающих письмом, этот процесс осуществляется на произвольном уровне. По мере освоения письма, происходит не только объединение и автоматизация операций процесса письма, но и меняется его психологическое содержание. «Техника» письма (операциональная сторона) отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь как высшая ступень речевого развития.

Исследователи Т. Г. Визель отмечает, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Ребенок в онтогенезе усваивает закономерности языка «. на основе частичного анализа речи взрослых и на основе врожденных познавательных тенденций детского ума».

Н. Ф. Гусакова подчеркивает, что структура письма (рассмотренная нами в п. 1.1.) обуславливает тот факт, что предпосылки формирования и развития письменной речи закладываются у ребенка с рождения (на фонетическом и лексическом уровне, навыки письма активно развиваются в младшем школьном возрасте и усовершенствуются на протяжении всех последующих лет обучения. В процессе школьного обучения ребенок должен овладеть системой русского письма,которая с лингвистической точки зрения определяется четырьмя основными факторами: буквенно-звуковым (фонемографическим) типом; наличием алфавита как упорядоченной совокупности букв; графикой, определяющей приемы использования букв безотносительно к конкретным словам – с учетом лишь самих звуков и их окружения (главным образом в сильных позициях); орфографией, дающей правила написания конкретных слов и их форм (в части обозначения звуков слабых позиций).

При исследовании письменной речи, в частности, при изучении готовности к овладению навыкам письма, необходимо учитывать несколько аспектов данной проблемы. Письменная речь, прежде всего, относится к языковым явлениям. Вследствие этого необходимо учитывать факторы, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций; необходимо различать как психологические, так и физиологические аспекты; учитывать не только учение о психических операциях, но и психофизиологическую структуру каждой операции в отдельности, особенностях речевого развития. Также ключевым аспектом выступает то, что готовность к обучению письму включает сформированность устной речи, фонетико-фонематического восприятия; зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти; моторных функций и сложно координированных графических движений; интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Формирование письменной речи требует наличия определенной базы или предпосылок. Т. В. Ахутина акцентирует внимание на том, что существует пять психологических предпосылок формирования письмакак вида деятельности: сформированность (сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности; формирование (сохранность) разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений; сформированность двигательной сферы; формирование у детей абстрактных способов деятельности; сформированность общего поведения – регуляции, саморегуляции.

В понятие психологической готовности к обучению письму входит и лингвистическая готовность ребенка к овладению новым и наиболее сложным видом деятельности. Для того, чтобы осознанно выполнять языковые операции у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Его словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должны соответствовать возрастным нормам.

Письменная речь, как указывает А. Р. Лурия, имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру, чем устная, которая формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым и постепенно становится самостоятельной формой устного речевого общения. Если устная речь возникает у ребенка на 2-м году жизни, то письмо формируется только на 6-7-м году. В то время как устная речь возникает непосредственно в процессе общения со взрослыми, письменная речь формируется только в процессе регулярного осознанного обучения.

Развитие письменной речи в онтогенезе непосредственно обусловлено онтогенезом речевого развития. А. Н.Леонтьев выделяет 4 этапа в становлении речи детей: подготовительный – до 1 года; преддошкольный этап первоначального овладения языком – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 7 лет; школьный – от 7 до 17 лет. Указанные этапы не могут иметь четких и строгих границ, поскольку связаны не только с окружающей средой, но и с психической конституцией ребенка, его наследственностью и характером. Соответственно, каждый из них плавно переходит в последующий и может варьировать в рамках индивидуального спектра развития.

Главная особенность развития речи у детей на школьном этапе по сравнению с предыдущим –это ее сознательное усвоение: дети овладевают звуковым анализом, овладевают грамматическими правилами построения высказываний, как результат – совершенствуются грамматика речи, формируются и развиваются навыки письма и чтения; продолжается изучение родного языка. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письму.

Процесс письма, как указывает И. Н. Садовникова, связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя в различных видах письма их роль неодинакова. У ребенка к школьному возрасту морфологически и функционально еще не все участки коры головного мозга развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.

Письменная речь выступает результатом специального обучения, которое начинается с сознательного овладения в письменной форме всеми средствами выражения мысли. Ее предметом на ранних ступенях формирования выступает не столько мысль, которую необходимо выразить, сколько способы и средства графического отображения букв, а затем и слов, которые предметом осознания в устной, монологической или речи диалогической никогда не являлись. Технические операции письма и чтения являются основным предметом интеллектуального анализа и внимания на первом этапе овладения письменной речью: ребенок, который учится писать, сначала не столько оперирует мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Выражение мыслей становится лишь значительно позднее предметом его осознанных действий. Весомое значение имеет операция выделения из звукового потока фонем, их графическое отображение посредством букв, синтез в слове букв, последовательный переход от одного слова к другому. Лишь в процессе автоматизации обозначенных навыков в процессе усвоения письма обозначенные сознательные действия становятся неосознаваемыми операциями.

Таким образом, рассмотрение теоретических аспектов особенностей организации графической и орфографической системы русского языка позволяет рассматривать ее как систему графических знаков и как результат функционирования этой системы (совокупности текстов, записанных с помощью обозначенной системы графических знаков). Письмо представляет собой процесс своеобразного перевода акустического речевого сигнала в оптический. Современное русское письмо относится к алфавитному типу письмаи функционирует на основе таких основных принципов: фонетических, морфологический, традиционный.

Письмо – это сложная, системная и произвольная психическая деятельность, которая обеспечивается участием различных структурнофункциональных компонентов многих психических функций. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности,в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Основой формирования навыков письма выступает уровень развития устной речевой деятельности, которая закладывается с рождения. Важнейшее значение в oвладении письменной рeчью имеет уровень сформированности всех сторон речи. Нарушения фонематического и лексико-грамматического развития, звукопроизношения отражаются на письме, поскольку графическая речь исторически складывалась на основе звукoвой речи. Формирование предпосылок к овладению письменной речью, дальнейшее овладение письмом на начальном этапе школьного образования и, в дальнейшем, полноценное осуществление этого процесса обеспечиваются большим количеством структурных звеньев, занимающих различные уровни в иерархии психoфизической деятельности, а иx общее функционирование является основой целостного процесса письма.

Источник