Роль песочной терапии в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль песочной терапии в развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад № 156»

Доклад на тему:

«Роль песочной терапии в развитии дошкольников»

hello_html_379a9588.jpg

Воспитатель: Аверина Анна Александровна

«В песочной терапии мир детства
вновь распахивает перед человеком свои двери,
и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».

 Песочная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции. 

Юнгенианская песочная терапия  имеет свои  истоки в   книге известного писателя фантаста Г.Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описал игру, в которой участвовал с двумя своими сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различные истории, строили города и острова.

Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизирующих изобретательность и творческое воображение сыновья, играя с миниатюрными фигурками, дети  находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом.

Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу,  стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.

Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд (М.Lowenfeld, 1979; K. Bradway).  Дора Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, человеческая психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Однако чтобы этот иммунитет появился, необходимы определенные условия. Одно из таких условий – это создание надежного и безопасного пространства, в котором  человек  может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты. Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.

Песочная терапия особенно эффективна в следующих случаях:

  • сложности в психическом развитии ребенка

  • конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями

  • застенчивость, робость и неуверенность в себе

  • агрессивность

  • страхи

  • обидчивость и плаксивость

  • тревожность

  • излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия

  • склонность к длительным переживаниям

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Песок – природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок – очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма; Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие аномального ребенка

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

  • Развитие творческих, созидающих возможностей личности;

  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

  • Формирование позитивных коммуникативных моделей;

  • Творческая коррекция проблемных ситуаций;

  • Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

  • Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);

  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

  • Развитие навыков общения.

hello_html_m7ae92ce.jpg

Цель песочной терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
      Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.  Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции используется метод игровой песочной терапии.
       Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
      На первом занятии знакомят ребенка с песочницей, с правилами поведения в «Волшебной песочнице». «Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.

Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это  даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.
Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.
Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке:

  • Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т.п.)

  • Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.п.)

  • Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)

  • Умение обобщать по темам игрушки

  • Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)

  • Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)

  • Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)

  • Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)

  • Стиль семейных отношений (диалоги между героями)

  • Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера

  • Устойчивость и распределение внимания, работоспособность

  • Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т.п.)

hello_html_380d70c6.jpg

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,  развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Источник

Наталья Тихонова
Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»

«В песочной терапии мир детства

вновь распахивает перед человеком свои двери,

и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны».

Песочная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

Юнгенианская песочная терапия имеет свои истоки в книге известного писателя фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описал игру, в которой участвовал с двумя своими сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различные истории, строили города и острова.

Читайте также:  Мячи для 5 месяцев ребенку развитие

Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизирующих изобретательность и творческое воображение сыновья, играя с миниатюрными фигурками, дети находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом.

Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.

Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд (М. Lowenfeld, 1979; K.Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Согласно Юнгу, человеческая психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Однако чтобы этот иммунитет появился, необходимы определенные условия. Одно из таких условий – это создание надежного и безопасного пространства, в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты.Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.

Песочная терапияособенно эффективна в следующих случаях:

• сложности в психическом развитии ребенка

• конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями

• застенчивость, робость и неуверенность в себе

• агрессивность

• страхи

• обидчивость и плаксивость

• тревожность

• излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия

• склонность к длительным переживаниям

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Песок – природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок – очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;

Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

Развитие творческих, созидающих возможностей личности;

• Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

• Формирование позитивных коммуникативных моделей;

• Творческая коррекция проблемных ситуаций;

• Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

• Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

Развитие навыков речевого общения.

Цель песочной терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции используется метод игровой песочной терапии.

Читайте также:  Физического развития ребенка дошкольного возраста

Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Песочная терапияохватывает все области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», познавательно – исследовательскую деятельность.

В нашем детском саду дети с удовольствием играют с песком. Капризныхэто успокаивает, агрессивные дети становятся спокойными, дружелюбными. У детей развивается мелкая моторика, мышление, воображение, проявляется интерес, любознательность.

Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина – наши помощники», «Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду,выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Работая с детьми с песком:«Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.

Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому, лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.

Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.

Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке:

• Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т. п.)

• Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.)

• Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)

• Умение обобщать по темам игрушки

• Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)

• Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)

• Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)

• Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)

• Стиль семейных отношений (диалоги между героями)

• Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера

• Устойчивость и распределение внимания, работоспособность

• Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.)

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В статье была использована следующая литература:

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год

2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Игры в сказкотерапии» СПб 2008

Источник