Роль песни в развитии ребенка

Воспитательное значение пения в детском саду

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести

то же впечатление на  слушателя,что и голос,

который исходит прямо из души, как дыхание,

и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

Шушарджан С. В.

С самого рождения ребенок, постигая мир, получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Одним из первых способов освоения мира ребёнком является художественная деятельность. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он отличает музыку из всех получаемых впечатлений, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, подпевает взрослому. Кроме того, музыка предоставляет взрослым богатые возможности для общения с ребенком и создает основу для эмоционального контакта между ними. Не удивительно, что с древних времён музыку использовали как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Поэтому, пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Современные программы по музыкальному воспитанию для дошкольных образовательных учреждений отмечают, что целью музыкальных занятий является воспитание у дошкольников музыкальной культуры как части их духовной жизни. Воспитывая в детях любовь к музыке, развивая их музыкальные способности, музыкальный руководитель способствует осознанному отношению к ней.

Музыку издавна называют «языком чувств», ни одному виду искусства не доступно столь глубокое проникновение в душевный мир людей, не подвластна такая тонкая передача всей многообразной гаммы чувствований человека в их движении, развитии.

В музыкальном произведении получают воплощение мысли, чувства, настроения человека. Музыкальный образ передает общий характер явлений действительности через выражение передаваемых этими явлениями эмоций конкретных людей, конкретного народа. Поэтому и музыка каждого народа имеет свои отличительные качества, связанные с общественно-историческими условиями жизни, с особенностями художественного мышления данного народа.

Работа по музыкальному воспитанию ребенка, по обучению его пению – дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному ансамблевому и хоровому народному пению и научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система.

На музыкальных занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара, для обучения ребят должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя прежде всего ярко выраженное игровое начало. Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства и переживания.

Пение знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развитию у детей художественного вкуса, побуждает чувство любви к Родине, к родной природе.

Песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.

Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров песен – от протяжной до плясовой.

Надо расширять репертуар и за счет современных песен, доступность музыки и текста которых способствует быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития.

При разучивании песен важно помнить, что качество исполняемой песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневности.

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Только ребенок с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой талант.

Влияние пения можно разделить на прямое и косвенное.
К прямому влиянию относятся те эффекты, которые происходят в теле или психике человека непосредственно под воздействием пения. К косвенному (опосредованному) мы относим те, которые возникают под влиянием настроения, возникающего в результате голосового музицирования.

Интересно отметить тот факт, что пение одновременно действует на различные стороны нашей личности и независимо от возраста способствует выработке энергии, являющейся движущей силой эмоционального и психофизического развития. А значит, пение гармонично и всесторонне влияет на развитие человека в целом.

Влияние пения на физическое развитие ребенка

Под влиянием пения развиваются и укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и нервная системы, что в дальнейшем благотворно сказывается на поддержании жизненных функций, в том числе связанных с мускулатурой тела.

Дети, как правило, естественным образом сочетают пение с определенным движением тела, подчеркивая ритм песни. Такая природная склонность, правильно используемая мудрым родителем или воспитателем, ведет к усовершенствованию тела и формированию правильной осанки.

Повышение внимания к качеству звука во время пения предотвращает болезни гортани и возникновение узелков, которые могут появиться при крике.

Влияние пения на развитие речи

Влияние пения на развитие речи заслуживает отдельного внимания, так как это влияние просто огромно. Прежде всего, когда поют взрослые, они являют ребенку прекрасную форму общения, которая столь привлекательна, что побуждает малышей к собственным попыткам спеть что-либо. Кроме того, пение в замечательной игровой форме расширяет их словарный запас и выразительные возможности. К тому же сам ритм песни оказывает стимулирующее действие на развитие речи, опираясь на естественные потребности ребенка, связанные с физиологическим ритмом организма, а также с тем, что было невероятно близким ему в самом начале его жизни – в утробе матери.

Также при этом формируется культура высказывания собственных мыслей и взаимопонимания между людьми.

Влияние пения на психическую сферу

Пение оказывает заметное влияние на выплеск эмоций, улучшение настроения, возникновение чувства безопасности и смелости в проявлении себя. Дети, которые поют, веселее, спокойнее и смелее. Кроме того пение улучшает внимание (концентрацию), память и воображение, одновременно формируя потребности более высокого порядка, связанные с культурным уровнем человека.

Пение – это также отличное средство для снятия любого психического напряжения, возникающего в том числе при страхах и тревоге, а также агрессии.

Пение приносит эмоциональную разрядку и способствует выходу накопившихся эмоций, как приятных, так и неприятных, благодаря чему ребенку легче сохранить гармонию и душевное равновесие. Конечно, нелегко уговорить «кипящего гневом» ребенка присоединиться к совместному пению, но попробовать стоит, потому что результаты окажутся необычными и неожиданными.

Особо необходимо подчеркнуть необыкновенную роль колыбельных, которые поются вместе с ребенком перед сном, они расслабляют тело, снимая напряжение, облегчают последствия различных ощущений, суммарно накопленных в течение дня, и укрепляют эмоциональную связь ребенка с его родителем.

Но благодаря совместному пению можно улучшить отношения не только с родителями. Тот же эффект наблюдается и в группе детей, которые часто поют вместе. В таких группах, как правило, меньше ссор и драк, безболезненно проходит притирка характеров, дети плодотворнее сотрудничают в других областях и их настроение созвучно настроению всей группы.

Пойте на здоровье!

Источник

Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей

Значение музыки в развитии детей

Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский

Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.

А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

– Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн – чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

– Бетховен, Шуберт, Брамс – чтобы успокоиться;

– Бах от напряжения в отношениях;

– Моцарт, Лист, Хачатурян – для поднятия жизненного тонуса, активности;

– Чайковский, Бетховен – поднимает настроение;

– Бах, Гайдн – уменьшают злобность;

– Чайковский, Дебюсси, Мендельсон – концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

Влияние музыки на развитие ребенка

Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!

Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.

Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко – Вивальди и Баха – содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.

Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы – пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.

Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.

Источник

           Влияние детских мелодий на развитие ребенка

«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком.

Она так полно вошла в нашу жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…»

                                                                                    Д.Д. Шостакович

Эти слова великого советского композитора как нельзя лучше отражают значение воспитания в человеке любви к музыке, умение ее воспринимать.

Чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем прочнее это искусство займет место в его душе.

После многочисленных исследований было доказано, что музыка способствует улучшению работы памяти. Под воздействием музыки улучшается зрительное восприятие. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в период раннего детства усваивается быстро и запоминается на долгие годы.

Огромную роль в развитии ребенка и его становлении как личности играют детские мелодии. Они несут в себе огромный воспитательный потенциал,

поэтому их можно использовать в педагогических целях, песня помогает запомнить новые для ребенка слова. Песни, которые слушают и поют наши дети, развивают в них определенное мировоззрение.

 Важно, чтобы оно было радостным, позитивным. Детские мелодии в полной мере осуществляют эти задачи, т.к. они всегда веселы и задорны. Даже если песня немного печальная, то она все равно несет в себе познавательную или ознакомительную задачу. Ребенок, словно губка, впитывает представление об окружающем мире, о добре, справедливости, дружбе. Он начинает понимать какое поведение похвально, а что нужно осудить.

Детские мелодии приучают к танцам, которые в свою очередь воздействуют на нервную систему ребенка. Пение детских песен влияет на формирование творческих и умственных способностей ребенка. Напевая детские песни, ребенок развивается эмоционально, психически и физически.

 В мозге ребенка активизируются многие процессы , такие как память и внимание.

Пение способствует адаптации ребенка в обществе, некоторые исследователи рассматривают пение как одну из форм дыхательных упражнений.

Дети охотнее выбирают музыку с простым мотивом, мелодия должна быть веселой, бойкой. Наряду с прекрасными детскими песнями из популярных советских мультфильмов , например: «Приключения Чебурашки»,

«Бременские музыканты», « Мама для мамонтенка» и т.д. можно и нужно использовать песни из зарубежных мультфильмов. Современные дети очень любят музыку из таких мультфильмов как «Король лев», «Холодное сердце» и т.д.

Детские песни имеют очень большую воспитательную силу. Ребенок учится выражать свое мнение, знакомится с окружающим миром, поэтому нужно очень внимательно следить за подбором материала. Песни должны быть простыми, добрыми и веселыми.(например, «Песня про хомячка» Абелян»)

Если песни будут такими, то малышу будет легко воспринимать знания об окружающей среде.

Нужно петь вместе с ребенком различные песенки, легкие для запоминания.

Например, «Песенку Винни-Пуха». Если дома есть система караоке, тогда под музыку родители могут петь вместе с детьми детские песенки. Если нет караоке, то можно петь под аудиодиск. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например ,кружитесь в ритме вальса, играйте в «Ладушки-ладошки», пойте  «Каравай», «Мы едем, едем, едем» и т.д. Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня. Колыбельная – пора идти спать, «Антошка, готовь большую ложку»- пора обедать. Особенно это важно для маленького ребенка, который еще не умеет говорить.

 Музыка помогает справиться с проблемами дыхания, заикания. Если ребенок гиперактивный , то нужно почаще ставить для слушания спокойную музыку и нежные детские песни. Наоборот, веселые ,энергичные мелодии помогают справиться с чувством страха.

Важно помнить о том, что даже если ребенку очень нравится  музыка, не стоит допускать, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и дети просто перестанут ее замечать.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой – взрослые не знают известных детских песен, а если попросить детей спеть их любимую песню, то они поют песни из репертуара Кати Лель, Филиппа Киркорова, Стаса Михайлова. Это говорит о том, что дома им не включают детские песни, а они слушают то, что взрослые слушаю сами. И это далеко не лучший материал для детского восприятия. Еще хуже бывает тогда, когда некоторые музыкальные руководители  в угоду начальству и родителям инсценируют

песни Баскова или других современных певцов в исполнении детей.

Я считаю это недопустимым. Дело в том , что наши дети воспринимают лишь внешнюю оболочку и им не хватает знаний и опыта, чтобы отличить качественное о плохого и вот здесь как раз и начинается ответственность родителей за то, что слушают наши дети.

В наше время очень просто самому составить сборник детских песен для своего малыша. Нужно просто вспомнить какие песни вы любили сами.

На просторах интернета можно найти практически все, нужно только  сделать свой выбор, исходя из предпочтений вашего ребенка и в зависимости от того, какие качества вы хотите воспитать в вашем ребенке. Какие хотите привить ему привычки, какие чувства хотели бы взрастить в нем.

В этом году я проводила праздник «Моя семья» , где использовала много разных игр и заданий, которые дети выполняли вместе с родителями.

Все шло весело и задорно до тех пор, пока не наступило время очередного задания – каждая семья должна была узнать фонограмму известной детской песни и пропеть ее. Из двенадцати семей узнала песню только одна семья. Мне было очень грустно, но я сделала для себя вывод. Теперь я стараюсь чаще разучивать с детьми эти песни и включаю в совместные вечера досуга, которые очень любят и дети и родители. На таких совместных мероприятиях происходит сближение детей с родителями и мы, педагоги, открываем для себя родителей заново. Иной раз от скромного папы даже не ожидаешь такой бурной фантазии и веселья во время совместных игр и песен. На 23 февраля я проводила очередной вечер досуга и в конце, когда уже «Донесение» было доставлено в «Штаб», в конверте оказались детские рисунки для пап и слова песни «Идет солдат по городу» .По сценарию планировалось, что эту песню будут петь только те папы, которые входили в «Штаб», но все папы с радостью исполнили эту песню и с нетерпением ждали следующего мероприятия.

Очень важно, чтобы ребенок через песню развивался. У ребенка развивается память, музыкальный слух и музыкальный вкус, воображение, координация, внимание и т.д. Через игровую песенку, которая нравится ребенку, легче привить ребенку навыки опрятности, внушить ему какую-то важную мысль.

Таким образом, в игровой форме и без принуждения можно передать наследникам нашу культуру и наши традиции.

Нужно уделить время, чтобы создать свою фонотеку, включая песни, стихи, сказки, которые вы будете читать своему ребенку, но наши дети- это самое главное для всех родителей и они достойны такого индивидуального нашего внимания.

Использованные источники при создании данной статьи:

1.интернет ресурсы – статья Заболоцкой М.С  « Популярные детские     мелодии. Их роль в развитии детей»    

rastut-goda.ru›…detskie…ih-rol…razvitii-detej.html

2. интернет ресурсы – Советы музыкальных руководителей

    Макаровой Е.А. и Хадкевич Е.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Ласточка» ЯМР

ds 21- yar. edu .yar. ru

Источник