Роль пения в музыкальном развитии ребенка
Наталья Иваева
Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка
Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности дошкольника – это, прежде всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их средствами музыкальной и художественной деятельности. Музыкальные способности проявляются у дошкольников уже в раннем возрасте. В 5-6 лет ребенок накапливает специальные исполнительские навыки и умения. Именно в старшем дошкольном возрасте с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свойственную эстетическую окрашенность.
Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выражать свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства. Психологи, педагоги отмечают проявления попыток пения у малышей уже на первом году жизни. В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение способствует развитию речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется дикция ребенка, подвижность артикуляционного аппарата. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Отечественные физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма ребенка: доказано влияние пения на изменение кровообращения, дыхания и других физиологических процессов организма. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну их активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка.
В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельности способствует формированию правильной осанки.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольников.
Источник
Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности дошкольника – это, прежде всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их средствами музыкальной и художественной деятельности. Музыкальные способности проявляются у дошкольников уже в раннем возрасте. В 5-6 лет ребенок накапливает специальные исполнительские навыки и умения. Именно в старшем дошкольном возрасте с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свойственную эстетическую окрашенность.
Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выражать свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства. Психологи, педагоги отмечают проявления попыток пения у малышей уже на первом году жизни. В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение способствует развитию речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется дикция ребенка, подвижность артикуляционного аппарата. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Отечественные физиологи В.М.Бехтерев, И.П.Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма ребенка: доказано влияние пения на изменение кровообращения, дыхания и других физиологических процессов организма. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну их активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка.
В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельности способствует формированию правильной осанки.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольников.
Источник
Пение как вид детской музыкальной деятельности (один из видов исполнительства) занимает одно из ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании ребенка. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок и уже в дошкольном возрасте достаточно умело может им пользоваться; пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности (ладовысотный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение); оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (в связи с раскрытием содержания текста), физическое развитие (укрепление голосовых связок, легких, развитие слуха).
Хоровое пение лежало в основе системы музыкального воспитания З. Кодая (50-ые годы 20 века). В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Пение» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).
Задачи певческой деятельности дошкольников:
1. Формирование певческих умений и навыков;
2. Развитие музыкальности;
3. Формирование интереса к музыкальной деятельности, эстетических чувств, предпочтений – компонентов музыкально-эстетического сознания;
Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников.
Особенности детского голоса и меры по его охране
Организация этого вида деятельности требует знания и учета особенностей детского голоса, позволяет развивать его, соблюдая меры по его охране.
Среди таких особенностей можно назвать:
– короткие и тонкие голосовые связки,
– малая емкость легких, неширокий диапазон (как правило, до трех лет – звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2).
Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является:
– удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии, 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3);
– подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном;
– соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов.
– необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях.
При обучении пению особое внимание уделяется формированию вокально- хоровых навыков дошкольников. Важно учить детей уже в раннем возрасте соблюдать певческую установку – правильное положение корпуса во время пения. Так, необходимо сидеть (при исполнении разученных песен – стоять) прямо (в 2-4 года опираясь на спинку стула, в 5-6 лет – не прислоняясь к ней), ноги располагаются под прямым углом к полу, руки – на коленях, голова – прямо.
В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально-хоровые навыки:
– звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог;
– необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе); – дыхание (учить не брать дыхание в середине слов и фраз);
– дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные, в конце слов; этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте);
– чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения);
– ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах).
Источник
Легкодымова Людмила Анатольевна
ГБДОУ д/с №67 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт – Петербурга
Музыкальный руководитель.
Роль пения в музыкальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Исследованием природы детского голоса занимались такие видные педагоги и музыканты, как А.Д. Войнова, Н.М Метлов, Н.А. Ветлугина, Д. Огородников и др. Все их мнения сходятся в том, что умение петь, чисто интонируя, служит доказательством хорошего слуха и является главным признаком музыкальности. Что играет главную роль в пении? По утверждению А. М. Леонтьева умение воспринимать музыку не является врожденным, а является жизненным приобретением. Б. М. Теплов также считает, что отсутствие чистоты интонирования в дошкольном возрасте еще не указывает на неспособность пению, так как способность чисто интонировать может быть развита, как и другие музыкальные способности. Е. А. Алмазов – врач фониатр доказал, что главную роль в пении играет гортань совместно с дыханием, а слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани. Поэтому развитие музыкального слуха должно идти впереди развития голоса. Психологическая наука в лице Л. В. Выготского, Б. М. Теплова утверждает, что пение является одним из основных компонентов, от которого прямо зависит раннее и успешное музыкальное развитие ребенка.
Музыкальным слухом и музыкальной памятью природа одарила всех по – разному. Одному достаточно раз услышать мелодию и он повторит ее. Это, как считает А. Войнова и И.Павлов, смогут сделать только одаренные дети. Другой ребенок споет мелодию после многократного прослушивания. Третья группа детей и при условии неоднократного прослушивания мелодии не может чисто ее воспроизвести. Проблема не точно интонирующих детей «гудошников», является одной из труднейших при обучении пению. Н. Ветлугина, Д. Огородников, Н. Куликова, С. Брандель и др. проводили исследования в этой области.
Очень часто можно наблюдать такое явление: ребенок слышит искаженное пение, а сам чисто спеть не может, «гудит». Руководствуясь данными науки можно считать, что причинами неточного интонирования являются:
- Нарушение координации между слухом и голосом.
- Неразвитое чувство ритма.
- Неразвитое дыхание.
- Малоподвижный артикуляционный аппарат.
- Несоответствие песни диапазону детского голоса.
- Низкий разговорный голос.
- Отсутствие устойчивого внимания, застенчивость ребенка.
- Частые болезни. Отсутствие на занятиях.
Работу по развитию слуха и навыка чистого интонирования можно проводить на фронтальных занятиях, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, вне занятий, индивидуально, через рекомендации родителям. Необходимо найти контакт с ребенком, вызвать интерес, преодолеть застенчивость, пробудить в ребенке уверенность в собственных силах.
Могут использоваться следующие приемы:
- Вслушаться, найти звук (попевка «Начинает этот звук» и др.).
- Прямые указания: Ищи звук! Изменяй голос так, чтобы он сливался с услышанным звуком!
- Прикрыть ладошкой (затем ребенок делает это сам) одно, другое ухо.
- Различные звукоподражания: кукушка, пение на слоге, поезд и др.
- Расширить диапазон звучания, начиная с примарной зоны. Путем опевания звука, путем раскачивания на гласные, пение по схемам с подключением двигательного анализатора.
Во многом от природы даются основные характеристики голоса, определяющие его индивидуальность. Вместе с тем существуют большие возможности развития и улучшения качества звучания голоса. Так дети старшего дошкольного возраста способны различить чистое и фальшивое пение. Голоса бывают разные: высокие, низкие, глухие, звонкие. Но научиться петь красиво могут все. Для этого нужно быть очень внимательными, искать звук, вслушиваться в звук, изменять голос. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет определенной информацией о свойствах звука, различает темповые, ритмические изменения мелодии. Ребенок познает язык музыкальной речи и начинает им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Важно довести до сознания ребенка то, как нужно петь. Поэтому, нужно слушать вокальную музыку только в качественном исполнении. На занятиях и тематических беседах – концертах дети получают представление о народной песне, романсе, серенаде, песнях написанных специально для детей. Красота мелодии и голоса завораживающе действует на маленького слушателя. У ребенка возникает желание научиться петь так же красиво и выразительно.
Начинаем пение с распевания специальных упражнений, направленных на формирование вокально-хоровых навыков. Распевания не должны быть трудными. Их не надо часто менять. Каждый ребенок выполняет посильное задание.
Самым длительно формирующимся вокальным навыком является дыхание. Но часто заострять на нем внимание не следует, так как певческое дыхание вырабатывается в процессе пения. Для выработки свободного дыхания и задержки дыхания можно использовать следующие упражнения: «Вдохнуть аромат цветов», «Гармошка», «Шарик» и другие. Для задержки дыхания используется чтение стихов, скороговорок на одном выдохе.
Одной из причин, препятствующих выразительному пению, является не четкая, не ясная дикция. На занятиях можно использовать упражнения, направленные на активизацию работы артикуляционного аппарата:
– для развития подвижности мягкого неба и языка («секрет во рту», «свари яйцо»)
-для подвижности языка («погладь щечку», «прикуси язычок», «погладь щечку»)
-для освобождения нижней челюсти попевки на «бай», «дай».
-проговариваем скороговорки, потешки медленно, хорошо шевеля губами и языком; шепотом, говорком, с ускорением, в темпе песни, с усилением и ослаблением динамики.
Для чистого выразительного исполнения песни необходимо многократное его повторение. Музыкальное развитие – сложный процесс, в котором участвуют многие компоненты. Между ними устанавливаются различные взаимосвязи. Поэтому очень важно использовать рекомендации специалистов по развитию детского голоса и слуха: А. Войновой, К. Орфа, Н. Ветлугиной; рекомендации специалистов по восприятию музыки О. Радыновой, Д. Кабалевского; по развитию музыкально – ритмических движений А. Бурениной.
Целенаправленная работа по обучению детей пению способствует повышению уровня их музыкального и общего развития. Это позволяет не только углубить знания детей о музыке, но и воспитывать эстетическое отношение, интерес и любовь к песне.
Литература:
Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение,1985.
Радынова О. П., Катинене А. И., Паландишвили М.Л. – М.: Просвещение: Владос,1994.
Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение,1983.
Ред. Радыновой О.П. Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед институтов, учащихся пед. уч-ищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос,1994.
Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Буренина А.И.- 2-е изд., исправленное и дополненное – СПб: ЛОИРО 2000.
Источник