Роль педагогической оценки в эмоциональном развитии ребенка

Роль педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста.

Педагогическая оценка является одной из форм социальной оценки и выступает «фактом непосредственного руководства учеником» (Ананьев).

Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).

Основные функции оценочных воздействий.

1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;
2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.

Оценка педагога.

• способствует развитию чувства долга у детей;
• создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
• способствует формированию трудолюбия;
• определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.
 

Необходимо рассмотреть часто встречающиеся в практике виды оценок:
• прямую;
• предвосхищающую;
• косвенную;
• опосредствованную;
• отсутствие оценки.

Прямая оценка (часто встречающаяся) – адресована непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной.
Ученые пришли к выводу. Что положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Давыдова А.И., которая изучила волю детей дошкольного возраста, утверждает:
• волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
• даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается. С этим справиться не сможет.
Педагоги должны не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка.
Ориентирующая и стимулирующая функции положительной оценки.
Чтобы быть на уровне требований, которые предъявляются к процессу общения детей с взрослыми, поведение ребенка и его деятельность оцениваются и корректируются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.

Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую функцию, так как указывает на неправильный характер действий. Использование этой оценки должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и чувственны. А.С. Макаренко говорил о том, что дети, словно у них невидимые щупальца, чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Ребенок испытывает чувство обиды, если дети незаслуженно получает отрицательную оценку. Может появиться стремление, любым способом избежать – оценку. Отрицательная оценка сама по себе не обижает ребенка, если она дается спокойным тоном, в доброжелательной форме, и если она носит мотивированный характер. Злоупотреблять этой оценкой нельзя!
Эта мера применима к детям, которые обладают устойчивым чувством собственного достоинства, а если установка недостаточно развита, то – оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру и возможности закрепить за собой положительную репутацию, и тем самым, подавляет стремление к лучшему. Поэтому вместе с прямой отрицательной оценкой, необходимо употреблять прямую предвосхищающую оценку.

Предвосхищающая оценка.
В этой оценке содержится личностная оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам.
Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.

Отрицательная предвосхищающая оценка вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах.

Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку.

Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Подобное действие оказывает на детей косвенная оценка.

Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Поэтому ребенок должен ясно себе представлять, что от него требуют. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. В косвенной оценке можно выделить ориентирующую и стимулирующую функции.
Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.

Опосредованная оценка выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта – эта оценка чаще всего относится к детям школьного возраста. Знаменитый психолог В.Г. Ананьев выделил эту оценку в разряд оценок, не обладающих категорическим действием. Он отмечал, что педагог дает такие оценки непроизвольно, и в своей работе «Психология педагогической оценки», так описывает ситуацию: «Слушая ответ ученика, педагог не выражает своего мнения о правильном или неправильном ответе. Затем вызывает другого ученика и задает тот же вопрос. Выслушав второго ученика, говорит; «Вот это другое дело, садись! И ты садись!». Данная оценка, по его мнению, не должна применяться в практике воспитательной работы с детьми.

Читайте также:  Психологические рекомендации по развитию ребенка

Отсутствие оценки – является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Педагогическая оценка влияет на различные стороны воспитательного процесса, зная их особенности влияния на психику ребенка, зависимость детей от оценки воспитателя, мы предположили, что оценку можем целенаправленно использовать для оптимизации воспитательного процесса.

Педагогу необходимо помнить:
• любая оценка преломляется через «внутреннюю позицию» конкретного ребенка;
• позиция складывается из предшествующего опыта ребенка, его возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений.

Источник

Роль педагогической оценки в развитии личности ученика.

Важное значение для формирования положительной мотивации у учащихся занимает оценка и отметка, выставляемые педагогом, особенно, если эта отметка не совпадает с ожиданиями учащегося.  Разные исследователи по-разному трактуют оценку «и отметку. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует конечной цели. Оценка “сообщает” школьнику,  решена или не решена им данная учебная задача. Психологу следует привлечь внимание учителей к (проблеме оценки, имеющей существеннейшее значение для развития личности школьника. Оценка нетождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком для выявления, на сколько учащийся продвинулся с первоначального уровня владения знаниями, навыками и умениями. Отметка является результатом процесса обучения, его условно-формальным отражением в баллах и характеризуется сличением имеющихся знаний, умений с образцом.

Таким образом, в оценочном суждении учитель сначала разъясняет положительные стороны ответа (работы) ученика, отмечает наличие или отсутствие знаний, дает рекомендации и только затем, как вывод из сказанного, называет отметку. В развернутой оценке отмечаются не только продемонстрированные школьником знания, но также его усилия и старания, рациональность приемов работы, мотивы учения и т. д. Указание на положительные стороны работы ребенка является обязательным компонентом такой оценки. Ведь всегда можно найти, за что похвалить ученика.

К сожалению, в практике обучения учитель чаще всего ограничивает процесс оценивания “объявлением” отметки, если же какое-либо суждение иногда и высказывается, то лишь как необязательное добавление к ней. Такой подход к оцениванию, безусловно, неэффективен. Он сводит работу учителя “к приложению известных немногих шаблонов и в значительной степени освобождает учителя от тонкой и довольно сложной умственной работы – от вникания в индивидуальные особенности детей”.

Более того, значительное число ответов детей оказывается вообще никак не оцененным. “Ну, ладно, садись. Отвечать пойдет следующий” – и ученик остается без определенной оценки. Нередко интонации, жесты педагога, выражение его лица, отношение к ответам других учеников позволяют строить некоторые предположения о том, доволен он или нет. Но случается, что ученик лишен даже этой косвенной информации.

По этому поводу Б.Г.Ананьев писал: “Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, ситуаций, поведения педагога и учеников. Неоценивание ведет к переживанию учеником неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и их основы, приводит к известному частичному (в данном отношении) осознанию своей малоценности”.

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя: он проверяет работу школьника, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах учебной деятельности. Этим самым учащийся, как правило, освобожден от собственной оценочной активности. Поэтому младшие школьники нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку. В большинстве случаев дети этого возраста не видят связи между отметкой и собственными знаниями и умениями.

Таким образом, если ребенок не участвует в оценивании результатов своей учебной деятельности, связь между отметкой и освоением содержания учебной деятельности остается для него скрытой. Отметка, лишенная своего основания (содержательной оценки), приобретает для учащегося самостоятельное, самодовлеющее значение. В младших классах (особенно среди девочек) нередко наблюдается “коллекционирование” отметок: подсчитывается, сколько получено “пятерок”, “четверок” и т. д.

Как говорилось выше, отметка становится для школьников важнейшим мотивом учебной деятельности. По существу, многие дети учатся ради отметок. Усиление мотивационной роли отметки происходит в ущерб развитию собственно познавательных мотивов. Это убедительно доказывает целый ряд экспериментов. В одном из них группе учеников было предложено в качестве игры самостоятельно выбирать и решать задания разной сложности. В другой группе детей выбор и решение аналогичных заданий проводились на отметку. Оказалось, что дети, которым за решение ставили отметки, выбирали более легкие задания, кроме того, они испытывали более высокий страх перед неудачей.

Следовательно, введение отметок тормозит интеллектуальную активность и способствует развитию мотивации избегания. Становясь сильным фактором внешней мотивации, отметка вытесняет истинный познавательный интерес ребенка.

Школьная отметка как мощный мотивационный фактор, влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей – родителей, родственников, учителей, одноклассников – очень существенно, “отличник” ребенок или, скажем, “троечник”, при этом престиж первого из них несопоставим со спокойным безразличием ко второму.

Читайте также:  Социогенетические подходы к развитию психики ребенка

Подобная “фетишизация” отметок со стороны значимых для ребенка людей приводит к тому, что школьники очень скоро осознают влияние отметки на отношение к ним окружающих. Не всегда справляясь с трудностями учебной жизни, дети уже в младших классах “получают первые “навыки” добывания, уничтожения и сотворения отметки”, прибегая порой к недозволенным приемам (списывание, самовольное исправление отметки на более высокую, обман и пр.).

Учитывая многообразные негативные последствия отметки на становление учебной деятельности, психологами и педагогами предпринимаются попытки выведения отметки из школьной практики. Яркий пример – разработанная Ш.А.Амонашвили концепция обучения на содержательнооценочной основе. Безотметочное обучение введено и в I классах массовых школ. Одним из решающих оснований для этого послужили результаты психофизиологических обследований первоклассников, согласно которым низкие отметки являются сильным психотравмирующим фактором и резко снижают работоспособность детей в течение всего рабочего дня.

Внешняя мотивация (в том числе и отметка) может оказаться эффективной только в тех видах деятельности, которые сами по себе ребенку не интересны. Однако отказ от отметок в начальной школе, решая одни проблемы, порождает другие. В начальных классах психологу нередко приходится сталкиваться с тем, что дети выпрашивают отметки: за выполненные ими тестовые задания/рисунки и пр.: “А что вы мне поставите? Поставьте мне, пожалуйста, отметку”. При этом они не всегда удовлетворяются содержательной оценкой сделанного. Потребность детей в обратной связи естественна и закономерна. Но отметка как единственная форма удовлетворения этой потребности может свидетельствовать о том, что содержательный способ оценивания детям незнаком.

Из сказанного следует, что обучение без отметок не отменяет содержательной оценки, без ко торой невозможно формирование полноценном учебной деятельности. Поэтому, безотметочное обучение в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждою ученика Практика показывает, что этому умению необходимо специально обучать даже опытных педагогов, вырабатывая у них установку на видение индивидуальных возможностей и способностей детей. Оценка, как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности, формируется у ребенка постепенно, в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перс хода действия оценивания от учителя к ученику. Поэтому, оценка должна ставиться за продвижение учащегося к проектируемой им модели, а отметка за сличение моделируемого проекта с его реализацией.

Источник

   Консультация для воспитателей на тему

«Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста»

Во все времена педагоги стремились найти средства и методы, которые способствовали бы оптимизации процесса воспитания и обеспечивали полноценное развитие личности дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях довольно подробно раскрыто содержание таких воспитательных средств, как игра, труд, этические беседы и пр. Их анализ позволил вычленить компонент, присутствующий в каждом из них, а именно оценку.

        Традиционно оценка относится к методам поощрения и наказания. Под ней подразумевается положительное или отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме одобрения, похвалы, замечания, порицания и т.д. Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая  стимулирующая: ориентирующая заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживанием ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к действию.

        Авторы как психологических, так и педагогических исследований указывают на то, что оценка оказывает значительное влияние на развитие и воспитание дошкольников. В их работах отмечается: находясь в окружении сверстников, ребенок нередко оказывается в такой ситуации, когда от него требуется самостоятельно решить, как надо поступать, однако ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, сделать необходимый выбор, осознать, хорошо или плохо поступил он сам (или его ровесник). Исследователи объясняют это тем, что социальный опыт дошкольника слишком мал, он не всегда сознательно способен выбрать те правила, на основании которых он совершает конкретный поступок, поэтому педагогу необходимо постоянно и систематически оценивать его действия. Оценка должна помочь ребенку осознать значимость собственных поступков, их соответствие существующим нормам и правилам.

        Известно, что в период дошкольного детства педагог, как правило, является для ребенка непререкаемым авторитетом. И если педагог оценивает поступок положительно или отрицательно, то и дошкольник, сталкиваясь впоследствии с подобными поступками, дает им такую же оценку, как и взрослый. Это лежит в основе представлений о том, как ребенок усваивает нормы поведения.

                             Установлено, что оценка педагога:

 – способствует развитию чувства долга у детей;

 – создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;

 – способствует формированию трудолюбия;

 – определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и пр.

        Вот почему значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника трудно переоценить.

        В то же время практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений очень часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки ребенка. В этой связи нам представилось необходимым рассмотреть наиболее часто встречающиеся на практике виды оценок, а именно: прямую, предвосхищающую, косвенную, опосредованную, а также отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

        Основным, наиболее часто встречающимся видом оценки является прямая оценка, адресованная непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение непосредственно к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной. Исследователи, занимающиеся вопросами влияния положительной и отрицательной оценки на формирование самооценки, пришли к такому выводу: положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требования.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка одного года

        Правомерность частого использования прямой положительной оценки подтверждается рядом психологических исследований, в которых отмечается6 ребенок, должен не только овладеть необходимыми умениями и навыками, но и испытать радость успеха, почувствовать уверенность в своих возможностях. Это одно из важнейших условий формирования положительного отношения к вынужденной деятельности, которая не всегда привлекает его, так как ребенок побуждается к деятельности потребностью или эмоцией и только потом оценкой. Самообслуживание, соблюдение правил гигиены как деятельность не всегда доставляет ребенку радость или удовольствие, однако могут привлекать его в том случае, если его успехи поднимают его во мнении окружающих.

        Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатель формирует у него уверенность и волевое усилие. А. И. Давыдова, исследовавшая волю детей дошкольного возраста, утверждает: 1) волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех; 2) даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается, с этим справиться не может.

        Дети в лучшем случае остаются безразличными к делу, которым они не могут овладеть, или относятся к нему отрицательно; но при этом волевое усилие, необходимое для выработки привычек, не проявляется. Педагоги должны не только помочь ребенку обрести уверенность в своих силах и достичь успеха, но и показать ему успех, вызвать тем самым радостные переживания. Этому способствует прямая положительная оценка, значение которой подтверждается и физиологическими исследованиями. Физиологи утверждают: положительная связь укрепляется с той деятельностью, которая дает удовлетворение и уверенность.

        Другой стороной положительной оценки являются ее ориентирующая и стимулирующая функции. Процесс общения со взрослыми и сверстниками предъявляет к ребенку определенные требования, его поведение и деятельность так или иначе оцениваются и тем самым корректируются. Чтобы быть на уровне этих требований, ребенок должен усвоить систему правил поведения, моральных норм и отношений, должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Положительно оценивая детей, педагог сравнивает их настоящее поведение с прошлым и настоящую оценку с предыдущей. Это помогает детям лучше осознать свои успехи.

        Сравнением поступков и оценок педагог не только позволяет осознать новые умения, но и подчеркивает объективный характер своих оценок, дает возможность понять, что его оценки зависят от поведения самого ребенка. В то же время, чтобы положительная оценка являлась средством ориентации детей в своих знаниях и умениях, необходимо, чтобы в ней был раскрыт либо смысл поступка, либо степень овладения ребенком каким-то действием или качеством.

        Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую и стимулирующую функции, так как указывает на неправильный характер действия. Однако применительно к детям дошкольного возраста, как показывают психологические и педагогические исследования, ее использование должно быть ограничено, так как дошкольники легкоранимы и чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые. Иногда, получив отрицательную оценку, ребенок испытывает чувство незаслуженной обиды. Это происходит, если педагог неверно разобрался в ситуации, не учел мотивов, которыми руководствовался ребенок. В этих случаях отрицательная оценка теряет свою ориентирующую функцию; более того, приносит огромный вред, так как в результате дети приобретают опыт отрицательных отношений со взрослыми и сверстниками, у них закрепляются отрицательные мотивы поведения, а иногда появляется бессознательное стремление любым способом избежать отрицательной оценки, даже путем обмана. В то же время в процессе воспитания нельзя обойтись без отрицательных оценок. Сами по себе они не обижают ребенка, если даются спокойным тоном, в доброжелательной форме, носят мотивированный характер. Опираясь на знание индивидуальных особенностей детей, педагог может дать отрицательную оценку ребенку либо в присутствии всей группы, либо индивидуально. Злоупотреблять отрицательной оценкой, которую условно можно назвать «лишением чести», вредно. Эта мера применима лишь в тех случаях, когда ребенок обладает достаточно устойчивым чувством собственного достоинства, а педагог уверен, что, пережив так называемое «падение», ребенок отнесется к этому как к временной неудаче и сохранит установку на положительное отношение окружающих. Если же эта установка недостаточно развита, то отрицательная оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру в возможность закрепить за собой положительную репутацию и тем самым подавляет стремление к лучшему, поэтому наряду с прямой отрицательной оценкой, адресованной ребенку, необходимо использовать положительную предвосхищающую оценку.

        Применение предвосхищающей оценки в педагогической литературе рассмотрено довольно подробно. Авторы указывают на то, что, как правило, в подтексте этой оценки положительно или отрицательно оценивается личность ребенка («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу, ты ведь очень послушный»; «Я уверена, что ты не выполнишь мою просьбу, ты ведь очень непослушный»), т.е. в предвосхищающей оценке содержится лиая оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношения со сверстниками.

        Положительная предвосхищающая оценка вызывает у ребенка желание выполнять поручения педагога, укрепляет его уверенность в своих силах и правильности совершаемых поступков, т.е. выполняет стимулирующую функцию. Отрицательная предвосхищающая оценка, как правило, вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, иначе говоря, выполняет депрессирующую функцию.

Источник