Роль педагогических знаний для развития ребенка дошкольника

Роль педагогических знаний для развития ребенка дошкольника thumbnail

Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка – это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по – доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной” волне” с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Источник

Библиографическое описание:

Лосик, Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников / Е. И. Лосик. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2996/ (дата обращения: 28.01.2021).

Одной из
приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе
развития общества является организация учебно-воспитательного
процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и
интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности
ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и
познавательная. Важность дошкольного детства как сензитивного периода
в формировании познавательной активности личности обосновывается в
трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.).

Известно, что
познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из
потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от
рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в
процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у
ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно
больше нового.

Авторы, занимавшиеся
исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б.
Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают,
что познавательная активность является одним из важных качеств,
характеризующих психическое развитие дошкольника.

Познавательная активность –
стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений
окружающего мира; сложное личностное образование, которое
складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как
субъективных, так и объективных.

Старший
дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития
познавательной активности личности. Но это не означает, что
познавательная активность формируется самостоятельно. Известно, что
ребенок – существо социальное. Среда для него выступает
условием и источником развития.

М.И.
Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной
активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые
годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой
является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со
значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения
ребенка со всем остальным миром [2, с. 24].

Отношения ребенка с
окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под
руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами
деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность
детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.
Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога,
стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия
следующих личностных параметров:

  • способности к активной и
    разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

  • тактичности, чувства
    эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и
    взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при
    необходимости и защищать;

  • умения обеспечивать
    внутригрупповое и межгрупповое общение;

  • знания особенностей
    психического развития детей;

  • способности к собственному
    саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование
познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления
творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей
личности, которые называют признаками творческой личности:

  1. способность замечать и
    формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд
    очевидное, избегать поверхностных формулировок;

  2. умение вникнуть в проблему
    и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

  3. способность отказаться от
    ориентации на авторитеты;

  4. умение представить
    знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

  5. способность к ассоциациям
    (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в
    сознании образы и создавать из них новые комбинации);

  6. готовность памяти
    (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний,
    упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

  7. креативность, то есть
    способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс
    [4, с. 47].

Е.А.
Панько подчеркивает, что положительное отношение к познанию
достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения
между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый
ребенок признается активным субъектом собственной жизни и
деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от
отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом
определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе.
Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание
взрослого к его делам и проблемам [5, с. 155].

Взрослые должны уметь
видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и
возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей
индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Необходимо
учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за
его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его
собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым
уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а
высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка
нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности,
так как это может привести к появлению стойкого отрицательного
отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной
системе в целом.

Необходимо
формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий
познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у
него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить
взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи
тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять
позитивное.

Для
эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и
ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и
свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и
особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет
способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к
познавательному процессу.

Ребенок, как и взрослый,
находится в постоянном процессе познания мира, он думает,
анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с
другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками,
познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности
ребенка, его познавательной активности [3].

По мнению
Л.А. Беляевой, одним из основных побудителей познавательной
активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия
бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не
мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия
реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в
каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался
познавательный интерес, сложилась установка на познавательную
деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной
реакцией на побудительные действия со стороны педагога.

Развитие
познавательной активности таких детей начинается с воздействия на
органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие
демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают
внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает
неустойчивая познавательная активность низкого уровня –
любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?».
Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов,
воздействием на воображение и эмоции ребенка должно привести
возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к
решению выдвинутой проблемы может привести к развитию познавательной
активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога
[1, с. 12].

В современных
психологических и педагогических исследованиях (Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько, А.Н. Белоус, С.В. Кондратьева, Л.А. Ковалевский, Б.Т.
Ковалев и др.) раскрываются специфические требования к педагогу
дошкольного учреждения, необходимые для реализации целого ряда
педагогических функций:

  • информационной,
    предполагающей умения пользоваться речевой выразительностью, точно,
    кратко, логично излагать материал и добиваться понимания,
    пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в
    процессе усвоения материала;

  • побудительной,
    предусматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к
    активности, переводить знания в практические действия, оценивать
    деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в
    соответствии с возрастом;

  • конструктивно-организаторской,
    включающей в себя ряд умений: планировать педагогический процесс,
    подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной
    (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, организовывать
    выполнение режима в разных возрастных группах, создавать развивающую
    среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности
    ребенка;

  • диагностической,
    содержащей умения определять особенности физического и психического
    состояния детей и учитывать это в собственной деятельности,
    осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной
    работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков
    поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с
    использованием различных методов учебно-воспитательной работы;

  • координирующей,
    предполагающей наличие следующих умений: устанавливать деловые
    контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом
    просвещении родителей, раскрывать им подержание, методы
    общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в
    работе дошкольного образовательного учреждения;

  • коммуникативной,требующей
    от педагога высоких нравственных качеств и черт характера,
    проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда
    доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым [4, с. 48].

Развитие
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во
многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет
организовывать процесс познания воспитанников:

  • метод неожиданных решений
    (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной
    задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

  • метод предъявления заданий
    с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы,
    направленные на получение дополнительной информации;

  • метод, стимулирующий
    проявление творческой самостоятельности составления аналогичных
    заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

  • метод «преднамеренных
    ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный
    путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать
    свои пути и способы решения задачи [6, с. 14].

Таким
образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием,
чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность
старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества
воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей
психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и
терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и
любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших
дошкольников познавательную активность.

Литература:

  1. Беляева, Л.А.
    Педагогические условия развития познавательной активности школьников
    в детских объединениях : автореф. дисс. … канд. пед. наук /
    Л.А. Беляева. – Томск, 2004. – 25 с.

  2. Лисина, М.И. Развитие
    познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И.
    Лисина // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 18-25.

  3. Литвиненко,
    С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период /
    С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации
    [Электронный ресурс]. – 2010. – 4. – Режим доступа
    : https://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.

  4. Новопавловская,
    Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство
    формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста /
    Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. –
    № 8. – С. 46-48.

  5. Панько, Е.А. Воспитатель
    дошкольного учреждения / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень,
    2006. – 264 с.

  6. Попова, Н.В.
    Педагогическая система стимулирования познавательной активности
    детей старшего дошкольного возраста : автореф. дисс. … канд.
    пед. наук / Н.В. Попова. – Барнаул, 2002. – 22 с.

Источник