Роль педагога в речевом развитии ребенка

Роль педагога в речевом развитии ребенка thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

детский сад №13 «Искорка»

Сообщение

к педагогическому совету

на тему: «Роль воспитателя в развитии речи детей».

подготовил:

воспитатель детского сада

№13 «Искорка»

Москвина Н.В.

г. Людиново 2014 год

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в саду является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и  точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен разговаривать понятно и доступно, короткими фразами, а громоздкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «значит»), исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, воспитатель объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяет круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а не правильное произношение может взять за эталон.

Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной критикой, могут закрепиться, стать привычкой в более взрослом возрасте.

Интонационная выразительность речи – важный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста,  дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем снова перестают слушать.

Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем они говорят. Поэтому с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды. – это утомляет и взрослого, и детей.

Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительной речи.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка;
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, то есть хорошую дикцию;
  3. Использовать в своей речи литературное произношение;
  4. Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности;
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом ребенка;
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.

Источник

Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речидва важных требования:

Читайте также:  Работа с родителями по развитию связной речи ребенка

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);

2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё является образцом для детей.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно – важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

• при работе с картинкой;

• при пересказе;

• при рассказывании из личного опыта;

• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. “

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

К ним мы относим:

1. разговор с детьми

2. поручения и задания

3. беседы

4. рассказывание

5. чтение

6. письма

7. заучивание стихотворений.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Читайте также:  Развитие мозга и здоровье ребенка

Список использованной литературы

1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

3. Столяр А. А. Давайте поиграем. – М.: Наука, 2008.

4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Источник

Children painting with teacher.Неоспоримо важная роль в речевом развитии детей отводится воспитателю дошкольной организации. Учитель-логопед занимается развитием и совершенствованием речевого общения, а воспитатель закрепляет полученные детьми навыки. Воспитатель выполняет коррекционные и общеобразовательные задачи.

Работа воспитателя должна носить многоаспектный характер и направлена на развитие как речевых, так и вне речевых процессов. Особую роль в коррекционно-развивающей работе воспитатель должен отводить развитию мыслительных операций и высших психических функций. Такой подход создает необходимую почву для формирования речи.

Немаловажно создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, сформировать правильное отношение дошкольников друг к другу и к окружающим, развить этические и нравственные представления.

Мотивировать ребенка на дальнейшее занятие помогает фиксация на успехах, поэтому воспитатель должен крайне внимательно относиться к психическому состоянию ребенка, обозначать все положительные изменения на каждом занятии. Такое поведение помогает стать ребенку более уверенным в своих силах, перестраивает отношение дошкольника к своему дефекту, к самому себе и к окружающим.

Не менее важной задачей воспитателя становится ежедневное наблюдение за речевой деятельности дошкольников, контроль, направленный на правильное использование поставленных и исправленных учителем-логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если имеется необходимость, воспитатель исправляет неправильные моменты в речи ребенка. В связи с этим, речь самого воспитателя должна служить неоспоримым примером для дошкольников с общим недоразвитием речи, она должна быть четкой, хорошо интонированной, внятной и выразительной.

В обязанности воспитателя входит наблюдение за тем, на каком уровне закрепления звуков находится дошкольник и как он ими пользуется в повседневной жизни.

Процессы развития речи и развития мелкой моторики взаимосвязаны, поэтому воспитатель в течение дня должен предлагать детям различные игры, развивающие тонкие движения пальцев – складывание мозаики, застегивание и расстёгивание пуговиц, занятие с сенсорными ковриками, рисование пальчиковыми красками.

Пополнение, уточнение и активизация словаря детей является важной задачей в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель находится с детьми в разнообразной обстановке: в раздевалке, спальне, игровой, в умывальной комнате, поэтому, работая с дошкольниками в течение дня, в отличие от учителя-логопеда, он имеет возможность постоянно активизировать и закреплять новые слова, вводить их, тем самым, в самостоятельную речь.

Еще одна важная задача – это систематический контроль за поставленными звуками и за грамматической правильной речи детей.

Воспитатель обязан исправлять ошибки дошкольников не только в процессе занятия, но и в течение всего дня. Исправления должны быть доброжелательными и корректными.

Воспитатель должен знать несколько правил, касающихся исправления ошибок во время занятия.

1.Занятие имеет ограничение по времени, поэтому долгие объяснения в процессе НОД неуместны.
2.Ошибки нужно исправлять, привлекая внимание всех детей.

Развитие высших психических функций, а именно памяти и внимания, тесно связано с развитие речи и является важной коррекционной задачей для воспитателя. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей.

Неоспоримо важно совершенствовать словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, т.к. развитие мышления влечет за собою развитие речевых навыков.

Коррекционная работа воспитателя должна включать в себя развитие артикуляционной моторики. Артикуляционную гимнастику следует проводить утром и после дневного сна в течение 3-5 минут.

Решая коррекционные задачи, воспитатель не должен забывать об общеобразовательных: обучение по всем разделам Программы, воспитание по всем разделам Программы, работу с родителями.

Автор: Денисова Надежда Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Дюймовочка», г. Луховицы, Московская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2015 год

План конкурсов
для детей на 2015 год

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Источник

Татьяна Мыгаль
Мастер-класс «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Всем нам известна поговорка “Слово – визитная карточка человека”. От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателемв различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т. д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения и является нравственным и общественным долгом каждого педагога.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи“.

Читайте также:  К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем сле-дует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем, нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.

Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по развитию речи образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.

Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни.

Существует несколько правил:

Правило 1. В речинадо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной.

Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны»,а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку»,назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т. д.

Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к детям. Очень часто педагоги обращаются к детям в прошедшем времени. Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени.

Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы!

Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ,например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!

Правило 8. Избегайте многословия.

Правило 9.Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

• Сначала, простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)

• Затем, вопросы, требующие размышления анализа

• в конце, вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Источник