Роль педагога в развитии творческих способностей ребенка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»

Воспитатель:

Оберемко Е.А

                             «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

 его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Фридрих Шиллер

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.    

     Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для  воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности – рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен  демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

     В связи с этим воспитателю должны быть присущи  определённые  качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий  круг интересов и умений, чувство юмора.

     Владение воспитателем эффективными методами  воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей,  поощрение работы над  предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей  всех,  оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников,  вовлечение детей в совместную деятельность и др.

Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.

. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии  и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Литература

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050

7. https://infourok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html

Источник

          В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

           Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, неуступчивость, равнодушие. Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети пытаются разрешить конфликт с помощью силы, крика.

Недостаточно внимания уделяют этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального. Проблема социально – личностного развития становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

                 И наша задача – помочь правильно и умело приобрести социальные навыки, научить детей адекватно вести себя в обществе.

           Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально – личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

        Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.

Актуальность и необходимость формирования у детей интереса к театрализованной деятельности и повышения уровня освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» смотивировали меня на разработку  проекта «Волшебный мир театра»

Цель: Развитие у дошкольника личностных качеств, необходимых для успешной учебной деятельности.

Задачи:
1.Развивать   коммуникативные   и двигательные навыки, творческие способности,  умения подчиняться правилам игры.
2. Формировать  простейшие   образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев).
3.Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике  и пантомиме)
4.Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой  деятельности.

Была подобрана методическая литература . Разработано тематическое планирование.

 Совместно с музыкальным руководителем были подобраны художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально – литературных композиций, инсценировок. 

Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни.

При создании предметно – пространственной среды,  обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала следующие факторы:

– индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

– особенности его эмоционально – личностного развития;

– интересы, склонности, предпочтения и потребности;

– любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

– возрастные и полоролевые особенности.

Учитывая полоролевые особенности детей, в уголке  театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

В группе создан «Уголок театра», где находятся различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой,  на фланелеграфе), костюмы, шапочки, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре,  ширмы, настольно – печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции».

В течение года в работе с детьми использовала такие формы и методы работы как

  • Просмотр спектаклей и беседы по ним.
  • Знакомство с различными видами театров, обогащение представлений о театре и театральных профессиях через показ презентаций, рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение спектаклей в детском саде.
  • Игры драматизации. (по р.н.с….)
  • Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
  • Коррекционно – развивающие игры. Игры, направленные на сплочение детского коллектива«Давайте познакомимся!», «Здравствуй – прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала».
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Пальчиковые игры для развития моторики рук.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии«Одно и то же по-разному», «Превращение предмета».
  • Творческие игры со словом «Сочини сказку».
  • Игровая самостоятельная деятельностьс различными видами театров (настольный, пальчиковый, кукольный).
  • Совместная изобразительная деятельностьпо изготовлению декораций, масок.
  • Знакомство с художественной литературой

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играет наглядный материал(картинки, иллюстрации).При рассматривании иллюстраций, особое внимание я уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.( Например:”Что с ним? Почему плачет?)

Дети в группе разные: кто – то общительный, веселый, кто – то застенчивый, кто – то агрессивный, гиперактивный. Для детей с разными особенностями, я подбираю разные роли, сюжеты. Так, гиперактивным детям я предлагаю роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно.

 Агрессивным детям стараюсь не давать роли злых, отрицательных персонажей. Застенчивым детям, которые долго не берут на себя какую – либо роль, я предлагаю подражать с места роли героев или коллективно проигрывать роль.

Неуверенные в себе дети чаще предпочитают кукольный театр, где необходимый атрибут – ширма, за которой ребенок стремится спрятаться от зрителей. Таким образом, театрализованные игры оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяя использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры малыши чувствуют себя раскованно и свободно.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

– выбор детьми роли по желанию;

– распределение ролей по карточкам;

– проигрывание ролей в парах.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся

участниками событий из жизни людей, животных, растений.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

  • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
  • осваивают способы их внешнего выражения,
  • осознают причины того или иного настроя.

Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:

  1. Солёный чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка потухла, зажглась.
  5. Грязная бумажка.
  6. Тепло – холодно.
  7. Рассердились на драчуна.
  8. Обиделись.
  9. Мне грустно.
  10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития

  • активизация словаря,
  • совершенствование диалогов и монологов,
  • освоение выразительности речи,
  • совершенствование звуковой культуры речи.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».

Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово):

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

  1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
  2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
  3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

  1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

Велико значение театральной деятельности и в рисовании, лепке, конструировании.

Приобщая детей к театральному искусству, смотрим спектакли в исполнении

взрослых, которые позволяют детям осваивать законы жанра (ТЮЗ Грим –маски г. Екатеринбург, «Да, здравствуют дети!» и др.коллективы

 А накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

Осваивая способы действий, дети начинают все более свободно чувствовать себя в творческой игре. Также использую на занятиях элементы театральной деятельности.

В группе есть много дидактические игр

Особо важным, считаю, организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, можно достигнуть значимых результатов.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 – тематические родительские собрания: «День открытых дверей», «Встреча за круглым столом», «Вечер вопросов и ответов»;

 – консультации, оформленные в виде тематических памяток, буклетов, шпаргалок для родителей;

– проведение совместных музыкально-театральных праздников;

  • презентации семейного опыта;
  • фотоальбомы и фотоколлажи,
  • совместное решение проблемных ситуаций;
  • «уроки актерского мастерства» при подготовке к праздникам: этюды, тренинги, ролевое проигрывание;
  • – информационный банк (аудио-, медиа-, видеотека), благодарственные письма.

Данные формы взаимодействия с родителями способствуют включенности родителей в организацию творческой жизни ДОУ и более заинтересованному восприятию информации и обогащению знаниями в вопросах художественно-эстетического развития детей.

Данные результаты мониторинга и наблюдений за свободной деятельностью детей

позволяют сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности, возросло количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно выбирают себе роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений,

В заключении хотелось бы сказать еще и об использовании ИКТ в театрализованной деятельности. Это, прежде всего, знакомство с видами и жанрами искусства: драматический театр, балет, опера, оперетта, музыкальные спектакли. Использование мультимедийных установок, позволяет показать детям все многообразие творчества как взрослых, так и детей, познакомить с известными исполнителями и т.д

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что театрализованная деятельность с успехом решает проблемы не только в социально-нравственной сфере дошкольников, но и проблемы формирования интереса к познавательной деятельности, индивидуализации и повышению качества обучения детей в детском саду.

Источник