Роль педагога в развитии способностей ребенка
Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.
Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.
Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка – это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по – доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.
Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной” волне” с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.
Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Источник
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Краснослободцева Н.В.- музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки», г. Тамбов
“Творческий ребенок, творческая
личность – это результат всего образа
жизни дошкольника, результат его
общения и совместной деятельности
со взрослым, результат его собственной
активности”
Н.Н. Поддьяков
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
В настоящее время сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений. Поэтому в дошкольном учреждении должны работать опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Всем детям в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу – привить ему вкус в творческой работе. И если этого не сделать, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.
Используя методы наблюдения, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций, общение с родителями. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты.
Для того чтобы работать с талантливыми и одаренными детьми, педагогу необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Для успешной работы с одаренными детьми необходима эффективная педагогическая деятельность.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.
Педагог должен:
– быть доброжелательным и чутким;
– разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
– иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);
– иметь высокий уровень интеллектуального развития;
– иметь широкий круг интересов и умений;
– быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
– иметь живой и активный характер;
– обладать чувством юмора;
– проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
– иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
– обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Формы работы с одаренными детьми:
– творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);
– групповые занятия;
– факультативы (дополнительные занятия по направлениям);
– кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);
– занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
– конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
– работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одарённых детей).
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко – одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2003. – 95с.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М Слуцкого. – М.: Прогресс. 1991. – 376 с.
3. Основы педагогического мастерства / под ред. Якушева С.Д. − М.: «Академия» 2008. − 256 с.
4. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М., 2003. − 95с.
5. Штерн В. Умственная одаренность. − СПб.: Союз, 1997. − 128с.
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области
«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»
Воспитатель:
Оберемко Е.А
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Фридрих Шиллер
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.
Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.
Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности – рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.
Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.
Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.
В связи с этим воспитателю должны быть присущи определённые качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий круг интересов и умений, чувство юмора.
Владение воспитателем эффективными методами воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей, поощрение работы над предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей всех, оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников, вовлечение детей в совместную деятельность и др.
Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.
Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.
. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.
Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Литература
1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.
6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050
7. https://infourok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html
Источник