Роль педагога в развитии личности ребенка

Роль педагога в развитии личности ребенка thumbnail

Вера Савишина
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника

Доклад на тему:

«Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.». Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки воспитателя-гуманиста. Современная модель предполагает воспитание в воспитателе профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.

Роль педагога в развитии ребенка – это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.

При взаимодействие педагогов и детей, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения дети проводят значительную часть своей жизни. Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.

Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития.

Познавательная активность в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю,наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: добротой, красотой, умом. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного развития.

Развитие личности ребенка — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является группа, в которой они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — игры.

Овладение действительностью у ребенкаосуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии личности ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

– способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

– тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

– умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

– знания особенностей психического развития детей;

– способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

– способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

– умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

– способность отказаться от ориентации на авторитеты;

Читайте также:  Образец индивидуальный маршрут развития ребенка по познавательному развитию

– умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

– способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

– готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

– креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Педагог должен уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Воспитателю необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем. Никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу и образовательной системе в целом.

Педагогу необходимо формировать положительный микроклимат в группе.

Если ребенку трудно, и у него не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Важно педагогу уметь видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка.

Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагогбудет организовывать процесс познания воспитанников:

– метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

– метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

– метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

– метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, и следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении, и быть не над ребенком, а рядом.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников.

Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать личность дошкольника.

Источник

Значение личности педагога в развитии и самореализации личности ребенка

Психотерапия – терапия душой. Этимология этого слова помогает понять его суть. В слове «психотерапия» два корня: «психо» (в переводе «душа») и «терапия» (в переводе «уход, забота, лечение»). По аналогии с арт-терпией – терапией искусством и трудотерапией – терапией трудом, можно сказать, что психотерапия – это не терапия души, а терапия душой. Таким образом, следует отметить, что психолог работает прежде всего собой, а уже потом можно говорить о методиках и формах работы. Полагаю, что то же самое можно сказать о педагоге дополнительного образования. Дети – самые тонкие психологи, они эмпатичны, восприимчивы, безошибочно определяют настроение и состояние того, кто находится рядом. Педагог занимает чрезвычайно важное место в жизни своего воспитанника, является образцом для подражания. Дети копируют модели поведения, способы контактирования с окружающим миром. Поэтому педагогу так необходимо непрерывно работать над собой, самосовершенствоваться, развиваться; соответствовать современному социуму, быть мобильным, творческим, умеющим видеть и решать проблемы, находить и применять нужную информацию.

Из-за информатизации общества, разросшейся сети Интернет, образовательной средой для современного учащегося является не только школа и учреждения дополнительного образования, но и весь мир. Ребенку трудно ориентироваться в таком обширном потоке информации самостоятельно. Он, зачастую, не имеет нужного ориентира развития. Для этого ему на помощь должен прийти мудрый, знающий, справедливый педагог. В основе учебной деятельности дополнительного образования, бесспорно, лежит сотрудничество педагога и учащегося, ведь только благодаря субъект-субъектному взаимодействию возможно установление прочного дружеского контакта. Главное, к чему стремиться педагог – развить способность к самообучению, сформировать те базовые ценности, которые станут вектором самостоятельного развития ученика.

Человек – животное социальное (по Аристотелю), без общества он существовать не может. Поэтому в процессе становления личности так важно полноценное разностороннее общение со сверстниками и взрослыми. К сожалению, в современном мире с обилием социальных сетей многие больше общаются виртуально, а реального общения не хватает. Кроме этого многие дети и подростки испытывают некоторые трудности в общении: не знают, как вести себя в конфликтной ситуации, как понимать и выражать свои чувства, как слышать и реагировать на чувство другого.

Полагаю, что помощником и учителем конструктивного общения должен стать именно педагог в учреждении дополнительного образования, потому что именно здесь учащиеся проводят свое свободное время и получают те знания, которые не успевают освоить в стенах общеобразовательной школы.

Читайте также:  Развитие психических процессов ребенка 5 лет

Казалось бы, мы с самого детства непрерывно общаемся. Каждый человек в той или иной мере обладает коммуникативными навыками. Поэтому возникает справедливый вопрос: какова необходимость в отдельном курсе «Азбука общения», который нацелен на развитие компетенции социального взаимодействия. Под компетентностью социального взаимодействия понимают умение взаимодействовать с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями; умение вести себя в конфликтных ситуациях, погашение конфликтов; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого человека (раса, национальность, религия), а также опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения.

Курс «Азбука общения» помогает получить ответы на многие интересующие вопросы, поговорить с товарищами о себе и о них. Но, полагаю, это не главное, что происходит на занятиях, главное – это искренний интерес педагога ко всем  участникам группы, который распространяется на детей, со временем они начинают охотнее говорить о себе, потому что остальные с вниманием слушают, искренне задают вопросы.

Работая с детьми, я проявляю неподдельный интерес, инициирую разговор о каждом, о чувствах, впечатлениях, которые возникают в процессе работы, внимательно слежу за реакцией всех членов группы в ответ на слова одного из них. Иногда иду за энергией группы, меняя запланированный ход занятий, чтобы удовлетворить актуальные потребности подростков. На занятиях каждый имеет время и пространство для проявления себя, для обозначения собственных потребностей, социально одобряемого выражения своих чувств.

Одной из отличительных особенностей учреждений дополнительного образования является то, что ребята посещают занятия только если хотят их посещать. Осознание этого факта накладывает большую ответственность на педагога: он должен быть всегда интересен учащимся. Этого можно достичь только постоянно развиваясь и самосовершенствуясь. В современном мире у подрастающего поколения нет пиетета к старшим. Они чаще всего общаются с взрослыми на равных, а именно поэтому так важно вызывать интерес к общению и желание учиться. Трудно не согласиться с тем, что в настоящее время дети превосходят взрослых во многих навыках. Например, они быстрее ориентируются в бесконечно меняющейся жизни. Поэтому процесс обучения протекает в обе стороны, не только дети учатся у педагога. Если старшие поколения воспитаны на авторитете взрослых, то современные дети не боятся своей правоты. И на слова педагога «нельзя» они без зазрения совести спрашивают: «почему нельзя?». Они не боятся спорить, задавать вопросы, поэтому так важно быть подкованным и осведомленным, ведь ответ: «потому что так нужно»,- явно не является удовлетворительным для них.

Современным детям сложно без общения. Им важно всегда быть на связи, они ценят тех, с кем легко и приятно быть в одной компании, хотят развивать в себе компетенции социального взаимодействия. Задача педагога – быть мудрым наставником, верным другом, интересным собеседником. Нельзя не согласиться с английской пословицей: «не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Пригожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя // Интернет-журнал “Эйдос”. 2006. – 24 с.
  3. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  4. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  5. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с.

Источник

Наталья Зимина
Статья «Роль педагога в формировании личности ребенка»

Что может быть важнее, чем наши дети?

Для каждого человека на земле самое дорогое, это наш ребенок,

и каким вырастет этот ребенок человеком, в равной доле зависит от нас взрослых, родителей и педагогов.

Много профессий, на планете Земля, но самой важной (по моему мнению) является профессия – педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка.

Это даже не профессия, а образ жизни.

Статья «Роль педагога в формировании личности ребенка»

Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.

Профессия педагога, на мой взгляд, в наше время не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе.

Роль педагога в развитии личности ребенка

Одним словом, работа воспитателя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня.

Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний.

Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в детский сад приходили случайные люди.

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка омск

С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни.

Роль педагога в развитии личности ребенка

Ещё Л. Н. Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам.

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям.

Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней.

Для дошкольников такой средой является группа, в которой они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — игры.

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки воспитателя-гуманиста.

Современная модель предполагает воспитание в воспитателе профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств.

Роль педагога в развитии личности ребенка

Современный педагог должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми.

Она выстроена в соответствии с Государственным образовательным стандартом, соответствует принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в университете. Факультативный курс “Основы педагогического мастерства” гармонично дополняет дисциплины педагогического блока; дает целостное представление о профессиональной деятельности педагога, его личности; способствует формированию гуманистической направленности; помогает студентам осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности, степень готовности и учебно-воспитательному процессу; развивает творчество, мастерство и культуру. Способность и самовоспитанию, саморазвитию; готовит и разработке собственного стиля работы. Цели и задачи работы – приобщить к профессии, включить в процесс становления себя как педагога.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей, расположить их к себе.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство.

К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения”.

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших – к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Источник