Роль педагога в обучении и развитии ребенка

Роль педагога в обучении и развитии ребенка thumbnail

Содержимое публикации

 Роль педагога в воспитании и обучении дошкольников

Отмечается, что совместные занятия и игры, предоставляющие детям возможность общаться между собой, являются одним из благоприятных условий воспитания детей, которое способствует формированию положительных взаимоотношений, а также развивают социальные чувства. Начиная с первых дней в дошкольном учреждении, воспитатель учит детей правилам поведения со сверстниками, способам проявления внимания к ним, а также выполнению указаний взрослого. Педагог формирует у детей положительное отношение к сверстнику, учит их быть отзывчивыми, вежливыми и доброжелательными.

Младшие дошкольники нередко имеют некоторые трудности при общении друг с другом. Ввиду недостатка опыта совместной деятельности, дети могут оказываться «нечувствительными» к обращениям сверстника. Есть дети, которые не умеют играть с ребятами или заниматься коллективно какой-либо деятельностью.

В возрасте 3-4 лет дети начинают играть парами, однако без должного взаимодействия из-за того, что у них еще недостаточно развиты умения обратиться к товарищу и договориться с ним. Воспитатель может обучить способам поведения на конкретных примерах в течение дня. Например, в случае, когда кто-то из детей возвращается в группу после длительной болезни, чтобы он не чувствовал себя одиноким и чужим среди детей, педагогу следует обратить внимание окружающих на этого ребенка, подсказать, как можно его вовлечь в совместную деятельность. Подобные ситуации позволят детям накапливать практический опыт положительных поступков, соответствующих нормам морали общества.

Общение между педагогом и детьми имеет значительную роль в в формировании у них правильного поведения в коллективе. Именно в повседневной жизни воспитатель обучает ребят поступать в соответствии с определенной моральной нормой: помочь, поделиться, пожалеть, обратить внимание на состояние сверстника. Такое общение приводит к образованию «детского соучастия», которая является первой ступенью в развитии симпатии.

Иногда воспитатели недостаточно используют возникающие в группе ситуации для формирования положительного отношения к сверстнику, что может привести к поверхностным и кратковременным отношениям, и даже нарушениям взаимоотношений между детьми. Обнаруживаются парадокс: ребята, отлично зная правила поведения, тем не менее их нарушают во взаимоотношениях со сверстниками. Это приводит к появлению недоверчивости, повышенной вспыльчивости и обидчивости.

В повседневной жизни в детском саду встречаются множество различных ситуаций, в которых педагог, используя различные приемы, может способствовать формированию положительного отношения.

Без опыта совместной жизни в коллективе, малыши могут случайно причинить друг другу неприятности, которые способствуют возникновению отрицательных эмоций. В пылу игры дети могут нечаянно столкнуться, обидеть своего сверстника, взяв игрушку или разрушив постройку. Педагогу следует стремиться воздействовать как на обиженного, так и на нечаянно обидевшего ребенка, чтобы избежать возникновения у них отрицательного отношения к товарищам.

Воспитатели порой не замечают моменты, в которых следует обратить внимание на обиженного ребенка, попавшее в затруднительное положение. В обыденной жизни, дети часто обижают и обижаются друг на друга даже сами того не замечая. Взрослый должен разузнать, почему дети больше не хотят помогать и играть друг с другом, в чем может быть причина их обиды. Не всегда обратившийся к воспитателю с жалобой ребенок, прав. В подобных ситуациях, воспитатель должен как следует разобраться в поступке, найти объяснение действиям детей, постараться сделать так, чтобы обиженного ребенка можно было занять чем-то в кругу других ребят. В любых ситуациях ребенок должен чувствовать, что вокруг него всегда рядом понимающие и сочувствующие товарищи. В младшем дошкольном возрасте дети еще не владеют методами согласования своих и чужих действий в игре. Они делят между собой роли и игрушки, что нередко приводит к спорам, т. е педагогу нужно поступить правильно. Он не вызовет положительных эмоций и чувств у детей друг к другу, если он просто формально восстановит справедливость: вернет игрушку ее владельцу или накажет зачинщика ссоры без выяснений причины спора.

Педагог должен выслушать виновника ссоры, и тех ребят, которые были свидетелями произошедшего. Затем, педагог должен разъяснить малышам, как надо поступать каждому в возникшей ситуации, еще раз обратив внимание на состояние сверстников в данным момент.

Если разрешать подобные ситуации только наказанием одного из детей, это будет способствовать возникновению отрицательных взаимоотношений. Даже если после наказания воспитатель попытается выяснить у него причины произошедшего, тот уже не станет отвечать педагогу. Воспитатель упустил момент, когда причину можно было найти вместе с другими ребятами и малыш остается обижен на педагога.

Воспитателю необходимо принимать во внимание чувства детей и их отношение к происходящему, сверстникам.

Когда педагог настроен на разговор, когда он доброжелателен и спокоен, дети легче воспринимают даже критические замечания. У детей появляется желание вступить в контакт с воспитателем, и подражая ему в общении со сверстниками стараются быть мягче и добрее.

Под влиянием взрослых дети приобретают опыт саморегуляции спорных ситуаций. «Не отбирай, а попроси», «Давай играть по очереди » и т. д.

Читайте также:  Какими бывают центры развития ребенка

Воспитатели могут прибегать к различным формам общения. Обычно это прямое обращение и воздействие на ребенка: «Старшим надо уступать», «Не будь жадиной» и т. д. Используя эту форму, педагог может объяснить, указать, дать оценку, положительную или отрицательную, действиям ребенка. Исключать такую форму воздействия на детей не стоит, однако следует не забывать, что ребенок отнесет все сказанное только к себе, а остальные дети не включены в общение. В таком случае можно задать вопрос одному ребенку, и разбираться с проблемой при помощи других детей.

В детском саду любое действие ребенка может вызвать интерес его сверстников, благодаря чему между ними возникает общение. Дети высказывают свое мнение по поводу деятельности своего товарище, дают ей оценку, указывают на ошибки или выступают с предложениями, советами, просьбами. Данные обращения могут влиять на взаимоотношения детей между собой. Учитывая возможность возникновения конфликтных ситуаций, воспитателю следует обращаться к ребенку в уважительной форме и учить детей выражать отношение к товарищу так же.

В процессе общения с детьми, педагог регулирует их поведение: обучает правильно вести себя за приемом пищи, быть аккуратным, вежливым и т. д. При этом воспитатель обращается ко всей группе: «Ребята, держитесь за перила спускаясь по лестнице». Главное, чтобы эти указания были сделаны с добротой и симпатией к воспитанникам со стороны педагога, его забота о них.

Нередко воспитатель преподносит детям объяснения тех или иных моральных норм как бы впрок. Но такая информация не всегда оказывается необходимой. Дети младшей группы еще не могут представлять, что и когда с ними произойдет в перспективе. Помощь педагога требуется в данный момент, с конкретной ситуацией, именно тогда они сами смогут самостоятельно разбираться в подобных ситуациях, без помощи взрослого.

Итак, роль воспитателя в формировании правильного общения сверстников очень огромна. От его вклада зависит, сможет ли ребенок хорошо адаптироваться к непривычным, конфликтным ситуациям. Педагог не просто должен следить, чтобы дети не ругались, а объяснять причины их ссоры и предлагать альтернативные решения спорных вопросов.

Подводя итог, второй главе, следует отметить, что общение воспитателя с детьми, происходящее в наиболее эффективной форме способствует формированию положительного отношения к сверстникам. Только в благоприятных условиях и хорошем психологическом климате группы, которые создает педагог, общение способствует тому, что социальные нормы становятся побуждающими мотивами поведения и ее внутренним достоянием.

Источник

Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка – это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по – доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.

Читайте также:  Развитие речи ребенка от одного до двух лет

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной” волне” с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Источник

Значимость личностных и профессиональных качеств педагога в воспитании и развитии ребенка

Определение 1

Педагог (учитель) – это лицо, которое ведет практическую деятельность в области обучения и воспитания детей, а также занимается разработкой и исследованием основных проблем в области педагогики.

Особое значение в развитии и воспитании детей имеет педагогическое мастерство педагога, его профессиональные знания и умения, а также наличие ряда личностных характеристик. Ввиду этого, ни одна техническая разработка никогда не сможет заменить в воспитательно-образовательном процессе педагога.

Читайте также:  Кризис развития первого года жизни ребенка

Главной личностной чертой, необходимой каждому педагогу является любовь к детям. Без любви к ребенку невозможно организовать эффективную педагогическую деятельность. Кроме того, недопустимо, чтобы в педагогическую работу приходили люди, которые не любят и не понимают детей, не видят в них личность достойную уважения. С детьми необходимо работать только в том случае, если есть на это душевное призвание. Только педагог, любящий детей может оказать неоценимое влияние на развитие и воспитание ребенка, формирование его как личности.

Помимо личностных качеств, педагог должен обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями, которыми он будет с душевной мудростью делиться с детьми.

Ввиду того, что современный мир очень изменчив и динамичен, педагог должен постоянно саморазвиваться и самообразовываться, для того, чтобы удовлетворять все потребности учащихся, в разных областях (искусство, культура, политика и т.д.).

Замечание 1

Таким образом, основной задачей каждого педагога является обучение, воспитание, нравственное и духовное развитие детей. Педагог должен «вести ребенка по жизни», оказывая ему необходимую поддержку в познании окружающего мира и адаптации в нем.

Влияние личности педагога на развитие ребенка

Определение 2

Развитие личности ребенка – это процесс его вхождения в новую социальную среду и интеграции с ней.

В зависимости от возраста ребенка и тех, изменений, которые происходят у него в жизни, такой социальной средой каждый раз выступает разное место (детский сад, школа, летний лагерь и т.д.). Вне зависимости от места нахождения и деятельности ребенка, большое влияние на его развитие и становление как личности оказывает тот коллектив, в котором он находится. В этой связи одной из задач педагога является формирование сплоченного и дружного детского коллектива.

Особую роль в любом детском коллективе имеет педагог, так как он руководит данным коллективом и направляет его. От личности педагога многое зависит. Зависит то, как будут складываться взаимоотношения между детьми, в какой психологической атмосфере детям придется взаимодействовать друг с другом и т. д.

Зачастую личность учителя становится настолько значимой для детей, что они стремятся во всем ему подражать. Дети бессознательно присваивают себе стиль поведения педагога, особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда влияние учителя даже больше влияние родителей. Поэтому учителю необходимо всегда регулировать собственное поведение, внешний стиль, речь и т.д., быть всегда примером для подражания.

Современные исследования показали, что роль учителя в развитии личности ребенка осуществляется на информационном уровне. То есть, для достижения желаемого результата, учитель должен вербально взаимодействовать с детьми, посредством диалога или дискуссии.

Помимо вербальных средств, большое влияние на развитие детей, педагог оказывает посредством предоставления им определенной свободы в выборе содержания и форм процесса собственного воспитания и обучения. Такой подход оказывает не только положительное влияние на развитие ребенка, но и способствует сближению учителя с детьми.

Замечание 2

Таким образом, позитивные личностные качества педагога способствуют эффективному развитию ребенка, формированию у него положительных качеств, усвоению им норм и правил поведения.

Влияние личности педагога на воспитание ребенка

Основные критерии эффективности влияния личности педагога на воспитание ребенка выступают:

  1. Организация активной деятельности детей, в рамках воспитательно-образовательном процессе.
  2. Прежде, чем приступить к деятельности, учитель осуществляет формирование мотива на предстоящую деятельность.
  3. Использование в воспитательной работе разнообразных методов, средств, приемов, методик и технологий воспитания, опора на различные источники знаний, в том числе и на технические.
  4. Обучение детей различным способам по нахождению и переработке нужной информации.
  5. Опора на личностно-ориентированный подход в воспитании.
  6. Использование в воспитательной работе сильных сторон ребенка, опора на них, осуществление работы по их развитию и совершенствованию.
  7. Опора на самодеятельность и самостоятельность ребенка, учет его индивидуальных возможностей и потребностей, учет творческих потребностей и потенциала.

Роль личности педагога в воспитании ребенка очень высока, именно поэтому к ней предъявляются следующие требования:

  1. Помимо профессиональных знаний, наличия психолого-педагогической компетентности, обладание свободой от шаблонов, педагогических стереотипов и догм.
  2. Обладание высокой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки.
  3. Наличие творческих способностей и задатков.
  4. Высокая личностная культура и гуманные установки по отношению к детям.
  5. Любовь к детям, понимание и принятие каждого ребенка, вне зависимости от его личностных качеств, внешности, социального положения семьи и т.д.
  6. Умение организовать интересный и привлекательный для детей воспитательный процесс, основанный на знаниях индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, их возможностях и потребностях.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Источник