Роль памяти в психологическом развитии ребенка

Роль памяти в психологическом развитии ребенка thumbnail

Татьяна Тимошенко
Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста»

Огромную роль в развитии детей играет память. То, что ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения. Приобретает умения, навыки. Привычки – это связано с работой памяти. Память – это запоминание, узнавание и воспроизведение различного материала. Ребенок может рассказать выученное стихотворение, использовать в игре усвоенные правила, а также правильно повторить показанные ему движения. Потому что это он запомнил. Иногда у ребенка не получается воспроизвести предмет, вспомнить стихотворение, но он узнает эти объекты, когда снова станет их воспринимать.

Важнейшей задачей обучения является усвоение знаний, которыми ребенок может легко пользоваться. От того, как осуществлялось запоминание, как оно, было, организовано зависит точность. Полнота и легкость воспроизведения.

Запоминание, как и воспроизведение. Может носить непроизвольный и произвольный характер. В связи с этим памятьделится на два основных вида: непроизвольную и произвольную. Непроизвольное запоминание-это запоминание материала, не требующее постановки цели запомнить. Например, непроизвольно запомниться ребенку могут новые, яркие, красочные предметы. Благодаря особенностям объектов, подборке необходимого материала, воспитателю удается руководить процессом непроизвольного запоминания. Однако, все дети индивидуальны в своем развитии. Поэтому, к одному и тому же предмету они отнесутся по-разному. Если у одного ребенка он вызовет непроизвольное внимание, заинтересует его, то у другого этот же предмет не оставит в памяти никакого следа, т. е. оставит равнодушным.

Также непроизвольно может запомниться то,что повторяется много раз: дорога, по которой ребенок ежедневно ходит со взрослыми в детский сад или расположение игрушек, которые необходимо убирать после игры. Однако. Нельзя понять природу непроизвольной и памяти по внешним особенностям объектов или частоты их воздействия. Так как на все из того, что многократно повторяется, нами непроизвольно запоминается.

Непроизвольно в нашей памяти запоминается то, с чем мы постоянно взаимодействуем. Исходя из этого, руководить непроизвольной памятью детей дошкольного возраста – значит разнообразить их деятельность.

На развитие памяти благоприятно воздействует речевая деятельность детей. Ребенок хорошо запоминает предметы, которые воспринимает. Когда называет их. Активно овладевая речью, дети часто выделяют звуковую сторону в стихотворениях, потешках, словах. Им интересно играть в слова и звуки, произносить новые звукосочетания, что оказывает положительное влияние на запоминание ими словесного материала.

Восприятие детьми литературных произведений также играет огромную роль для развития непроизвольного запоминания. Ребенок сочувствует герою, ставит себя на его место. Такие формы как драматизация, игровое действие, чтение в лицах помогают лучше запомнить стихотворение.

Важным средством развития памяти является картинка. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Работая с картинками. Воспитатель помогает детям запомнить те предметы, которые на них изображены. От того, какую деятельность с картинками будут осуществлять дошкольники, будет зависеть, сколько предметов они непроизвольно запомнят. Дети запоминают небольшое количество изображений, если они просто рассматривают картинки, не отыскивая в них сходства и различий.

А когда дети сравнивают картинки между собой, находят в предметах общие признаки, то у дошкольников возрастает непроизвольное запоминание. Поэтому, чем активнее деятельность детей с материалом, тем продуктивнее непроизвольное запоминание ими этого материала.

Поскольку детям лучше запоминается то. Что интересно. Следует воспитывать их любознательность, расширять интересы детей. Именно интерес способствует успешному выполнению работы. Если ребенок равнодушно относится к заданию. То он плохо его запоминает. И, наоборот, у ребенка, которого развито чувство ответственности, серьезнее относиться к своему занятию. Вот почему важно формировать у детей ответственное отношение к своей деятельности, потому что от этого зависят результаты непроизвольного запоминания.

Непроизвольная память у маленького ребенка является господствующей, но даже в следующие годы имеет важное значение, так как обогащает знания ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти очень важен для развития произвольной памяти у дошкольников.

Развитие произвольной памяти начинается с задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить возникает, раньше цели запомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является высокий уровень непроизвольной памяти. И чем богаче знания детей, тем больше возникает возможности у них вспомнить. Педагоги часто побуждают детей запоминать и воспроизводить. Но одного требования воспитателя, конечно, мало. Важно, чтобы ребенком была поставлена цель. Дети ставят цель запомнить при выполнении поручений взрослых или в процессе игры. Дети во второй младшей группе стремятся запомнить при выполнении поручений взрослых, а в средней группе – в процессе игры. Наблюдая за особенностями поведения дошкольников, можно сделать вывод, принимает ребенок цель или нет. И если ребенок, выслушав содержание поручения, старается его передать, то можно сказать. Что ребенок принимает цель запомнить.

Но не только в игре дети выделяют и принимают цели. Большую роль играют рассказы об увиденном, наблюдения в природе, беседы, разучивание стихотворений, счет предметов, а также лепка, рисование и конструирование по образцу. Просто поставить перед ребенком задачу мало, надо научить его, как запоминать, что необходимо делать для этого.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью круп

Произвольное запоминание подразделяется на механическое и логическое. Механическое запоминание построено на неоднократных повторениях, не проникая в сущность предметов или явлений. Например, ребенок может запомнить считалку или стихотворение, потому что много раз слышал эти слова в нужной последовательности. К механическому заучиванию приводит то, что дети плохо понимают трудный материал. Для маленького ребенка задача запомнить- это значит воспроизвести материал со всеми деталями, что приводит к стремлению копировать. Недостаточный словарный запас детей затрудняет возможность заменять одни слова другими, что не говорит об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят.

Логическая память развивается в процессе мыслительной деятельности детей. Что значит научить детей думать? Это значит научить их анализировать.Необходимо обучать детей разным мыслительным операциям: сравнение, обобщение и классификация и т. д., что является способами логического запоминания.

Какими способами запоминания пользуются дошкольники? Прежде всего, это слушание или рассматривание, восприятие и называние объектов. Важным приемом считается повторение материала, его разнообразие. Более продуктивным является способ – смысловое соотнесение. Это когда устанавливается смысловая связь между словом и картинкой (например, к слову молоко ребенок выбирает картинку, на которой изображен стакан). Важный способ логического запоминания – это классификация. Если ребенок не пользуется логической обработкой материала, то продуктивность запоминания, ниже, чем в тех случаях, когда дошкольники анализировали материал, обобщали, устанавливали связи между объектами.

Таким образом, у дошкольников память развивается в процессе воспитания, обучения, формирования у них способов логического запоминания.

Источник

Память ребенка – сложный механизм. Иногда о детях говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Любые родители хотят, чтобы эта фраза не относилась к их ребёнку. Поэтому возникает вопрос: как развить память сыну или дочери?

Что такое память?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс – осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

память ребенка 7 лет

Классификация видов памяти

Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:

  1. Запоминание;
  2. Сохранение;
  3. Воспроизведение при узнавании;
  4. Забывание.

Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание – это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.

Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.

Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.

У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

память ребенка 7 лет

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.
Читайте также:  Бебиблог календарь развития ребенка по месяцам до года

Формирование памяти с 3 до 6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение  иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

память ребенка 6 лет

Формирование памяти с 6 до 10 лет

В возрасте 6–10 лет особенно развивается внимание, происходят первые испытания памяти и внимания в учебных заведениях. У ребенка 9 лет эрудиция расширяется, растет интеллект. Если у малыша 7 лет присутствует недостаток внимания или не выходит сделать уроки, не следует ругаться. Необходимо узнать причину провала и попытаться всем вместе исправить положение.

Формирование памяти с 10 до 14 лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету.  Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

память ребенка

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.

Источник

Роль развития памяти в дошкольном детстве.

Память – это важнейший вид умственной деятельности, развитие которого крайне необходимо начинать в раннем возрасте, ведь хорошая память позволит малышу лучше усваивать материал в детском саду и школе. Развивающие игры на память являются помощниками в тренировке зрительной и слуховой памяти.

   Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память – доминирующая функция, которая проходит большой путь в процессе своего становления. Память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей. Одна из них – непроизвольность. Ребенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными приемами запоминания. Интересные события откладываются в его памяти непроизвольно, без особого труда. Это касается и словесного материала, если он вызывает эмоциональный отклик. Поэтому ребенок с легкостью может выучить стихотворение. Легкими для понимания и запоминания являются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, потому что сопереживает и сочувствует героям. А хорошо понять – значит легко запомнить.

   В дошкольном возрасте память играет активную роль в процессе формирования гармонично развитой личности. Именно поэтому возраст 3 – 4 лет становится для ребенка временем его первых осознанных детских воспоминаний.

   В возрасте 4 – 5 лет у ребенка начинает формироваться произвольная память. На этом этапе сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание проявляются эпизодически. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести в ходе игровой деятельности. Например, взяв на себя роль мамы, девочка может воспроизвести в нужный момент перечень всех необходимых вещей, которые нужны для сна или купания куклы.

   Активное развитие памяти позволяет появится устойчивым образным представлениям, выводящим мышление на новый уровень. А та способность к рассуждению, которая так активно проявляется у старших дошкольников, уже говорит об интенсивном развитии памяти, В результате чего формируется новый уровень восприятия и других психических функций.

Читайте также:  Развитие ребенка от года до трех лет таблица

   Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и предавая ей индивидуальность. Память включается во все виды деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

   Осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

   У старших дошкольников на ряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

   Таким образом, у дошкольника на ряду с образной памятью начинает складываться память словесно – логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в ее взаимодействие с первой. Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщенные группы сходных предметов и явлений, придает запоминанию словесно – логический характер.

   Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

   Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнение какой – либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастание регулирующей роли речи.

   Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний, в них отражаются существенные события из жизни ребенка. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он прошлым летом ходил с папой на рыбалку.

   Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Ни какая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития. Вместе с тем совершенствуются приемы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процессе запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки предметов, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

   Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

   Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.

   Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких – то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности.

Источник