Роль отца в развитии ребенка раннего возраста

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста
Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до их рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения (или даже в первые часы), когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно усиливая их будущую привязанность друг к другу.
Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку. Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т. п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.
За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матерям. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».
Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.
Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки», «Сорока» и т. п.). Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких, очень маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность. Отметим, что трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.
Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.
У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.
Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.
В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т. е. рожденных вне брака, в два раза выше. При поддержке отца женщина может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.
Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)
Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)
В отечественной психологии младенчество рассматривается как особый возраст, в котором устанавливается эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым и который характеризуется особой социальной
Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)
Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)
Организация образовательного процесса обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Развитие детей раннего возраста
Развитие детей раннего возраста
Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного
Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей
«Семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа»
А. С. Пушкин. Роман в письмах
Предисловие
Помню, как в клубе критиков питерского Дома кино обсуждали фильм Е. Мотыля «Звезда пленительного счастья». По ходу разговора встал вопрос
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел
Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка
Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка
Книжки вредные и полезные для детской психики.
Значение любимой сказки в выборе жизненного пути.
Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не
Роль отца в естественном воспитании
Роль отца в естественном воспитании
Семь секретов естественного воспитания срабатывают лучше, если есть отзывчивый и заботливый папочка. Хотя в первые годы жизни ребенка для него естественно отдавать предпочтение матери, отцы просто необходимы. Отец обеспечивает
Источник
Роль матери в раннем развитии ребёнка переоценить сложно. Все знают, что значит быть «хорошей» матерью. Или хотя бы «достаточно хорошей». И стремятся к этому. Не пора ли нам поговорить о «хорошем» отце? Ведь для мужчины быть даже «достаточно хорошим» отцом — уже серьёзное достижение.
Далеко не каждый отец стремится разделять с женой её материнские чувства, начиная с ранних сроков беременности и до окончания отпуска по уходу за ребёнком. Более того, отцы, как правило, считают, что их очередь заботиться о развитии малыша наступает не сразу, а лет с шести-семи.
Они ошибаются. Ребёнок с самого рождения требует повышенной эмоциональной включенности отца. Да, это сложно. Ещё недавно ты был единственным объектом любви своей женщины, а тут обнаруживаешь, что у тебя есть соперник. Не каждый отец справляется с новой для себя семейной ролью.
Конечно, есть зрелые отцы — те, кто уже справился с чувством соперничества. Такие отцы с радостью приветствуют появление малыша и сразу же погружаются в заботу о его эмоциональном развитии и психическом здоровье. И я хочу, чтобы таких отцов стало больше. Поэтому предлагаю разобраться в том, как должен себя вести «хороший» отец на ранних фазах развития новой личности.
Симбиотическая фаза (0–12 месяцев)
Симбиотическая фаза — основа для формирования способности ребёнка строить отношения с другими. Это первый опыт его любовных и любящих отношений с матерью. В этот период мать и дитя практически неотделимы друг от друга, составляют единый социальный организм на практически биологическом уровне. Однако бывает, что матери приходится время от времени покидать ребенка. Например, если она вынуждена выйти на работу или эмоционально недоступна и не может поддерживать необходимый уровень симбиоза. В таких случаях становится особенно важным присутствие отца, если он способен восполнить ребёнку дефицит близости с матерью.
Чтобы успешно реализовать роль доступной замены матери, отец может купать ребёнка, пеленать, укладывать спать, кормить молочной смесью — вести себя так, как вела бы себя мать. Если отцу удастся выстроить с малышом достаточно тесную эмоциональную связь, в будущем это поможет ребёнку лучше адаптироваться в обществе и выстроить гармоничные отношения с другими людьми.
Но и при наличии «хорошей» матери активное присутствие отца в симбиотической фазе поможет ребёнку развить чувство единства с кем-то кроме матери. Отец, время от времени замещающий мать, запускает процесс ранней сепарации малыша от матери, а это хорошая прелюдия к последующим фазам становления его личности.
Зрелая эмпатичная мать, настроенная на своего растущего ребёнка, предвидит следующий шаг в его развитии и помогает его сделать — сознательно создаёт ситуации отчуждения и вовлекает отца в проявление заботы о малыше. Но бывает, что мать эмоционально зависима, перегружена, утомлена или подавлена. Она невольно обращается к ребенку как к кому-то, кто может её утешить. Она забывает, что малыш растёт и уже готовится вступить в следующую фазу, и пытается продлить симбиоз, нарушая естественный ритм эмоционально-психического взросления ребёнка.
В подобных случаях присутствие отца в жизни ребёнка становится и вовсе необходимым. Он должен вмешаться в затянувшуюся симбиотическую связь и спасти малыша от поглощения формирующейся личности матерью.
Фаза практикования (13—18 месяцев)
В этой фазе ребёнок начинает ходить и уже может сам удаляться от матери — уползать или отходить от неё. Он получает огромное удовольствие от ощущения новых способностей. В нём проявляется здоровое самолюбование, ведь он теперь может самостоятельно изучать мир, манипулировать предметами и людьми, играть без мамы и папы.
И этот здоровый нарциссизм всецело разделяют родители, радуясь вместе с ребёнком. Зрелая мать поддерживает зарождающуюся независимость малыша. Но в то же время остаётся достаточно доступной для него: она должна быть рядом, когда ребёнок захочет вернуться к ней за эмоциональной «дозаправкой».
Отец является для малыша таким же источником «дозаправки». Но он делает это по-другому — показывая ребёнку новые возможности в их отношениях:
— активные игры,
— подбрасывание к потолку,
— катание на шее.
Эти несложные, но интенсивные для ребёнка, игры делают фигуру отца более отчётливой, показывают малышу различия между матерью и отцом. Это помогает ребёнку быстрее дистанцироваться от матери. Кроме того, ребёнок соотносит свои движения с движениями отца, понимает, какой папа большой, ловкий и сильный. Это наполняет его восторгом, восхищением перед «сверхспобностями» отца, которые впоследствии трансформируются в глубокое уважение.
Фаза сближения — удаления (1,5–3 года)
В фазе сближения — удаления ребёнок продолжает изучать окружающий мир и стремится более активно отделяться от матери. Ему уже не так важна эмоциональная «дозаправка». Малыш создаёт собственный микромир. Может даже показаться, что он порой проявляет агрессию по отношению к матери.
И здесь кроется опасность. Мать, чувствуя эту агрессию, может подумать, что ребёнку её не хватает, и начать снова его опекать. Это может спровоцировать регресс их отношений в сторону симбиотической фазы. В таких случаях снова необходимо активное вмешательство отца. Он должен поддержать ребёнка в борьбе за свою независимость, что снова подчеркнёт отличия отца от матери в глазах ребёнка.
Активное присутствие отца во всех фазах раннего развития малыша крайне важно как для мальчика, так и для девочки. Оно облегчает прохождение ребёнком следующих стадий взросления. Если отец осознает свою роль в этом процессе и проявит себя, то к трём годам у малыша сформируется ясный образ хороших родителей, которых он будет легко отделять от собственной личности. Эта идентификация родителей и себя помогает ребёнку почувствовать себя уникальной личностью, а не продолжением матери или отца. В будущем это приведёт к более плавной, гибкой и естественной сепарации выросшего ребёнка от родителей. Он легче выпорхнет из родительского гнезда и шире расправит крылья.
А как же быть, когда у ребёнка нет отца или когда он есть, но совершенно равнодушен к малышу? Я считаю, что имеет значение не столько наличие отца или человека, который его замещает, сколько присутствие отцовской фигуры в структуре желания матери.
Если для матери есть отцовская фигура, если она любима и уважаема, то образ отца можно смоделировать. Достаточно фотографии любимого певца или киноактёра на стене. Это поможет ребёнку преодолеть Эдипов комплекс независимо от наличия в доме мужчины. Но если женщина не уважает мужчину, с которым живёт, её ребёнок не преодолеет Эдипов комплекс, даже если отец будет рядом круглые сутки.
Возможно, в такой ситуации даже лучше, чтобы совсем не было отца. Тогда он не разрушит идеальный образ, сложившейся в сознании матери, и ребёнок с большей вероятностью справится с Эдиповым комплексом и естественным путём сепарируется от матери.
Источник