Роль отца в психологическом развитии ребенка

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей.

Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения, когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно, усиливая,  их будущую привязанность друг к другу.  

Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец, может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка.

Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку.

Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т.п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе  за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матери. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей  – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности.

Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки, «Сорока» и т.п.). Отцы устраивают необычные, энергичные непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца  (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявления физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличии от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность.  Отметим, что трех-четырехлетние  дети с большим желанием общаются с родителями противоположного пола –подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик, учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый должен осознавать это и помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.

У девочки  на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.  Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его  «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает  у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т.е. рожденных вне брака, в два раза выше.  При поддержке отца женщина может передать своим детям чувства уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют к нему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.                              

Источник

Сегодня будет большая и сложная тема! Помните, что в своей работе, своей практике я всегда встаю на сторону ребенка. Даже если этому ребенку уже 40 лет. Психосоматика закладывается с детства, и роль отца очень важна в жизни ребенка. Почему – разбираем дальше!

Читайте также:  Развитие психических новообразований у ребенка

Начало отцовства

Естественно, отец является нечто большим, чем донором спермы. Однако это не означает, что сбрасывается со счетов важнейшая и универсальная часть «эффекта отца» – генетическая информация. В первую очередь, существует риск того, что от отца по наследству может передаться какая-либо болезнь, в связи с этим, если в отцовской семье было такое, то перед зачатием требуется консультация с врачом-генетиком.

Также есть эпигенетика – это изменения в деятельности генов, которые вызваны стилем жизни, окружающим миром и иными факторами извне. Ранее за переданные по наследству заболевания обвинялась мать. Но новейшие исследования доказывают, что возраст папы, его жизнь перед зачатием ребенка очень мощно влияют и на здоровье, и на судьбу его будущих детей.

«Эффект отца» – под этим понятием скрыты все достоинства присутствия отца в жизни ребенка.

«Отцу и ребенку достаточно быть вместе в течение минимального времени для проявления данного эффекта. Даже если смотреть телевизор вместе с ребенком, то для него это очень много значит», – отмечает специалист по детско-родительским отношениям Пол Амато (Университет штата Пенсильвания, США).

Детям необходим отец – доказано научно

Необходимость любящего и заботливого отца для роста и развития ребенка является не субъективным мнением, а объективным и доказанным фактом. Хотя большая часть исследований о родителях проводится, изучая материнскую роль, но в последнее время становится более понятна тема хорошего отцовства.

Исследования показывают, что, если папа принимает активное участие в воспитании ребенка, то снижается риск того, что дитя пойдет «по кривой дорожке» (не окончит школу, попадет в места не столь отдаленные) по сравнению с детьми, у которых отец вечно на работе или же он отсутствует вообще.

С позиции психосоматики отсутствие отца влияет на детей самым негативным образом. Девочки становятся жесткими, мальчики, наоборот, мягкими.

Ребенок, который близок с папой, не устремлен рано начинать половую жизнь, он вообще старается избегать риска, ведет себя адекватно по сравнению с теми, кто лишен отца. Воспитанный в хороших дружеских отношениях с отцом ребенок, став взрослым, как правило, устраивается на престижную работу, получает отличный доход, заводит крепкую семью. Жизнь такого ребенка складывается удачно. Помимо этого, дети ответственных отцов обладают хорошим уровнем IQ уже в три года и имеют меньше психологических сложностей на протяжении всей жизни.

Отцы нашего времени сами хотят принимать активное участие в жизни ребенка. Так было, конечно, не всегда. Взгляд на отцовство изменился сравнительно недавно.

Пятьдесят лет назад папы не заботились о своих детях

До 1960-1970 гг. отцы не поддерживали своих жен на родах и не заботились о новорожденных детях. Было такое мнение, что отец необходим для обучения уже подросшего ребенка ходьбе, далее игре в прятки, для обучения езде на велосипеде, плаванию. А возятся с младенцами пусть мамы, бабушки и няньки.

Но исследования, которые проводились в течение последних десятков лет, утверждают, что чем быстрее будет включенность отца в воспитание, тем лучше. Например, у отцов, которые активно вовлечены сначала в процесс беременности (консультации с врачами, УЗИ), а потом присутствуют на родах, изначально происходит установление особой сильнейшей эмоциональной связи с ребенком, продолжающейся всю жизнь.

Естественно, отец не ключевое звено, когда плод только развивается, после начального генетического вклада папы ждут появления на свет своих детей, но вынашивание и роды – стадия начала «эффекта отца», и это очень важно.

Ребенку важно качество времени, которое он провел с отцом

Повезло отцу, проживающему в одном месте со своим ребенком и каждый день посвящающему ему немного времени. Естественно, что такой отец больше влияет на ребенка, по сравнению с тем, которого постоянно нет дома.

Папам, живущим отдельно от детей, труднее исполнять свои обязанности и принимать активное участие в их воспитании. «Нужно писать, звонить, быть на связи, даже если вы далеко не рядом, ребенок почувствует заботу и то, что папа не забывает о нем», – говорит социолог Мэрси Карлсон (Университет штата Висконсин).

«Если на данный момент вы не можете сделать даже этого, то помогайте ребенку хотя бы финансово. В будущем это получит позитивное отражение на ваших отношениях», – рекомендует социолог.

«Включиться в воспитание и просто находиться рядом – это разные вещи. Детям важно не количество времени, которое они провели с отцом, а его качество», – утверждает Мэрси.

Ключевой фактор в воспитании – эмоциональное тепло в общении с ребенком. Если отец занимается детьми большое количество времени, но равнодушен к ним или ругается на них, то здесь нет ничего хорошего.

Отцы наделены уникальными способностями

Мужчины нередко задаются вопросом, зачем им уделять время и растрачивать энергию на младенца, который первые два года обо всем сразу же забывает. Необходимо понять ситуацию полностью.

Исследования доказывают, что если в первые месяцы папа присутствует в воспитании, то ребенок имеет очень много эмоциональных, социальных, интеллектуальных достоинств. Например, у малышей, отцы которых постоянно были с ними в возрасте одного месяца, выше IQ в один год.

Идентичные результаты были выявлены у недоношенных младенцев, о которых папы заботились со времени появления на свет, а еще у девятимесячных малышей, постоянно игравших с отцами.

После первого года жизни «эффект отца» выражается еще больше. Исследования доказывают, что регулярное участие отца в воспитании ребенка (кормить, играть, читать книжки) очень полезно для него.

Причем, вероятно, что у пап есть уникальные способности. К примеру, они эффективнее, чем мамы обучают детей плавать: наверное, потому что у отцов меньшая склонность к проявлению гиперопеки и нет страха рисковать.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста

Считается, что сыну папа нужен больше, и исследования подтверждают это. Мальчики, которые растут без пап, чаще имеют трудности в общении с окружающими, им сложнее завести семью.

Именно папы являются ключевым звеном в социализации детей. Огромное исследование (при участии 9000 человек) выявило, что смерть папы оказывает наиболее сильное влияние на сына, чем на дочь.

  • Детям очень нужны отцы. Не только сыновьям, но и дочерям.
  • Девочки подросткового возраста хотят тепло общаться с папой.

Большое количество исследований доказывает, что до того, как наступает подростковый период, «эффект отца» аналогичен для мальчиков и для девочек. Дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, имеют много преимуществ по сравнению с теми, у кого не было отцовской вовлеченности в процесс развития. В начале пубертата папы неожиданно начинают много значить в сексуальном детском поведении.

Очень выражен данный феномен у девочек подросткового возраста. Если дочь и отец доверяют друг другу, то у дочери вряд ли ожидается ранняя половая жизнь, вступление в беспорядочные связи или незащищенные половые акты.

«Когда мы говорим о дочерях подросткового возраста, то в этом случае следует найти время, чтобы послушать их, поговорить об их проблемах, узнать, что для них важно, что происходит в их жизни. Это убережет девочек от большого количества опасностей», – рекомендует папам специалист по данной теме Даниэль Дель-Приоре.

Как быть хорошим отцом

Для этой цели необходимо делать много всего. Но ничего – невозможного!

  • Вести ЗОЖ еще до зачатия. Чтобы у ребенка был самый лучший, с точки зрения генетики, жизненный старт.
  • Проявлять заботу по отношению к матери при вынашивании и родах для наиболее раннего установления связи с ребенком.
  • Учиться игре и общению с малышом, даже если он ничего не запоминает.
  • Советовать дочке-подростку, что правильнее сделать в различных случаях.

Это всего лишь мелочи отцовского поведения. Важно не просто механическое выполнение всех научных рекомендаций, а реальное вкладывание в отцовство всей своей широкой души. Всегда нужно помнить, что ребенок постоянно наблюдает за папой и перенимает от него много всего.

Потому, все, что делает отец, очень много значит. То, как себя ведет папа, оказывает огромное влияние на то, каким человеком станет ребенок во взрослом возрасте.

Источник

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста

Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до их рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения (или даже в первые часы), когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно усиливая их будущую привязанность друг к другу.

Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку. Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т. п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матерям. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки», «Сорока» и т. п.). Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких, очень маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность. Отметим, что трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Читайте также:  Цели развития ребенка в детском саду

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т. е. рожденных вне брака, в два раза выше. При поддержке отца женщина может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)
В отечественной психологии младенчество рассматривается как особый возраст, в котором устанавливается эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым и который характеризуется особой социальной

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)
Организация образовательного процесса обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Развитие детей раннего возраста
Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

«Семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа»

А. С. Пушкин. Роман в письмах

Предисловие
Помню, как в клубе критиков питерского Дома кино обсуждали фильм Е. Мотыля «Звезда пленительного счастья». По ходу разговора встал вопрос

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел

Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка

Книжки вредные и полезные для детской психики.
Значение любимой сказки в выборе жизненного пути.
Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не

Роль отца в естественном воспитании
Семь секретов естественного воспитания срабатывают лучше, если есть отзывчивый и заботливый папочка. Хотя в первые годы жизни ребенка для него естественно отдавать предпочтение матери, отцы просто необходимы. Отец обеспечивает

Источник