Роль отца в психическом развитии ребенка скачать бесплатно

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей.

Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения, когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно, усиливая,  их будущую привязанность друг к другу.  

Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец, может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка.

Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку.

Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т.п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе  за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матери. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей  – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности.

Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки, «Сорока» и т.п.). Отцы устраивают необычные, энергичные непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца  (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявления физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличии от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность.  Отметим, что трех-четырехлетние  дети с большим желанием общаются с родителями противоположного пола –подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик, учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый должен осознавать это и помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.

У девочки  на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.  Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его  «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает  у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т.е. рожденных вне брака, в два раза выше.  При поддержке отца женщина может передать своим детям чувства уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют к нему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.                              

Источник

Влияние отца на психическое развитие ребенка

 (Консультация для родителей)

    Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение “включенных отцов” и “включенных матерей”, т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка “неправильного”, “плохого” поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа “Я”.

Практические рекомендации

  1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

  1. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
  2. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.
  3. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.
  4. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  5. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
  6. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
  7. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не “ты плохой”, а “ты плохо сделал”. Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
  8. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Источник

ТЫ   НУЖЕН   МНЕ,   ПАПА!

РОЛЬ ОТЦА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одним из важных условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения.

 Существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемы» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы на мать. Воспитание детей  – это постоянное занятие, в котором участвуют и отец, и мать.  

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского стиля общения. Матери большую часть времени общаются с детьми воспитатель время ухода за ними, отцы же – в процессе игры. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные игры. Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему воспитатель всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, в жестах, речи  –  и, прежде всего, в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам.

Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания,  – недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление  к разрушительству. Влияние отца делает ребенка дисциплинированным, открытым, честным, обязательным. Кроме того, без положительного влияния отца мальчик, повзрослев, не сможет передать своему сыну адекватный опыт полоролевого поведения.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

О значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т.е. рожденных вне брака, в два раза выше. При поддержке отца женщина может передать своим детям чувство уверенности  в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей  совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых воспитатель многом зависит его будущее благополучие.        

Источник

Сергеева Елена Александровна

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5», воспитатель первой квалификационной категории

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы  традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать и отец помогают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром.

 К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства. Отец в современной российской семье выполняет одну из самых важных ролей в воспитании ребенка. С одной стороны, над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец все более становится полноценным субъектом воспитания. Если его традиционная роль ранее была связана с институтом наследства, то «новые отцы» осознают свою ответственность за эмоциональное состояние своих детей, осознают, что отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности .

Американский социолог Дж. Левин писал: «В новом понятии отцовства постепенно начинает исчезать линия, которая разделяет область материнства от области отцовства. При новом отцовстве мужчины начали осознавать, что значит быть родителями и делать для своих детей то, что всегда делали женщины».

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Отцы во многом влияют как на эмоциональное, духовное, нравственное, психическое развитие ребенка-дошкольника,  так и определяют его жизненную позицию, формирование самооценки, играют огромную роль в его воспитании

Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время, современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагало усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир, начиная с младенчества.

Отцовство проявляется в основном в семейных взаимоотношениях.         Именно в рамках семьи реализуются основные функции отцовства, происходит общение, приводящее к развитию обоих субъектов этого общения — ребенка и отца.

Если мать, по меткому выражению Э. Фромма, – «это дом, из которого мы уходим, это природа, океан», то отец имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским. «…Но зато отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где – мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия и приключения.

Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Более старшему ребенку необходима отцовская любовь, его авторитет и руководство. Таким образом, по мнению психоаналитиков, функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца, его роль в воспитании заключается  в обучении ребенка, руководстве им таким образом, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.

В идеальном случае материнская любовь не пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным отделиться от нее. Отцовская любовь является направляющим принципом, а также ожиданиями; ей следует быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной. Она должна давать ребенку всевозрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему выглядеть авторитетным в собственных глазах, освободившись от авторитета отца.

Для семьи в целом и для обоих родителей как личностей рождение ребенка является вехой в развитии и представляет собой стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, и, как показали исследования Л.Л. Баз, Т.А. Баландина, Г.В. Скобло, эмоциональная поддержи мужа, благодаря которой жене удавалось с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки является провоцирующим моментом для возникновения у нее тревожно-депрессивных расстройств, являющихся, как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.

Позднее отец помогает развитию ребенка через игры. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. В. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. В исследовании Т.А. Думитрашку  было выявлено, что размер семьи является значимым фактором для когнитивного развития детей, которое зависит от идентификации с родителем и порядка рождения. Действие указанных факторов обусловлено тем, что психологический статус каждого ребенка в семье изменяется вместе с изменением конфигурации семьи. А эффект очередности рождения объясняется положением детей в семье: так, наиболее тесные взаимодействия у родителей, как показывает практика, с первенцами.

Имитируя взрослого, ребенок принимает его за модель и оказывается психологически зависимым от этого взрослого. Отрицательный эффект большего порядкового номера рождения на когнитивное развитие детей будет определяться тем, что у последнего ребенка в большой семье выбор объекта для идентификации становится шире (в качестве модели могут выступать и старшие дети), и тем, что статус ребенка изменяется с появлением нового члена. Заметим, что качество взаимодействия со старшими детьми и родителями  существенно различно. Контакты с родителями и вербально, и интеллектуально богаче, чем контакты со старшими братьями и сестрами. Таким образом, старшие дети не в состоянии служить полным аналогом родителей для младших.

Ш. Барт полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение так или иначе выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя таким образом модели поведения и моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие. Это важно, т.к. именно родители удовлетворяют потребности ребенка, т.к. он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей. То, что любовь отца условна, по мнению  Ш. Барта  является важнейшим фактором морального развития ребенка .

О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой  идентичности, говорил еще 3. Фрейд. По мнению и других исследователей, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются: 1) доминантность отца как уровень его влияния в семье; правда, именно доминирование отца может привести как к развитию активности, так и к развитию пассивности ребенка; 2) забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности. Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери — семейную жизнь или ориентацию на карьеру.

Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных отцов» менее тревожны во внесемейных ситуациях; лучше справляются с фрустрацией; с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми; более социабельны; их самоуважение и уровень притязаний выше.

Е.П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям.  Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных отцов», оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных отцов».  

В современном мире по количеству времени и качеству общения выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка:

  •  Традиционный отец — отец как воплощение силы, авторитета и
    социальной компетенции. Важнейшей задачей такого отца является
    содержание и защита матери и ребенка. Таким образом, он отдален от
    ребенка и взаимодействует с ним только тогда, когда возникают разногласия и мать не в состоянии их разрешить; его слово — закон, его поведение обсуждению не подлежит, ему свойственен авторитарный стиль воспитания, эмоциональной близости с ребенком нет, т.к. поддерживается авторитет и власть.
  •  Отец-партнер — это отец как образец, помощник и партнер по
    играм. Такой мужчина полагает, что для гармоничного развития ребенка необходимо участие обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкое распределение ролей, в том смысле, что отец, кроме своей работы, уделяет внимание проблемам ребенка. Таким образом, отец играет значительную роль в воспитании и жизни ребенка, а кроме того, еще и активную роль в семье.

•  Новый отец (Heiliger A., 1989; Gampert., 2000; Horst. P., 2000; Fthenakis W.Е., 2001). Термин «новый отец» (соответствует термину «ответственное отцовство»), что характеризует не столько операциональный аспект взаимодействия отца и ребенка, сколько намечающуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца.

Таким образом, хотя в современном обществе существует достаточно прочный стереотип некомпетентности отца и его невключенности в воспитание ребенка, вышесказанное позволяет утверждать, что участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

Участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого понимания своей родительской  роли, оказывает положительное влияние на развитие детей. Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить  женщина-мать. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.

Источник